Главная » 2013»Январь»18 » От Днепра до Арарата: тысячелетний путь братства и согласия
От Днепра до Арарата: тысячелетний путь братства и согласия
02:29
Analitika.at.ua. В 2013 году Украина председательствует в ОБСЕ и, конечно,
будет поддерживать усилия Минской группы по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта. А недавно исполнилось 20 лет установления дипотношений между
Арменией и Украиной — странами с непроходящей исторической памятью. Оба народа
прошли свой долгий исторический путь в мире и согласии, поддерживали духовные,
культурные и политические связи. Несомненно, в перспективе эти отношения будут
еще крепче...
Об Украине, об армяно-украинских связях почти все и даже
больше знает дипломат, сотрудник МИД, кандидат политических наук Гагик
Вартанян. И не случайно: в 2006-2011 гг. он являлся Чрезвычайным посланником и
полномочным министром посольства Армении в Украине. Кроме того, он руководил
консульским представительством посольства в Украине и Молдове. Занимался также
и деятельностью Союза армян Украины, в удачах и достижениях которого видит особую
роль посольства Армении.
Завершив дипкомандировку и вернувшись в родной МИД,
Г.Вартанян конкретно "украинскими делами” не занимается, но... "Я постоянно
ощущаю в себе нерв украинской земли, вкус и запах Днепра и киевской улицы
им.Артема — моими эмоциональными спутниками” — такие слова не часто можно
услышать от дипломата. Предлагаем интервью с Гагиком ВАРТАНЯНОМ, значительную
часть которого составляет исторический экскурс.
- "Автор "Энциклопедии армянской культуры в Украине”
известный украинский ученый, философ, арменовед Ирина Гаюк, - говорит Гагик
Вартанян, - в одном из своих интервью дала очень точную и емкую оценку
исторической роли армянской общины в Украине: "Веками, а может быть,
тысячелетиями армяне были на этих землях: приезжали с разными миссиями,
останавливались кратковременно, оседали надолго — и это самое главное. Они
здесь были и они здесь есть. Армяне оставили заметный след во всех сферах жизни
общества, и без них история, культура, да и просто жизнь других народов на
украинских землях была бы другой”. Считаю своим долгом отметить энциклопедию
Ирины Гаюк — великолепный труд, показывающий исторические реалии.
Украинская земля была знакома армянам с периода становления
Киевской Руси. Об этом свидетельствуют не только древнейшие источники, но и
археологические находки: в Киеве были обнаружены монеты, изготовленные в
столице Древней Армении — Двине. С помощью армянских первоисточников была
уточнена дата основания Киева, существует сходство древнеукраинской легенды об
основании Киева, приведенная летописцем Нестором в "Повести временных лет”, с
армянской легендой об основании города Куара, сохранившейся в древнеармянской
"Истории Тарона”.
Дружеские связи армянского и украинского народов прошли
через горнило суровых испытаний. Вместе с коренным населением армяне
участвовали в освободительной борьбе украинцев, плечом к плечу сражались на
полях битв, выполняли важные военные и дипломатические поручения. Словом, оба
христианских народа всегда связывали, прежде всего, культура и духовность. А
это очень немаловажные элементы в межгосударственных отношениях.
Дипломатический опыт Киевская Русь приобретала, активно
поддерживая отношения с Византией, Святым Престолом, Германской империей,
Францией. Особенно разветвленными и динамичными внешние отношения стали во
времена правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). И здесь нужно обратиться
к одной очень заметной исторической личности. Это царевна Анна. Исторические
источники свидетельствуют о том, что христианство в Украине распространяла жена
князя Владимира — армянка Анна. Она была сестрой византийского императора Василия
(Барсега), армянина по происхождению, выдавшего ее за Владимира во имя
укрепления дружественных связей между двумя народами. Благодаря стараниям
Ярослава Киевская Русь в короткий срок вошла в число одних из наиболее
просвещенных держав своего времени. Этому способствовало и привлечение в Киев
образованных людей из других стран, в том числе и из Армении. Армянские мастера
принимали участие в строительстве наиболее выдающегося архитектурного памятника
Киевской Руси — собора Святой Софии в Киеве. После кончины Ярослав Мудрый был
похоронен в Софийском соборе. До наших дней дошел саркофаг, в котором был
погребен князь, с четырьмя высеченными на нем армянскими буквами.
Самое удивительное в наших отношениях — это архитектурные и
литературные памятники и армянская миниатюра Львовской школы или Крымской,
тысячи страниц армянских рукописей, это красноречивые факты на все времена. А
переводческие связи Украины и Армении прослеживаются аж с XIII века. Так, на
армянский язык было переведено "Житие Бориса и Глеба”, на древнерусский —
"Житие и страдания великомученика Григория, епископа Армении”.
Период XII-XIV веков был критическим для армянской
государственности, и это обусловило новый приток армян в Украину. В этот период
здесь организовалось свыше полусотни колоний армян. В основном во Львове, в
Каменец-Подольске, Станиславе, Луцке, Замостье и в других местах. Соответствующими
указами им обеспечивалось самоуправление, дела армян решались в суде и
разбирались в магистрате. В 1367 году во Львове открылась армянская церковь —
первое каменное строение в городе. Там же в 1616 году была основана армянская
типография, где впервые в Восточной Европе была издана книга на армянском
языке.
Продвижение украино-армянских отношений особенно стало
заметным в Казацкий период. Как результат доброго отношения украинцев к
армянам, последние плечом к плечу выступали с украинцами в борьбе против
иноземных захватчиков. Очень дружественные отношения армян с запорожскими
казаками, которых армяне называли "народ-кремень”, особо проявились в дни Хотинской
битвы 1621 года. Известно, что армянский староста Каменец-Подольска Лукаш с
большими почестями и с особой теплотой принимал у себя казацкого гетмана Петра
Сагайдачного и юного престолонаследника — польского королевича Владислава. История
Хотимской битвы, сведения о запорожских казаках нашли отражение в трех
чрезвычайно интересных памятниках, оставленных нам выдающимися представителями
тогдашнего украинского армянства, а именно — летописцем Оксентом, которому
принадлежит значительная часть известной хроники "Каменец”, путешественником и
писателем Симеоном Легаци, автором "Дорожных записок”, и историописцем
Овганнесом Каменаци, который и подарил нам "Историю Хотимской войны”. В
армянских хрониках отмечается также бесстрашие морских походов казаков, которые
на судах "чайках” в 1624 году доходили до предместьев Стамбула.
Армяне способствовали развитию экономики, торговли, ремесел,
принимали активное участие в общественно-политической и культурной жизни их
второй родины, выполняли важные дипломатические поручения, налаживали тесные
хозяйственные связи украинских земель не только с соседними, но и с Турцией,
Персией, Египтом, Индией. Знаменитый историк армянин Садок Баронч описывал
следующий случай: в 1672 году турки осадили Львов, к ним была отправлена для
переговоров делегация представителей города, в число которых входили и армяне. За
снятие осады турки потребовали выкуп 80 тыс. дукатов и еще 9 заложников из
представителей наиболее уважаемых львовских семей. Двумя добровольными
заложниками стали львовские армяне Габриель Бернатович и Якуб Яськевич.
В конце XVI — начале XVII веков армянские переселенцы стали
играть важную роль и в политической жизни Речи Посполитой, в составе которой
находились 2/3 территории Украины. Они оставили заметный след в истории
польской дипломатии на Ближнем Востоке. В разное время были известны дипломаты
Криштоф (Хачатур) Серебкович, Николай Байдулович, граф де Сири, Петр
Григорович, Ромашкевич и другие армяне.
В исторических источниках сохранились сведения о совместном
сопротивлении наших народов за сохранение своего вероисповедания против попыток
римско-католической церкви ввести унию с Ватиканом. Эта борьба долгое время
проходила успешно, однако в 60-70 годах XVII в. уния все же была введена.
Мало кто знает о том, что "Свод законов церковных и
гражданских” — первого светского закона правил, составленного армянским
богословом Мхитаром Гошем (1120-1213), в XYI веке судебник был принят польским
королем Сигизмундом I для армянских колоний во Львове, в Каменец-Подольске и
других городах Западной Украины.
В состав этого свода, без всякой системы и руководящей нити,
вошли, кроме законов восточно-римской империи, армянские национальные обычаи,
каноны церкви православной и армянской, законы Моисея, а также перевод
сирийско-римских законов. Силу обязательного закона судебник Гоша получил в XIII
веке в так называемой Киликийской Армении. В XYIII веке судебник Мхитара Гоша
был внесен в Вахтангов сборник законов, в составе которого действовал и после
присоединения Грузии к России.
Выдающихся деятелей армянского происхождения Западной
Украины и Львова достаточно много. Остановимся на одной — Барончи. Очень
известная династия галицийских и покутских армян, к которой принадлежали
знаменитый скульптор Тадеуш Баронч, инженер и известный коллекционер восточного
искусства Эразм Баронч, уже упомянутый нами известный историк, исследователь
истории польских армян Садок Баронч (1814-1892), Роман Баронч (1856-1930) —
доктор медицины, известный хирург. Мало кто знает об Игнаци Лукасевиче (1822-1882)
— сыне небогатого армянина, первым в мире получившем в 1852 г. во львовской
аптеке Петра Миколаша керосин. Через год он впервые создал керосиновую лампу, а
позже оборудовал керосиновым освещением одну из львовских больниц.
Среди выдающихся армян Украины особое место по праву
занимает Сергей Параджанов. И здесь к месту рассказать о парадоксе Параджанова,
о его знаменитом фильме "Тени забытых предков”. Около 15 лет тому назад в Киеве
вышла книга "Сергей Параджанов. Взлет. Трагедия. Вечность”, и "Литературная
Армения” (1998, N3) напечатала в переводе Георгия Татосяна большую подборку
воспоминаний из этой книги. Меня, как и многих, поразила одна фраза — "Это был
не просто праздник украинского искусства. Это был праздник украинской души”,
"...фильм подлинно украинский”, "Он стоял у истоков возрождения культуры
Украины, становления духовности народа, его традиций”. Да, большего парадокса
не придумаешь. Своевольную, причудливую трактовку их классического
произведения, предложенную чужаком, украинцы приняли на ура. В ленте, снятой
армянином, они не приметили ничего чужеродного, чуждого. Зато сразу разглядели,
как точно воспроизведена на экране, как любовно воспета прелесть украинских
обычаев, и костюмов, и быта, в совокупности же — прелесть их народной культуры.”
— Какие новые импульсы получили армяно-украинские отношения
в XX веке?
— Первые дипотношения между нашими государствами были
установлены еще между Украинской Народной Республикой и Первой Республикой
Армении. В период зима-весна 1918 года новопровозглашенная Украинская Народная
Республика выслала консульские и дипломатические делегации для налаживания
межгосударственных отношений в ряд появившихся на развалинах Российской империи
государств и в ряд нейтральных стран. Среди них была и Армения. Этот период
украинско-армянских межгосударственных отношений хотя и был недолгим, но
знаковым этапом богатой истории наших народов.
После установления Советской власти были созданы Народные
комиссариаты по иностранным делам, открылись полномочные представительства Украины
в Армении и Армении в Украине. А в 1922 году после образования СССР, НКИД стал
союзным ведомством, осуществляющим внешнюю политику СССР. На последнем этапе
ВОВ руководство СССР решило расширить полномочия союзных республик в сфере
внешней политики. В дипломатической службе СССР работало много армян и
украинцев, а некоторые из них занимали руководящие посты в системе МИД СССР,
назначались чрезвычайными и полномочными послами. Здесь хотелось бы особо
упомянуть имя выпускника Киевского политехнического института, а затем и
Цюрихского университета, советского дипломата, государственного и политического
деятеля, министра иностранных дел Армении (ноябрь 1920 — май 1921 года),
будущего полномочного представителя СССР в Норвегии (1930-1934), а затем и в Венгрии
(1934-1937), Александра Бекзадяна.
В связи с Московским Договором марта 1921 года между
Советской Россией и "турецким правительством” Мустафа Кемаля, касающееся
территории Армении, подписанного при отсутствии представителя армянского
правительства, Александр Бекзадян смело заявил тогдашним вождям пролетарской
революции об ущербности для интересов Армении положения Московского Договора
(смею предположить, что вольнолюбивый дух запорожцев он впитал в себя еще в
годы учебы в Киеве). Это припомнилось ему в годы сталинских репрессий. Был
арестован и 1 августа 1938 года расстрелян. Похоронен в "Расстрельном полигоне”
"Коммунарка” Московской области, где также покоятся немало советско-украинских
дипломатов.
Многовековые традиции связей и взаимовыручки не могли не
отразиться на отношениях наших христианских народов в годы Отечественной войны.
Армянский народ внес свой достойный вклад в борьбу за освобождение Украины. В
Украине сражались четыре из шести армянских национальных дивизий, на втором
Украинском фронте успешные боевые действия вела танковая колония "Давид
Сасунский”. В боях за Украину тысячи армян — солдат и офицеров — были
награждены орденами и медалями, звания Героя Советского Союза были удостоены 37
воинов-армян, из них 19 — за форсирование Днепра. В военные годы Армения
приютила тысячи украинских семей из оккупированных нацистами районов Украины.
В 1986 году среди ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
было немало армян. Неоценима помощь украинского народа, спасателей, строителей,
врачей в трагические дни Спитакского землетрясения в декабре 1988 года и в
устранении его последствий. Спитак помнит одного из руководителей украинских
строителей, ныне Президента Украины Виктора Януковича. Его именем названа одна
из площадей Спитака.
Дипломатические отношения между Украиной и Арменией были
установлены 25 декабря 1991 года. Наша договорно-правовая база насчитывает
около 70 международных документов, что является солидным фундаментом для
развития всестороннего сотрудничества между нашими странами. Политические
отношения между Украиной и Арменией за последнее время значительно
активизировались. Как известно, Армения и Украина являются участниками проекта
ЕС "Восточное партнерство”, что фактически определяет направление и
сотрудничество наших стран на пути евроинтеграции.
Недавно украинские ученые, историки-арменисты инициировали
объявление 27 июля Днем дружбы и братства украинского и армянского народов. В
этот день в 1791 году была освящена армянская церковь святого Николая в
Каменец-Подольске и был установлен праздничный день освящения иконы Матери
Божьей Армянской в этой церкви. Считается, что икона Матери Божьей Армянской
была святыней для всех жителей города, и, по мнению ученых, эта дата
символизирует духовное единство народов и заслуживает того, чтобы именно она
была объявлена Днем дружбы и братства украинского и армянского народов.
Результатом заинтересованного и уважительного отношения к
духовным традициям, заботам и нуждам наших соотечественников стало
строительство армянских церквей, открытие армянских культурных центров и
воскресных школ, издание армянских газет и журналов в регионах Украины.
— Недоумение в армянском обществе вызывает тот факт, что
Украина до сих пор не признала геноцид армян. Щекотливая ситуация, особенно на
фоне наших исторических связей...
— Ни один армянин не сможет без чувства благодарности
вспомнить о помощи украинского народа изгнанникам-армянам, подвергшимся
геноциду на своей исторической родине — в Западной Армении в 1915 году. В
1916-1921 гг. гостеприимная украинская земля приютила около 100 тысяч наших
соотечественников, спасшихся от турецких зверств. Ежегодно 24 апреля все
армянские общины Украины организовывают торжественные богослужения памяти жертв
геноцида, и очень многие ее участники задавались вопросом, отчего украинские
политики не проявят должной политической воли и, исходя из моральных
соображений, не присоединятся к странам, признавшим геноцид армян, в знак
уважения к жертвам событий, которые очевидны и исторически зафиксированы. Не
скрою, мне сложно дать однозначный ответ.
Первый посол Украины в Армении Александр Божко считает, что
"шагом к лучшему пониманию как в Армении, так и в Украине трагических страниц
наших народов могла бы способствовать организация научного форума с участием
историков-ученых, дипломатов и парламентариев”. Проведение такого форума давно
назрело. Тем более что в 2015 году человечество отметит 100-летие этой тяжкой
страницы своей истории. И помня о первом геноциде против человечества, мир
должен сделать все возможное, чтобы навсегда исключить из своего лексикона это
страшное слово — геноцид. «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.