Среди бесконечных странствий армян есть и такой маршрут: от
польского города Кросно, где воздвигнут первый в мире памятник аптекарю,
армянину по происхождению, Игнацию Лукасевичу (Гукасяну), и до авиньонского
памятника Ованесу Алтуняну, который завез во Францию шелковичного червя. Можно
выбрать и обратную дорогу: от французского кинорежиссера Анри Верноя к
польскому - Ежи Кавалеровичу. И тут, направляясь от одного соотечественника к
другому, не ошибемся в азимуте.
"Что слышно в Армении?" - фразой Генрика Сенкевича
из романа "Камо грядеши" встретил меня знаменитый мэтр на пороге
своей просторной вилянувской квартиры в мае 1991г.
За чашкой кофе, который в Варшаве отличается особливым,
душистым ароматом, мы разговорились о Сергее Параджанове, умершем за год до
этой встречи. Пан Ежи неожиданно вскочил, почти бегом направился в соседнюю
комнату и вернулся с роскошным халатом:
- Этот халат подарил мне Параджанов. За "Фараона".
И добавил: - По внешности я самый настоящий армянин, с характерным армянским
носом, но по своей ментальности - поляк!
- Поляк армянской закалки! Так отзываются о вас мои польские
друзья.
Кавалерович раскатисто расхохотался, в задумчивости поиграв
своей массивной челюстью, признался, что, приступая к экранизации романа
Болеслава Пруса "Фараон", не переставая думал о родине предков -
Армении. Интервью с мэтром польского кино было опубликовано в 1991г. в
нескольких газетах Еревана, не буду его пересказывать. Приведу лишь то, что по
разным причинам не вошло в публикации.
- У нас дома долго хранился в рамке лист пожелтевшей бумаги
с армянским текстом, - доверительно сказал пан Ежи, - три поколения нашей семьи
считали, что это важная молитва, некогда спасшая нашего далекого предка. Как-то
я попросил знакомого армянина, который читал по-армянски, перевести текст.
Оказалось, то, что мы принимали за молитву, всего-навсего свидетельство о рождении
моего прадеда, выданное армянским священником в Тернополе, а мне с детства этот
лист казался страницей из магической рукописи.
- Разве свидетельство о рождении вашего прадеда не
магическая страница?
- Вы правы, я как-то об этом не подумал. А есть ли такая
армянская фамилия - Кавалерян? - спросил он меня.
Я предположил, что, быть может, настоящая фамилия предков
пана Ежи была Игитян. Игит - армянский вариант кавалера.
Его седые брови на секунду взметнулись:
- Мне об этом говорили в Ереване. Нет, ничего похожего на
Игитяна в нашей семье не вспоминали. Пусть вам не покажется странным, что,
приближаясь к своему семидесятилетию, я стал задумываться о своих предках.
Странным мне это не казалось!
На прощание Ежи Кавалерович сказал:
- Вообще-то в моих планах снять фильм о том, как армяне
появились в Польше. Польский микробиолог Людвиг Гиршфельд очень точно определил
судьбу любого эмигранта, любой национальности, любой волны, первой ли, второй
ли, третьей ли: "На родине - и прошлое, и будущее, а в чужом краю - одно
настоящее".
Я протянул ему небольшой презент: макет храма Звартноц из
туфа.
- За "Мать Иоанна от ангелов"!
Последний фильм Кавалеровича "Камо грядеши" в 2001
году (он снял его в свои 79 лет) я смотрел уже в Лос-Анджелесе. И когда актер
Богуслав Линда, исполнивший роль Петрония, спрашивает Марка Виниция: "Что
слышно в Армении?" - в его вопросе я уловил знакомые ностальгические
интонации пана Ежи.
Если я не ошибаюсь, то во Львов армян призвал галицкий князь
Даниил Романович. Беженцы из Ани - умелые мастера, знатные ремесленники,
предприимчивые негоцианты, - уповая на свои руки и Божью милость, покинув
приютивший их Крым, быстро обжились еще на одной новой родине, растекаясь по
всей Галиции. Начиная с XIII века вдали от могил предков горстка армян возводила
во Львове единый памятник своему народу - Армянскую улицу. Про нее знают
многие. Знают и то, что первый армянский школьный театр был создан в 1668г. там
же. После развала СССР львовская Армянская улица получила новое дыхание, ее
изучают исследователи, реставрируют городские власти, в лоно церкви возвращен
собор XIV столетия. Но вот другая Армянская улица. Даже в самой Польше о ней
мало кто знает.
Первые упоминания об армянах в Польше относятся к XI веку. А
уже польский король Казимир III - тот, который получил в наследство
"деревянную страну, а оставил потомкам каменную", за что и был
прозван Великим, - даровал армянам в 1344г. особое самоуправление. Благодарные
армяне верой и правдой служили польскому престолу. Два армянских полка храбро
сражались в битве при Грюнвальде (15 июня 1410г.). Об этом сообщает великий
магистр Тевтонского ордена Генрих фон Плауэн. В XVI веке в Польше армяне по
числу жителей считались третьими, после поляков и русинов. Сигизмунд III в
1519г. утвердил "Судебник" Мхитара Гоша для руководства при
разбирательстве судебных тяжб между армянами. За неоценимую деятельность на
благо Польского королевства Ян II Казимир в середине XVII века уравнял в
основных правах армян и поляков, а многие из армян в тот период стали
потомственными дворянами. В благодарность за царственный жест армянская община
преподнесла королю ковер, прошитый золотыми нитями. А в баталии под Веной (12
сентября 1683г.) в войсках польского короля Яна III Собесского насчитывалось
пять тысяч армян. (Есть сведения, что Ян Собесский, венский герой, за верную
службу армян направил письмо Его Святейшеству Католикосу Егиазару в Эчмиадзин,
в котором делился планом освобождения Армении от турок.). Ну а Варшава с
Эриваном "встретились" около 200 лет назад, в 1831г., когда графу
Эриванскому пожаловали единый титул - светлейший князь Варшавский. Однако если
Паскевич освободил армян от персидского плена, то Варшаву взял после подавления
польского восстания...
На самой вершине польской литературы - рядом с Адамом
Мицкевичем сияет и имя Юлиуша Словацкого. Помимо всего прочего, его социальная
драма "Серебряные сны Соломеи" признана апогеем польской драматургии.
Впрочем, имя Соломея поэту было знакомо с самого раннего детства. Его мать -
Соломея Янушевская, по словам современников, "женщина увлекательная по уму
и живости воображения", армянка по происхождению, родилась в Кременце, в
котором армяне поселились еще в XIV веке. От своей матери поэт унаследовал не
только огромные выразительные глаза, горячий темперамент, но и живой интерес к
Востоку. Словацкий оказал большое влияние на развитие всей дальнейшей польской
поэзии, так что можно считать, что польские поэты имеют легкий армянский
акцент... Тедеуш Баронч, в чьих жилах бурлила армянская кровь, создал
знаменитые скульптуры Яна III Собесского (во Львове, в настоящее время
перенесен в Гданьск), Костюшко (Чикаго), Мицкевича (Трускавец, Карловы-Вары)...
Имя крупнейшего польского художника, мэтра портрета, ректора краковской
Академии изящных искусств, автора полотна "Крещение Армении" Теодора
Аксентовича, армянина, родившегося в трансильванском Брошуве, носят улицы в
Варшаве, Шечине и Кракове... Тема - Польша и армяне - обширная. Я же ограничусь
одной Армянской улицей в небольшом городе.
Дело было в Москве. За завтраком в ресторане гостиницы
"Будапешт" я загляделся на жгучую брюнетку. И когда она в ответ
кокетливо улыбнулась, рискнул подойти к ней:
- Вы так похожи на Симону Синьоре. Но нет, по возрасту вы не
можете быть ее дочерью. Наверное, внучатая племянница?
В ответ девушка рассмеялась:
- Не вы первый находите мое сходство с этой актрисой. Но я
даже не француженка. Я полька. Полька из небольшого городка Хелм. И через три
часа возвращаюсь в Варшаву. Так что не теряйте зря времени, в Москве достаточно
других красивых девушек.
Узнав же, что я армянин, на секунду призадумалась, грациозно
подперев левой рукой точеный подбородок, и певуче произнесла:
- Вам непременно надо поехать в Замосць и побывать на
Армянской улице. Это недалеко от Хелма. Город знаменит еще и тем, что в Замосце
родилась "кровавая Роза", Роза Люксембург.
- В Замосце родился еще и Симеон Польский.
- А кто это такой?
- Армянин.
Через год после интенсивной переписки Данута встречала меня
на платформе железнодорожного вокзала Люблина, куда я прибыл поездом из
Варшавы, и дальше - на новеньком "Полонезе" (нет, не на ковре, а на
автомобиле польского производства) мы помчались в Замосць. Всего-то 80 км.
В городе аркад - так еще называют Замосць - находится
квадратная Большая рыночная площадь (100х100 метров), которую окружают
красочные каменные дома со сводчатыми галереями. В этой "польской
Падуе" по замыслу основателя должны были процветать культура и наука,
искусство и ремесла... Из Варшавы и Познани, Торуня и Калиша сюда съезжались
ученые и умельцы, мудрецы и строители, философы и богословы... Из Львова и
Галича, Луцка и Снятина пригласили армян и предоставили им для застройки
престижную, левее барочной Ратуши, улицу. И вот уже свыше четырех столетий она
называется Армянской. Коронный гетман на 20 лет освободил армян от налогов, а
дополнительным указом защищал не только их жилища, но и их самих в черте
города. Местные армяне - купцы, оружейники, ювелиры - немало способствовали
славе города. Занимались они и скотоводством, включая коневодство. А уже через
4 года после основания города в 1584г. в Замосце, в армянской семье Мартироса,
переехавшего из крымской Кафы (Феодосии), родился Симеон Лехаци, Симеон
Польский, автор "Путевых заметок"...
Армянская улица в Замосце, население которого 70000 человек,
давно потеряла свой армянский аромат, так же как и в другом польском городе
Леско, где случайно найденные при реставрации церкви фрески приписываются
пришельцам из Армении. Да и Люблин уже не вспомнит места Армянской церкви. И
Краков не укажет точного адреса армянских домов. Но Замосць знаменит не только
Армянской улицей. В Замосце были заложены первые в Европе учебный и
зоологический сады. В этом романтичном городе зародился страстный роман Яна
Собесского с француженкой Марией д`Аркиен...
- Спустя тринадцать лет после основания города Ян Замойский,
одержимый желанием превратить собственное детище в научную цитадель
королевства, основывает здесь местную академию. Организовать работу академии он
попросил Шимона Шимоновича, уже при жизни пользовавшегося европейской
известностью. Выходец из львовской мещанской семьи, пишущий на польском и
латинском, за поэтические достижения он получил из рук короля грамоту о
присвоении ему дворянства. Шимон Шимонович, у которого были армянские корни,
сыграл немалую роль в культуре и литературе Польши. Он создал идиллию
"Жницы", которая, по словам Адама Мицкевича, самая правдивая и самая
народная. Его прах покоится вдали от всех армянских земель, здесь, в Замосце, в
коллегии Святого Томаша.
Я слушал ее, но думал о своем: надо же, в Польше не
встречаются армяне с характерными окончаниями их фамилий на "ян".
Может, оттого, что в 1665г. король Ян Казимир уравнял в сословных правах армян
с поляками? Может, оттого, что многие армяне стали дворянами? Может оттого, что
среди армянских священников появились последователи католицизма?
И опять вспомнились слова Ежи Кавалеровича:
- Главная причина ассимиляции армян в Польше, как мне
видится, в предоставлении им самых широких прав и свобод.
Как-то во время одного моего выступления по Польскому
телевидению я сказал, что хотел бы, чтобы Армения граничила с Польшей.
Наверное, я был не прав!
Опубликовано с сокращениями из книги "Путешествие
армян". «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.