Главная » 2013»Январь»22 » Промышленная политика Армении: Что сделано и куда идем?
Промышленная политика Армении: Что сделано и куда идем?
01:29
Analitika.at.ua. Правительство Армении в конце 2011 года заявило о
переходе к промышленной политике. Это – претенциозная идея, если иметь в виду,
что сельское хозяйство в ВВП имеет гораздо больший удельный вес, чем
промышленность. Например, в третьем квартале 2012 годасельскохозяйственное производство вдвое
превысило общее промышленное производство и более чем в три раза –
перерабатывающую промышленность. Отметим, что непосредственной целью
промышленной политики была провозглашена именно перерабатывающая
промышленность.
Напомним, что, согласно стратегической программе, объем
экспорта Армении (без рудно-сырьевых ресурсов) уже в 2015 году должен быть
удвоен и достигнет $700 – 900 млн., а в 2020 году – до $1,3 - 1,5млрд. Однако
насколько это реалистично, имея в виду результаты 2012 года? В целом,международный фон постепенно становится
благоприятным. В Китае зарплаты повысились, и эта страна потеряла свое
преимущество экспортирования дешевых товаров. Кроме того, даже третьи страны в
настоящем формируют спрос в отношении более или менее качественных товаров,
следовательно, на международных рынках можно и нужно конкурировать с китайским
и индийским производством. Если в ближайшем будущем не будет экономических
катаклизмов, то удвоение и утроение экспортного потенциала Армении может стать
реалистичным.
Но, тем не менее, степень исполнения программы 2012 года
озадачивает. В стратегическом документе промышленной политики итак не было
особенных и резких шагов, однако даже намеченные боязливые шаги не умещаются в
темп.
Например, предусматривалось до конца 2012 года создать 2
свободные экономические зоны - в «Звартноце» и на базе завода «Марс». Однако
свободная экономическая зона аэропорта так и не была запущена, а
технологическая зона только начинает принимать заявки. Конечно, организационные
проблемы всегда бывают непредсказуемыми и опоздание на несколько месяцев
существенно ничего не меняет. Однако как объяснить то обстоятельство, что
Правительство так и не пошло на устранение налогообложения налогом на
добавленную стоимость (или, хотя бы, на инициирование процесса)? А это
предусматривалось сделать до конца 2012 года. И это в том случае, когда в конце
2012 года один большой налоговый пакет был отправлен в парламент. В нем есть
только одно инвестиционное преимущество – сокращение налога на прибыль во время
создания новых рабочих мест. В целом, Правительству удалось улучшить
предпринимательскую атмосферу, что нашло свое выражение также в докладе «Doing business
– 2012», однако с точки зрения содействия инвестициям шаги очевидным образом не
достаточны.
До конца 2012 года должна была быть полностью запущена также
контрольная система, основанная на снижении рисков в налоговых и таможенных
органах. В связи с этим, конечно, некоторые шаги были выполнены, однако,
кажется, что еще рано говорить о «полноценном» запуске. Хотя ради
справедливости необходимо отметить, что нынешние налоговые административные
механизмы являются самыми благоприятными в сравнении с предыдущими 20 годами. В
2012 году важным шагом было снятие требований в отношении кассовых книг и
сокращение числа отчетов. Однако высокий уровень недоверия, который скопился в
течение долгих лет, невозможно снять сразу.
Необходимо также отметить, что критические высказывания
руководителей и министров предыдущих правительств не являются столь
обоснованными. Большая часть нынешних сложностей возникает по причине того, что
бывшие правительства и не пытались вести промышленную политику. Даже не были
обработаны программы, по причине чего нынешнее Правительство начинает все с
нуля. Безутешное состояние бизнес атмосферы создалось не в 2008 или 2009 годах,
а в течение предыдущих 15 лет. Это очевидным образом влияет на развитие и
нынешние темпы реформ. Самвел Авакян, NEWS.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.