Analitika.at.ua. Как известно, сухопутные войска отчасти перестали играть
решающую роль в решении оборонных вопросов, а также в вопросах глобального и
регионального влияния. Даже военно-морские силы становятся лишь средством
доставки ракетных сил.
Отношения США с ведущими государствами Евразии
(географической, а не политической Евразии), практически, сводятся к ракетным
вопросам, прежде всего, конечно с Россией. Вскоре приоритетным направлением в
развертывании ракетных сил станет Китай, но пока происходит генеральная репетиция
в части Ирана, и в какой-то мере завершаются тактические приемы в отношении
России.
Без нынешней политики США и НАТО в сфере ракетных сил трудно
представить нынешнюю глобальную систему безопасности, но «ракетный» фактор
играет все большую роль в решении политических вопросов. (Если вспомнить, то
встреча Армения – Азербайджан в Ки-Уэсте в апреле 2001 года также была
инициирована в связи с задачами США в сфере ракетных проблем и отношений с
Россией по этому поводу).
Турция активно рассматривается в части решения ракетных
проблем в регионе, и сейчас не вызывает сомнений, что «угрозы» со стороны Сирии
весьма условны. Конечно, при этом НАТО хотела бы продемонстрировать принятие в
расчет интересов своего давнего партнера и в какой-то мере «откупиться» от
Анкары, но решающее значение, конечно же, имеет решение вопроса ракетного
доминирования в регионе, причем легитимным образом.
В нынешних условиях какой-либо стране, заинтересованной в
этих событиях, нелегко было бы выдвинуть контраргументы, но, одновременно,
целый ряд государств Ближнего Востока продемонстрировали свое позитивное
отношение к решениям по ракетным темам, даже те, которые не хотели бы усиления
позиций Турции.
Но усиливаются ли, при этом, позиции Турции, или она в
большей мере подпадает под зависимость США и НАТО? В этом нет никаких сомнений,
если иметь в виду, что у НАТО и Турции по этому вопросу противоположные цели:
Турция хотела бы, изменив тактику, попытается реализовать свою
внешнеполитическую доктрину в рамках интересов и при поддержке США и НАТО;
Западное сообщество стремится усилить контроль над Турцией.
В этой расстановке интересов Россия, все еще не имеет
никаких перспектив в части установления с Турцией более-менее доверительных
отношений. Российско-турецкие отношения, при таком развертывании ракетной темы,
могут базироваться только на экономических интересах.
Конечно, в настоящее время, и Россия и Иран и, тем более,
арабские государства несколько раздраженно рассматривают «урегулирование» американо-турецких
отношений, но в обозримой перспективе, видимо, государства, окружающие Турцию
будут заинтересованы в усилении контроля США и НАТО над ней.
К сожалению, реальная политика все более отстает от
аналитических разработок. В чем причина данного явления, которое уже стало
хроническим? Скорее всего, причиной стала глубокая и безнадежная экономизация
политики и правящих элит. Наряду с этим, возникает и вступает на арену новая
мировая элита, которая реанимирует прагматический идеализм как образ мышления и
мотивации поступков и способа квыработке и принятию решений. В этом смысле элиты «малых стран» имеют
некоторые преимущества и могли бы этим воспользоваться. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.