Главная » 2013»Май»7 » "Северный" стандарт: что недозволенно на Курилах, можно в Карабахе?
"Северный" стандарт: что недозволенно на Курилах, можно в Карабахе?
00:45
Analitika.at.ua. В Россию впервые за десять лет прилетел премьер-министр
Японии. Перед встречей с российским президентом Синдзо Абэ дал понять через
средства массовой информации, что одной из целей визита является возможное
возобновление переговоров о северных территориях, а в более широком смысле – о
перспективах подписания российско-японского мирного договора.
Напомним, что примерно три года назад (21 мая 2009 года)
тогдашний премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты
парламента назвал Южные Курилы "незаконно оккупированными
территориями" и заявил, что ждет от России новых подходов к разрешению
проблемы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал
это высказывание как "незаконное" и "политически
некорректное".
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ СТАРТ БЫЛ ДАН. 11 ИЮНЯ 2009 ГОДА НИЖНЯЯ ПАЛАТА
ПАРЛАМЕНТА ЯПОНИИ приняла закон, подтверждающий суверенитет Токио над
несколькими Южно-Курильскими островами, которые находятся под юрисдикцией
России. Депутаты единогласно проголосовали за закон, в одностороннем порядке
провозглашающий острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и группу островов Хабомаи
"неотъемлемой частью Японии".
Новый закон призван был дополнить существующие в Японии
законодательные акты по Курилам, в первую очередь закон "О специальных
мерах по содействию решению проблемы северных территорий". Госорганам
Японии предписывалось приложить максимум усилий для "скорейшего
возвращения исконно японских северных территорий". В законодательном акте
подчеркивалась важность разработки специальных мер "в преддверии
российско-японских переговоров, которые пройдут на июльском саммите
"большой восьмерки", чтобы придать новый импульс проходящей в Японии
кампании по возвращению островов".
Три года назад позиция японских парламентариев откликнулась
в России мощным резонансом. "Решение парламента Японии носит
беспрецедентный характер и очевидно выходит за рамки международной практики
решения каких-либо спорных вопросов, - заявил в тот же день председатель
комитета Госдумы по международной политике Константин Косачев. - С
международно-правовой точки зрения это решение ничтожно. Оно совершенно точно
не выйдет за стены японского парламента и уж точно не повлияет на позиции
российской стороны. Нынешняя позиция японских парламентариев напоминает мне
сказку Пушкина о старике и старухе, где старуха мечтала стать владычицей
морской, а осталась у разбитого корыта".
"Мы категорически против любого факта посягательства на
наши территории, - отметил секретарь президиума генерального совета партии
"Единая Россия", вице-спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. -
По российско-японским связям может быть нанесен удар, определяющий наши
взаимоотношения на много лет вперед. Вопрос о Курильских островах давно решен.
Возвращаться к нему - значит не просто пытаться переписать историю, но и
вбивать клин между нашими народами, вызывать напряжение в и так непростой
мировой ситуации".
В ОТВЕТ НА РЕШЕНИЕ ЯПОНСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ МОСКВА ЗАЯВИЛА
ТОГДА, что готова принять встречный закон по Курильским островам. 24 июня
российские законодатели приняли специальное заявление Госдумы, где говорилось:
"Принятые японскими парламентариями поправки юридически фиксируют отказ
Токио от любых компромиссов и лишают правительство Японии свободы маневра в
диалоге с российской стороной, а сам диалог - какой-либо перспективы <…>
Какими бы внутриполитическими соображениями ни руководствовались японские
парламентарии, депутаты Госдумы полагают недопустимыми попытки ставить
отношения между государствами и народами в зависимость от конъюнктуры и
настроений японской политической элиты".
Российская сторона ревностно относится к любой полемике
вокруг "Курильского вопроса", и, видимо, у нее есть на то свои
основания. Существует, например, мнение, что островная гряда важна в
стратегическом плане. В частности, экономическая ценность островов в том, что
именно между ними как раз и пролегают единственные незамерзающие проливы
(Екатерины и Фриза) из Японского моря в Тихий океан. Соответственно в случае
возможной передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы
будет испытывать большие трудности по выходу в акваторию.
Есть и другая точка зрения относительно нежелания России
идти навстречу японцам. Это боязнь мощной цепной реакции по мусульманским
автономиям Северного Кавказа и Приволжского бассейна, которая может быть
спровоцирована подобной уступкой. Иными словами, фобия на прецедент. Тем не
менее после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии ее
непоколебимые, казалось бы, позиции на предмет отстаивания территориальной
целостности государств несколько расшатались, проявлением чего и стало (по
мнению некоторых аналитиков) решение японского парламента.
ВПРОЧЕМ, ЕДВА ЛИ ПРАВИЛЬНО ОБЪЯСНЯТЬ ПОЗИЦИЮ России или
Японии одним отдельным фактором. Сумма многих факторов, причем не в последнюю
очередь исторических (в конце концов, за эти земли велись войны и проливалась
кровь в течение трех столетий), и обуславливает соответствующую позицию сторон.
В противном случае почему бы не пересмотреть историю всех великих держав, которые
стали таковыми в том числе и в результате войн.
Напомним, что Япония настаивает на возвращении южных
островов Курильской гряды - Итурупа, Кунашира, Шикотана и архипелага Хабомаи,
"аннексированных СССР в конце Второй мировой войны". Возвращение
островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который
так и не был подписан.
В течение последних трех столетий вопрос о принадлежности
островов Курильской гряды и даже острова Сахалин оспаривался неоднократно, и в
зависимости от итогов той или иной войны менялась и конфигурация
российско-японской и советско-японской границы. После Второй мировой войны
спорные территории отошли к Советскому Союзу и были включены в состав РСФСР.
Мирного договора между сторонами подписано не было ввиду отсутствия самих
договаривающихся сторон: акт присоединения был односторонним - специальным
указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года.
Вообще фактор "односторонности" весьма характерен
для сферы российско-японских отношений. Вот еще один пример: в 1905 году во
время подписания Портсмутского мира (по окончании русско-японской войны)
японская сторона неожиданно потребовала от России в порядке контрибуции и
остров Сахалин, заявив при этом: "Война перечеркивает все прежние
договоры. Вы потерпели поражение в этой войне, и мы намерены исходить из
сложившейся на сегодняшний день обстановки".
ИТАК, В КОНЦЕ АПРЕЛЯ РОССИЮ ВПЕРВЫЕ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПОСЕТИЛ
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЯПОНИИ. 29 апреля 2013 года на совместной пресс-конференции
Синдзо Абэ сообщил, что будет лично "заниматься этим вопросом, который
является самым крупным нерешенным вопросом между двумя нашими странами".
Подписав совместную декларацию, в которой среди прочего содержалась и установка
на ускорение процесса поиска путей к подписанию мирного договора, чиновники
почти тут же сами себя опровергли. Отвечая на вопросы, японский гость признал,
что Москва и Токио сохраняют разногласия относительно соглашения, так что
переговоры надо вести не спеша.
Японский журналист задал вопрос, в котором Россия обвинялась
в хозяйственном освоении "северных территорий", в строительстве
геотермальной станции, что "неприемлемо для Японии", особенно в
неопределенных политических условиях, когда двусторонний мирный договор еще не
подписан. Намерена ли Россия продолжать эту "возмутительную
политику?" - спросил журналист. Реакция российского президента была
достаточно жесткой: "Вы добросовестно зачитали этот вопрос по бумаге. Я бы
попросил вас передать тем, кто вам его продиктовал, следующее. Эта проблема
досталась нам из прошлого, и мы искренне хотим ее решить. Если вы хотите нам
помочь, то это возможно: нужно создавать условия доброжелательного друг к другу
отношения и создания обстановки доверия. А если вы хотите помешать, что тоже
возможно, то можете продолжать задавать жесткие прямые вопросы, на которые
всегда будете получать такие же жесткие прямые ответы".
Великие державы велики настолько, насколько велики их
амбиции, в том числе по игнорированию интересов малых народов. В марте 2005
года, когда в Ереване проходили открытые слушания по проблеме Нагорного
Карабаха, вопрос "северных территорий", разумеется, не обсуждался. Но
все же был затронут. Это произошло сразу после озвученной маститым российским
дипломатом Владимиром Казимировым схемы "территории взамен на безопасность",
предусматривающей передачу Азербайджану контролируемых армянскими силами
самообороны всех районов вокруг бывшей НКАО взамен не на статус Нагорного
Карабаха, а на "безопасность вокруг него". Академик Рафаэл Казарян
выступил почти с таким же резким, как Путин на пресс-конференции, возражением:
"Почему бы в таком случае Москве не передать японцам Курильские острова,
занимающие ничтожную площадь в сравнении с территорией России, и не подписать с
Японией мирный договор взамен на безопасность в регионе?". Арис КАЗИНЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.