Analitika.at.ua. В 2013 году, видимо, не произойдут кардинальные изменения
в мировой политике, но будет достаточно событий, которые станут предтечей
многого в ближайшем будущем.
Центральная Азия станет ареной усиления конфронтации,
возможно, будет попытка вооруженного конфликта между Узбекистаном и
Таджикистаном, что поставит под вопрос дееспособность ОДКБ. Скорее всего,
выяснится то, что помимо экономической активности, Китай проявляет в регионе и
политические инициативы. Будет также попытка вовлечения России в региональный
вооруженный конфликт. Данная ситуация не приведет к сближению позиций России и
США, но обе державы станут более активны в противодействии политике Китая. Вскоре
также выяснится, что Китай способен предложить государствам Центральной Азии
более продвинутые и эффективные способы сотрудничества и достижения
безопасности. Произойдет сближение позиций России и Ирана, в том числе в части
сдерживания радикальных движений в регионе.
В Южном Кавказе возникнет новая ситуация, направленная на
сдерживание экспансии Турции, и Грузия станет активным участником данной
стратегии. Усилиться изоляция и подчиненность Азербайджана интересам США,
Израиля и Европейского сообщества. Иран развернет широкую политику по
фрагментации и ликвидации азербайджанского государственного образования. Это
приведет к усилению конфронтации между Ираном и Турцией, при активной роли
Израиля и Саудовской Аравии. Возобновление второй карабахской войны не
произойдет, но Азербайджан ближе подойдет к возможности возобновления войны. В
Грузии и Азербайджане актуализируются этно-региональные проблемы, которые будут
выведены на международную арену. Будет попытка реванша во внутренних процессах
в Грузии. Нынешние руководители Грузии и Азербайджана попытаются
перегруппировать правящие команды, что приведет к серьезным внутриполитическим
конфликтам. В Армении попытаются создать политическую партию «нового типа»,
национал-консервативного свойства. Крупная армянская партия заявит о
самороспуске. Армения выдвинет новый фактор в сфере обороны.
На Балканах начнутся попытки национально-территориального
размежевания, возникнет новый баланс сил. США попытаются активизировать роль
Турции на Балканах, что вызовет обеспокоенность не только стран региона, но
Европейского Союза, Франции и Германии. В Болгарии произойдет радикализация
националистических партий и движений.
Франция и Германия преодолеют разногласия и сформируют новые
позиции по европейской и региональной политике, будут способствовать развитию
НАТО, но при этом будут отстаивать свои интересы в Восточной Европе, на Ближнем
Востоке, в Африке и в отношении Китая. Обе ведущие европейские державы сделают
акцент на усиление европейских позиций в Южном Кавказе. Возможно, франко-британский
военный альянс не будет усиливаться, а Франция предпочтет развитие своих
амбиций в рамках НАТО. Во Франции произойдет мощный сдвиг в направлении правой
идеологии. Экономические проблемы Европейского Союза будут если не
урегулированы, но будут апробированы и предложены новые подходы. Франция,
Германия, Польша и Греция станут играть более важную роль в интеграции Армении
в НАТО, а также в Европейский Союз. Франция более предметно станет играть роль
провайдера Армении в НАТО, при поддержке других государств.
Россия будет продолжать пребывать в серьезном
политико-административном кризисе, возникнут новые политические группы, будут
выстраиваться эксперименты в части переустройства территориального управления.
Россия будет остерегаться быть вовлеченной в военные региональные конфликты и
это сделает ее внешнюю политику менее активной. Будет сформировано новое
правительство, повысится роль военных кругов в ущерб позициям ФСБ. Россия
попытается построить в Южном Кавказе новые отношения, проводя политику баланса
сил и равного удаления от партнеров, что завершится полным провалом ее
намерений. Отношения между Россией и Арменией к концу года будут урегулированы,
после прохождения кризисного пика в их отношениях весной и летом. Россия
попытается вступить в отношения с США и Европой по вопросам политики в
Восточной Европе и в Центральной Азии, и нельзя утверждать, что эти попытки
России не увенчаются успехом, но так или иначе в ограниченном формате.
Евразийский проект будет окончательно забыт, но ОДКБ как военно-политический
блок будет усиливаться, при этом, будет нарастать значение политической
составляющей блока. Драматические события будут происходить в Украине, реально
станет под угрозу территориальная целостность страны, что будет весьма
катастрофично для Европы. Тем не менее, Россия не станет торопить данные
события.
США продолжат свои региональные и глобальные стратегии,
консолидируя вокруг НАТО государства, расположенные за пределами Северной
Атлантики. США не станут торопить события на Ближнем Востоке, предпочитая
отдать предпочтение инициативам стран региона, тем самым снизить свою
ответственность за процессы и события. США будут более активно вмешиваться
когда возникнут угрозы более-менее существенных военных конфликтов. Все еще
останутся не решенными проблемы Пакистана и Афганистана, США предпочтут
нарастить поставки вооружений Индии. Видимо, США пересмотрят стилистику и
подходы в своей политике в отношении Ирана, который вновь продемонстрирует
устойчивость правящего режима и одновременно готовность урегулирования
отношений с США. Американцы продолжат политику блокирования и сдерживания
Турции, вместе с тем, будут способствовать радикализации политической ситуации,
в том числе и политического ислама в Турции. В отношении Южного Кавказа США
будут укреплять свою нынешнюю стратегию утверждения формата баланса сил и
профилирования функций партнерства. Отношения между США и Россией будут
нормализированы, и произойдут некоторые договоренности, но не по региональным
вопросам. В части регионов, конфронтационные моменты будут и далее иметь место.
США и Россия будут способствовать деблокированию абхазского транспортного
направления.
На Ближнем Востоке произойдет целая серия
военно-политических конфликтов. Турция вновь попытается заручиться поддержкой
Египта и Саудовской Аравии, но столкнется с противлением арабов в усилении ее
позиций в регионе. В Сирии будет установлен более-менее устойчивый порядок,
радикальные группы будут продолжать акции, но в целом будут разгромлены.
Западное сообщество и Россия, а также Китай договорятся о порядке и правилах
преодоления хаоса и развала страны. В Сирии не будет установлен радикальный или
даже умеренный режим шариата. Шиитская часть Ирака войдет в тесный альянс с
Ираном, что вызовет практический раскол Ирака. Скорее всего начнется процесс
легитимного создания курдского государства, при соблюдении многих условий и
интересов многих сторон. Будет продолжаться невиданная гонка вооружений, при
этом, государства региона станут приобретать наиболее современные вооружения.
Израилю придется адаптироваться к новым политическим условиям, прежде всего, к
политике США в регионе. Будут попытки усиления роли Европейского Союза в
регионе. США попытаются выработать новые подходы в политике в отношении Турции,
в том числе в рамках некоторых договоренностей с ведущими европейскими
государствами, но скорее всего позиция и политика США в отношении Турции
останется прежней.
Таким образом, 2013 год станет весьма благоприятным для
Армении, и если в конце года возникнут признаки возобновления войны с
Азербайджаном, это станет началом новых границ на Востоке, Армения станет
контролировать новые территории к Востоку от Севанского хребта и по долине
Аракса, возможно до побережья Каспийского моря. Игорь Мурадян, lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.