Analitika.at.ua. Знакомство с предвыборными заявлениями отдельных
кандидатов в президенты позволяет выделить несколько аспектов, касающихся
вопроса общей предрасположенности или готовности армянского общественно-политического
поля к признанию Ереваном независимости Нагорно-Карабахской Республики.
В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что, в
отличие от предшествующих выборов, сама тема в той или иной степени, но
присутствует в контексте предвыборной борьбы. По крайней мере она фиксируется.
Вместе с тем пока еще преждевременно говорить о существовании единого взгляда
на целесообразность такого признания именно в ближайшей перспективе. Напомним,
что в промежутке последних лет этот вопрос озвучивался неоднократно (в том
числе на официальном уровне), однако сами заявления, естественно, не
вписывались в предвыборный контекст.
КУЛЬМИНАЦИЕЙ ОБСУЖДЕНИЙ ТЕМЫ МОЖНО СЧИТАТЬ ОТРЕЗОК
ОКТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2010 ГОДА. В частности, озвученное 27 октября в Астрахани
заявление российского президента Дмитрия Медведева о том, что "к
декабрьскому саммиту ОБСЕ в Астане нужно выйти на согласованный документ по
карабахскому урегулированию", подтолкнуло партию "Наследие"
вынести на парламентское голосование разработанный ею же законопроект о
признании Ереваном независимости Нагорно-Карабахской Республики. 28 октября,
практически на следующий день после астраханской встречи трех президентов, в
Ереване состоялась беседа членов фракции "Наследие" со спикером Национального
Собрания и коалиционными партиями. По сути, это были переговоры за закрытыми
дверьми, в ходе которых представляющие парламентское большинство коалиционные
силы убедили оппонентов в политической целесообразности проведения голосования
не до, а после саммита в Астане. Армянскими законодателями было принято решение
о переносе на 9 декабря голосования по этому важнейшему вопросу.
1 декабря в Астане открылся саммит ОБСЕ с участием
Генерального секретаря ООН и глав государств и правительств более 50 стран
мира. В последний раз столь представительный саммит ОБСЕ на высшем уровне
собирался в конце прошлого века в Стамбуле. В своем выступлении в казахстанской
столице армянский президент коснулся вопроса о перспективах признания Ереваном
независимости НКР. "В случае возобновления Азербайджаном военной агрессии
у Армении не будет иного выбора, как признать Нагорно-Карабахскую Республику
де-юре и приложить все свои возможности для обеспечения безопасности народа
Арцаха. Азербайджан не имеет ни правовой, ни политической, ни моральной основы
для претензий в отношении Нагорного Карабаха", - заявил С.Саргсян. Таким
образом, перспектива признания Арменией независимости НКР была официально
озвучена перед международным сообществом, руководителями влиятельнейших
структур и главами государств и правительств более чем 50 государств.
9 ДЕКАБРЯ В ЕРЕВАНЕ ДО НАМЕЧЕННОГО ГОЛОСОВАНИЯ выступил
глава фракции правящей РПА, отметивший, что его партия неоднократно
высказывалась по поводу безальтернативности признания независимости НКР, однако
"на данном этапе это признание нецелесообразно". Так или иначе,
голосование состоялось, однако за законопроект проголосовало всего 13 депутатов
– представители фракций "Наследие" и АРФ "Дашнакцутюн".
Голосов же против и воздержавшихся не было вообще. Таким образом, ввиду
отсутствия кворума решение по документу принято не было.
Показательно между тем, что уже на следующий день армянский
президент в рамках проходящей тогда в Москве сессии ОДКБ вновь повторил
озвученную в Астане мысль: "В случае развязывания Азербайджаном новой
военной авантюры у Армении не будет иного выбора, как признать
Нагорно-Карабахскую Республику де-юре и обеспечить безопасность ее населения
всеми доступными средствами".
Позже этот важнейший вопрос также озвучивался по разным
поводам (азербайджанские диверсии на границе, сафаровское дело и т. д.). Да и в
прошлом году партия "Наследие" вновь ввела в парламентское обращение
законопроект "О признании Нагорно-Карабахской Республики". Тогда же
пресс-секретарь правящей РПА Эдуард Шармазанов, комментируя эту инициативу,
заявил: "Одностороннее признание независимости Нагорно-Карабахской
Республики не должно быть преждевременным и мешать переговорному процессу по
урегулированию карабахского конфликта и международному признанию независимости
НКР. Если создастся ситуация, когда одностороннее признание независимости НКР
станет единственным путем к международному признанию, то Армения, естественно,
пойдет на это".
В КАКОЙ ФОРМЕ ЭТОТ ВОПРОС ФИГУРИРУЕТ В ПРЕДВЫБОРНЫХ
ПРОГРАММАХ и заявлениях нынешних кандидатов в президенты?
Лидер партии "Наследие" Раффи ОВАННИСЯН обещает
обеспечить признание независимости Республики Арцах официальным Ереваном в
случае своего избрания на пост главы армянского государства. В ходе
пресс-конференции он подчеркнул, что Нагорно-Карабахская Республика и
Азербайджанская Республика должны быть признаны в новых постсоветских границах.
Если позиция кандидата от партии "Наследие"
соответствует проводимому им в последние годы курсу (о чем как раз и говорилось
выше), то позиция бывшего премьер-министра республики Гранта Багратяна является
"новостью дня". На своей странице в Facebook он представил
собственное видение внешней политики Армении, состоящее из 10 пунктов. В шестом
пункте Багратян пишет: "Признание независимости НКР со стороны Армении
приемлемо лишь в случае официального обращения властей Карабаха".
В процитированном предложении присутствуют терминологические
неточности, присущие, кстати, не только и даже не столько одному экс-премьеру,
сколько всем армянским политикам. Речь о неадекватном восприятия понятий
"Армения" (страна) и "Республика Армения" (государство).
Арцах является неотъемлемой частью страны Армения, следовательно, вопрос
признания решается между РА и НКР. Так или иначе, но данный вопрос фигурирует и
у Гранта БАГРАТЯНА. Более того, в седьмом пункте он пишет: "Дабы
предотвратить перевес сил в пользу Азербайджана в дальнейшем, необходимо в
массовом порядке заселять Армению и НКР армянами, бежавшими из Азербайджана,
сирийскими армянами. Нужно воплотить в жизнь программы "Новая
Родина", "Новый Алеппо".
ЧТО КАСАЕТСЯ ПОЗИЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ, ТО ОНА НЕ
ПРЕТЕРПЕЛА существенных изменений в сравнении с предыдущими годами. В ходе
предвыборной кампании кандидат в президенты от правящей РПА, президент Серж
Саргсян отметил, что процесс международного признания уже стартовал, заявив в
то же время, что не является сторонником незамедлительного признания Ереваном
независимости НКР. По его мнению, это означало бы "армянское
нежелание" поддерживать переговорный процесс, что могло бы спровоцировать
возобновление войны со стороны Азербайджана.
В определенной степени такая позиция является апологетикой
воинствующей риторики бакинского руководства. Получается, что чем выше степень
радикализма в выступлениях азербайджанских властей, тем ниже вероятность
признания Ереваном независимости НКР. С другой стороны, правящая партия очень
настроена рассматривать некоторые события международной жизни в качестве
позитивной тенденции и именно поэтому предпочитает не торопить время. В числе
последних – признание независимости НКР австралийским штатом Новый Южный Уэльс,
готовность пойти на тот же шаг уже со стороны государства Уругвай, образование
"прямо на глазах" новых (признанных, либо частично признанных)
государств – Южного Судана, Черногории, Косово, Абхазии, Южной Осетии,
Восточного Тимора, Эритреи, а также движения к независимости в Шотландии,
Каталонии и т. д. Скорее всего, именно эту тенденцию и имеет в виду Серж
Саргсян, говоря, что процесс международного признания НКР уже стартовал и что не
надо опережать события.
ЕЩЕ ОДИН КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ, БЫВШИЙ МИНИСТР НКР АРМАН
МЕЛИКЯН озвучил свою позицию еще до баллотировки, в конце прошлого года. В
частности, он считает, что признание Ереваном независимости НКР не приведет к
увеличению угрозы войны, а сама война может начаться не в локальном, а только в
региональном контексте. По его мнению, признание Ереваном независимости НКР не
может нанести вреда общему процессу, если будут подобраны правильные
формулировки. Меликян считает, что парламент РА должен представить
соответствующее заявление правительству, чтобы подготовить необходимую для
признания Арцаха базу политических и правовых предпосылок, а также сформировать
двустороннюю (Ереван - Степанакерт) комиссию для изучения всех необходимых нюансов,
в том числе уточнение государственной границы. Политико-административное
районирование НКР – действительно весьма хрупкий вопрос (в отличие от тех же
Косово, Абхазии, Южной Осетии, Черногории), после окончательного (в армянской
среде) прояснения которого и можно приступать к процессу признания.
Возможно, неразрешенность в том числе и этого вопроса дала
повод еще одному кандидату в президенты, Паруйру АЙРИКЯНУ, заметить (еще в
конце прошлого года), что "Ереван уже опоздал с признанием независимости
НКР". По его мнению, Баку и Анкара сегодня пользуются ошибкой, допущенной
в свое время первым президентом Армении Тер-Петросяном, а именно тем, что
Армения стала в марте 1992 года членом ООН без Нагорного Карабаха, хотя ранее
была принята декларация о воссоединении. "Когда Армения получала
международное признание и вступала в членство ООН в пределах своих границ,
Нагорный Карабах не был включен именно по вине первого президента. Это было
воспринято во всем мире так, что Арцах является частью Азербайджана", – считает
Айрикян.
Таким образом, одной из отличительных особенностей
предвыборной атмосферы 2013 года стала фиксация самого вопроса о признании
Ереваном независимости НКР. Ранее подобного мы не наблюдали. Арис КАЗИНЯН,
«Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.