Analitika.at.ua. В преддверии визита в регион сопредседателей Минской
группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию стали муссироваться слухи и
сообщения о том, что международные посредники якобы достигли договоренности с
главами Армении и Азербайджана относительно базовых принципов разрешения
проблемы, причем "совпадение позиций" зашло так глубоко, что сами
президенты уже почти готовы поставить подписи под неким промежуточным
документом. В этой связи газета "Грапарак" отметила, что сам
предполагаемый документ содержит шесть пунктов, подписание которых изменит
статус-кво. Пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян заявил, что
"ничего подобного нет, как и нет намерения комментировать
спекуляции".
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ
изменения текущего положения дел в зоне карабахского противостояния уже поднят
главами стран - сопредседателей Минской группы. Вплоть до 2011 года об этом -
именно открытым и совместным текстом - не заявлялось, хотя и ранее президенты
России, США и Франции давали понять о намерении изменить существующий
статус-кво. Ровно два года назад было подписано Довильское заявление, которое,
собственно, и ознаменовало начало процесса по смещению усилий трех держав в
сторону изменения нынешнего положения дел. Статус-кво был назван неприемлемым.
В Довильском заявлении трех президентов от 26 мая 2011г.
отмечалось: "Последняя версия основных принципов, обсуждавшаяся в Сочи 5
марта с.г., закладывает справедливую и сбалансированную основу для подготовки
всеобъемлющего мирного урегулирования. Этот документ, базирующийся на
Хельсинкском Заключительном акте и элементах, очерченных в наших совместных
заявлениях, принятых в Аквиле в июле 2009 года и Мускоке в июне 2010 года, дает
возможность сторонам преодолеть нынешнее неприемлемое положение дел".
Заявление это было воспринято азербайджанским руководством
очень позитивно, а президент Ильхам Алиев не преминул удостоить его своего
скорейшего комментария. 28 мая он отметил, что впервые государства -
сопредседатели Минской группы озвучили намерение изменить статус-кво Нагорного
Карабаха. "Таких конкретных и серьезных заявлений мы еще не слышали. То
есть изменение статус-кво означает, что оккупационные силы должны быть выведены
с оккупированных территорий и территориальная целостность Азербайджана должна быть
восстановлена". На чем базировался оптимизм азербайджанского президента?
ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЕЩЕ В ИЮЛЕ 2009 ГОДА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВ
-сопредседателей МГ ОБСЕ приняли Аквильское заявление, в котором говорилось:
"Мы поручаем нашим посредникам представить президентам Азербайджана и
Армении обновленный вариант мадридского документа от 29 ноября 2007 года,
содержащий последние предложения сопредседателей по формулировкам основных
принципов". Сторонам конфликта была предложена обновленная редакция
мадридских принципов, в которой и содержались пресловутые шесть пунктов.
Никаких стабильных и ощутимых приобретений они не гарантировали армянскому
народу НКР, тогда как первым своим пунктом обязывали "возвратить
территории вокруг Нагорного Карабаха". Уже в мае 2010 года главы стран -
сопредседателей МГ выступили с заявлением в поддержку именно этой редакции,
причем сторонами конфликта были обозначены лишь две.
"Мы, президенты Российской Федерации, Соединенных
Штатов Америки и Франции, в качестве руководителей государств - сопредседателей
Минской группы ОБСЕ подтверждаем наше обязательство оказать поддержку
руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных
принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы приветствуем и
рассматриваем в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того
факта, что прочное урегулирование должно основываться на принципах,
содержащихся в Хельсинкском Заключительном акте, и на тех положениях, которые
мы предложили в связи с нашим заявлением на саммите "группы восьми" в
Аквиле 10 июля 2009 года.
Среди них:
возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха;
промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий
гарантии безопасности и самоуправления;
коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом;
определение будущего окончательного правового статуса
Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления
его населения;
право всех внутренне перемещенных лиц и беженцев на
возвращение в места прежнего проживания;
международные гарантии безопасности, включая миротворческую
операцию.
В настоящее время президентам Армении и Азербайджана
необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с
тем, чтобы можно было приступить к разработке проекта мирного соглашения".
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЕРЕВАН ОСПОРИЛ ЭТИ УСЛОВИЯ И ВЫСКАЗАЛСЯ за
необходимость возвращения к Мадридским принципам (от 2007 г.), которые (на наш
взгляд) также не могут отвечать интересам армянского народа хотя бы потому, что
навязаны с позиции силы, полностью игнорируют историко-правовые факторы и лишь
частично считаются с существующими реалиями. Тем не менее в промежутке
последних двух лет президент Армении неоднократно заявлял о категорической
недопустимости любой формы пребывания НКР в составе Азербайджана. Таким
образом, в настоящее время позиция Еревана сводится к тому, что исходной точкой
для возобновления активных переговоров должны служить Мадридские принципы 2007
года, тогда как Баку такой исходной точкой считает обновленную редакцию
Мадридских принципов от 2009 года.
В преддверии очередного визита сопредседателей в регион тему
эту затронул и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на состоявшейся 21 мая
в Москве совместной с азербайджанским коллегой пресс-конференции. Он в
очередной раз называл "неприемлемым" статус-кво Нагорного Карабаха и
заявил о необходимости изменить существующее положение дел. Вместе с тем
отдельные акценты его выступления несколько насторожили некоторых
азербайджанских политиков и журналистов, усмотревших в них неблагоприятные
"свежие веяния". В частности, Лавров подчеркнуто не назвал Нагорный
Карабах "землей Азербайджана", а необходимость изменения статус-кво
представил не только в территориальном контексте, но и – практически впервые -
на фоне блокадного положения Армении.
"Статус-кво, безусловно, неприемлем, причем для всех.
Прежде всего для Азербайджана, Армении и тех, кто живет в Нагорном Карабахе, -
я в этом глубоко убежден. Статус-кво означает не только нерешенность вопроса о
возвращении азербайджанских территорий, но еще и экономическую блокаду Армении,
поэтому здесь не нужно никого убеждать в неприемлемости этого статуса.
Сопредседатели привержены задаче разблокирования ситуации. Для Российской
Федерации статус-кво неприемлем, поскольку между нашими соседями, друзьями -
долгий и сложный конфликт, а стабильность и спокойствие на Кавказе являются для
нас одним из внешнеполитических приоритетов".
КОНЕЧНО, МЫ ДАЛЕКИ ОТ МЫСЛИ ГОВОРИТЬ О НАСТУПЛЕНИИ КАКОГО-ТО
кардинального изменения в отношениях Москвы с закавказскими партнерами, тем
более что Сергей Лавров – это тот дипломат, который в случае необходимости
вполне может позволить себе высказаться жестко и открыто. Собственно потому и
нельзя не обратить внимание на совсем не случайное его упоминание об армянской
блокаде (в широком смысле - об армянском уроне), особенно на совместной именно
с азербайджанским коллегой пресс-конференции.
Отвечая же на вопрос о том, есть ли сегодня на столе
переговоров конкретные предложения, Лавров подчеркнул: "Э. Мамедъяров
упоминал об усилиях, предпринятых нами в качестве одного из трех
сопредседателей, когда Д.Медведев, в то время президент России, выразил
готовность постараться поискать компромисс между позицией Армении, которая
настаивала на том, что для нее приемлем в качестве основы для переговоров
вариант мадридских принципов 2007 г., и позицией Азербайджана, который считал
необходимым работать на основе варианта 2009г. <…> На том этапе не
удалось достичь договоренностей <…>
Никто не собирается "опускать руки" - мы будем
всячески помогать создавать условия для решения этой проблемы. Хотя понятно,
что решить ее могут только сами заинтересованные стороны, а мы будем этому
способствовать. Здесь нельзя делать поспешных оценок в том смысле, что раз
сейчас стагнация, то ничего не получится. Убежден, что все получится, если
стараться искать компромиссы, основывающиеся на учете законных интересов
сторон. В принципе сложность переговоров обусловлена сложностью и глубиной
самого конфликта. Так что будем продолжать искать компромиссы. Забыли
упомянуть, что завтра состоится очередная поездка сопредседателей в регион. Так
что работа продолжается". Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.