Главная » 2012»Август»26 » Армянский ученый: Вопрос прародины индоевропейских языков остается открытым
Армянский ученый: Вопрос прародины индоевропейских языков остается открытым
00:14
Analitika.at.ua. Теории о локализации индоевропейской прародины появились
в обращении еще с эпохи зарождении индоевропейского языкознания, и до
сегодняшнего дня эта прародина была локализована практически во всех странах,
где проживают индоевропейские народы, от Индии до Испании, от Средней Азии до
северных широт Евразии. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил
ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной
Академии наук Армении, доктор исторических наук Армен Петросян в ответ на
просьбу прокомментировать недавние исследования биолога Аткинсона, который
утверждает, что индоевропейские языки зародились в Анатолии (Малой Азии).
Напомним, краткое описание работы Аткинсона со ссылкой на
Science появилось в The New York Time и было перепечатано многими СМИ. Для
анализа индоевропейских языков ученые применили некоторые методы, разработанные
в эволюционной биологии и вычислительной математике. Совместив многие данные,
исследователи пришли к выводу, что так называемая «анатолийская» теория
является наиболее вероятной с точки зрения статистики.
Как пояснил Армен Петросян, в 20-ом веке стала очень
популярной точка зрения, согласно которой прародиной индоевропейского языка
были южнороссийские степи – так называемая «курганная теория». Апологетом
данной теории является американский археолог литовского происхождения Мария
Гимбутас. Согласно данной теории, период расселения из степей в Европу
датируется 3-5 тысячелетием до нашей эры.
В 80-ых годах прошлого столетия появились еще две теории.
Первую предложили советские ученые Тамаз Гамкрелидзе и Вячеслав Иванов. Они
утверждали, что прародиной индоевропейских языков является Армянское нагорье, а
процесс расселения начался за 5 тысяч лет до нашей эры (так называемая
«армянская теория»). Другую теорию предложил Колин Ренфрю – он поместил
прародину западнее – в южно-центральной Малой Азии (не очень далеко от
Армянского нагорья) – это и есть так называемая «анатолийская теория».
«Если в конце 20-го века в обращении, в основном, были
четыре теории – курганная, анатолийская (малоазиатская), балканская и
североевропейская, то уже с начала 21-го столетия, в научном обращении
находятся две точки зрения – курганнаяи
малоазиатская (теория Ренфрю). Разные ученые приводят по этому поводу разные
доводы. В ход пущены такие дисциплины как молекулярная генетика, археология,
мифология, физическая антропология и др.», - отметил А. Петросян.
Что касается исследования Аткинсона и Грэя, о котором
говорится в новой статье, то, по словам, А. Петросяна, они предприняли попытку
сделать новый шаг для определения степени родства между индоевропейскими
языками и для определения времени их разделения.
Фактически, их исследование является подтверждением
современного варианта теории Колина Ренфрю: индоевропейские языки зародились в
Малой Азии, первое их разделение датируется ок. 7000 г до н.э., часть их
носителей осталась в Малой Азии, а часть - перешла на Балканы (ок. 5000 г. до
нашей эры), оттуда пошли на юг России и Украины, а оттуда – в Европу и Индию.
Как видно, эта теория в некотором смысле совмещает в себе и «курганную» -
южнорусские степи можно считать «вторичной прародиной».
На уровне молекулярной генетики проблему прародины
индоевропейцев пытается решить группа ученых во главе с итальянцем
Кавалли-Сфорца. По их данным, жители юга России – носители «курганных культур»
4-5 тысячелетия до нашей эры на 20 процентов были носителями генетики передней
Азии, и их исследования также, таким образом, льют воду на мельницу теории
Ренфрю.
Но, как отметил армянский ученый, в настоящий момент обе
теории – и курганная, и малоазиатская, в обновленных вариантах, находятся на
паритетных условиях («армянская теория» считается вариантом анатолийской), у
обеих есть свои последователи и противники. Что касается исследований не лингвистов
Аткинсона и Грея, в лингвистических кругах они не воспринимаются очень
серьезно. Так что вопрос остается открытым.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.