Analitika.at.ua. Интервью с директором Института востоковедения НАН РА
Рубеном Сафрастяном.
- Г-н Сафрастян, в своей книге "Османская империя: генезис
программы геноцида (1876-1920гг.) вы рассматриваете факторы, которыми был
обусловлен Геноцид армян. Представьте, пожалуйста, вашу концепцию.
- Само слово "геноцид" означает самое плохое, что
может совершить человек. Необходим научный подход к этому явлению как к явлению
социальному. Геноцид обычно осуществляется государством, и, как показывают
исследования, если геноцид осуществляется в течение нескольких десятилетий и
несколькими поколениями руководителей государства, как это произошло в Турции,
то можно говорить об определенном типе государства, которое принято называть
геноцидальным. Это тип государства, при котором решение проблем видится в
геноциде. Именно таким государством является Турция, где три поколения турецких
руководителей рассматривали геноцид как единственный способ решения
национального вопроса в целом. Первая программа геноцида в Османской империи,
разработанная в 1876г., была направлена против болгар. После болгарского
восстания против османского ига, которое было очень жестоко подавлено,
состоялось заседание османского правительства, где было принято решение впредь
не допускать подобных восстаний и принять целую систему мер, являющихся в
современном понимании геноцидом. Об этом государственном решении говорится в
донесениях русских и английских дипломатов. Но эта программа не была доведена
до конца. В результате усиления влияния Англии решение осуществить геноцид было
заменено принятием Конституции. Авторы программы геноцида были отстранены от
власти, но продолжали свою деятельность в теневом режиме. Причем в эту
структуру входили не только государственные деятели, но и представители
турецкой интеллигенции, а сама организация называлась "Метла".
Деятельность этого комитета была направлена против всех христиан.
- В отличие от Ирана, Турция никогда не была теократическим
государством, а турки - особо религиозной нацией. Видимо, ислам в данном случае
использовался как механизм уничтожения иноверцев?
- Тут стоит обратиться к периоду возникновения османского
государства. Согласно распространенной точке зрения, османское государство было
создано радикальными мусульманами, как сказали бы сейчас. Это были члены
различных радикальных орденов. Дело в том, что тогда границей, разделявшей
исламский и христианский миры, как раз и была территория, на которой было
создано османское государство. И вся энергия мусульманско-тюркского мира была
направлена против христиан, проживающих на этой территории. Сначала это было,
по сути, удельное княжество в составе мусульманского сельджукского государства.
Но именно оно стало центром возникновения Османской империи. Идея джихада
вдохновляла и была очень близка тюркскому мусульманскому миру. Там нашли
прибежище бродячие воинственные дервиши и представители радикальных
мусульманских братств.
- То есть на этой территории были сконцентрированы носители
определенной идеологии?
- Да, это были носители идеологии джихада. А идея джихада
была основой этого государства. Это была программа преднамеренного,
программного уничтожения другого народа.
- Почему эта программа была создана именно в 1876 году?
- Дело в том, что Османская империя была создана как империя
борцов за веру. В XIXв. Эта она была очень слабой, отсталой, но позиции
христианских народов постоянно усиливались. Они быстрее развивались, именно в
их среде возникали капиталистические отношения. Но Англия и Франция были заинтересованы
в сохранении территориальной целостности Османской империи.
- В чем заключался политический интерес этих стран?
- Англия и Франция стремились создать противовес Российской
империи. Английскими дипломатами была выдвинута концепция сохранения османского
государства и в XIXв., там начали проводиться реформы западного образца.
Предполагалось, что таким образом можно будет обеспечить равенство всех граждан
и представителей разных конфессий перед законом, включая равенство мусульман и
христиан. Считалось, что так удастся сохранить целостность Османской империи.
Но эта политика встречала сильное сопротивление со стороны мусульманского
населения, поскольку она подрывала основы шариата, в основе которого - идея
неравенства между мусульманами и представителями других религиозных течений.
Согласно шариату, в мусульманском государстве христиане должны служить
мусульманам. А реформы подрывали основы шариата, закрепляющего
привилегированное положение мусульман. Росло недовольство политикой
вестернизации в Османской империи, усиливались антихристианские настроения.
Причем эти настроения были направлены не против внешних христиан, а против
части населения своей же страны. И это послужило возникновению программы
геноцида в 1876 году.
- Понятно, что религиозные разногласия существовали всегда, но армяне
веками жили в мусульманской среде, и это не приводило к трагическим
последствиям… Заложены ли в исламе установки, исключающие нормальные отношения
с христианами?
- Нормальные отношения мусульман с христианами возможны
только в том случае, если христиане покоряются законам шариата. Только тогда
нет угрозы физическому существованию христиан в мусульманском обществе.
Согласно мусульманскому мировоззрению, мир состоит из двух частей: это
правоверные мусульмане и остальные, которые со временем должны стать частью
исламского мира. Цель ислама – обратить в ислам весь мир. Во время джихада к
народам, имеющим свою священную книгу, (а это христиане и иудеи), применяется
одна политика. Им сохраняют жизнь, если они признают власть ислама, дается
право исповедовать свою веру и иметь свои храмы. Но при этом они платят два
налога: один – за то, что им сохранили жизнь, другой – за то, что не служат в
армии, поскольку лишены права на ношение оружия. Кроме того, шариат имеет
несколько сотен ограничений для христиан в мусульманском мире, начиная с самых
шокирующих, например, лишение права носить яркие одежды. Кроме того, христиане
не имеют права ремонтировать свои церкви. А те народы, которые не имеют
священной книги, должны или принять ислам, или погибнуть. В Османской империи
армяне находились в очень сложном положении, их права не соблюдались.
Антихристианские настроения усиливались. То же самое случилось и в 1915 году. В
ноябре был объявлен джихад, который был бессмысленным сам по себе, поскольку
джихад объявляется всему христианскому миру, а тогда союзниками Османской
империи были Германия и Австро-Венгрия, то есть это был избирательный джихад,
что само по себе абсурдно. Но если первая программа геноцида была связана с
болгарским народом, но не была реализована, то в 90-х гг. была создана новая
программа геноцида, на этот раз уже в отношении армян, которая и была
реализована. Затем появилась третья программа геноцида , на этот раз уже
младотурок – тоже против армян. Потом уже идет программа 20-х годов, то есть,
по сути, дела это 4 программы геноцида – 1 программа против болгар и 3 – против
армян. В 20-е гг. предполагалось, что армия кемалистов уничтожит Армению. Это
был период Первой Республики.
- Чем объясняется целенаправленная агрессия именно против армян?
- После того как в результате русско-турецкой войны большая
часть Болгарии вышла из состава Османской империи, армяне оказались самым
большим христианским народом этого государства, причем, народом, проживающим на
своей исконной земле. После того, как Балканы были потеряны, достаточно
реальной стала и угроза того, что будет потеряна и Передняя Азия. Поэтому
уничтожение армян рассматривалось как единственное средство сохранения
османского государства. Конечно, имели значение и деловая активность армян, и
более высокий уровень образованности, но в первую очередь уничтожение армян
было связано с сохранением Османской империи. Будучи геноцидальным
государством, Османская империя считала эту меру приемлемой. Конечно,
определенную роль сыграли и пантюркистские устремления. Концепция пантюркизма
уже была сформирована, и армяне стали рассматриваться как препятствие для
воссоединения с внешними тюрками. Гаянэ САРМАКЕШЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.