Главная » 2012»Август»12 » Игорь Мурадян: Азербайджан не имеет и не может иметь столь организованную диаспору, как Армения
Игорь Мурадян: Азербайджан не имеет и не может иметь столь организованную диаспору, как Армения
11:50
Analitika.at.ua. Азербайджан проводит то, что принято называть
«глобальную» политику международного политического и геоэкономического
блокирования Армении, что стало важной статьей государственных расходов и,
одновременно, важным источником формирования «черной кассы» для государственных
функционеров и СМИ. Об этом заявил в интервью Analitika.at.ua
армянский политолог Игорь Мурадян, комментируя попытки азербайджанских СМИ
втянуть Украину в антиармянскую пропагандистскую кампанию.
«Мне не хотелось бы охлаждать энтузиазм армянских политиков
и общественных организаций, призванных оказать противление этой политике
Азербайджана, но, давно пора сказать, что эта политика потерпела полное фиаско,
что вызвано законами и закономерностями мирового политического развития, и
складывающимися новыми балансами в мировой и региональной политике. Ресурсы Азербайджана
рассматриваются наемными политиками и «симпатизантами», как источник
дополнительных доходов, и комфортной деятельности. Нужно отметить, что данные
наемные деятели очень хорошо ориентируются во времени и в пространстве, и
понимают, что их работа, обычно длиться не более 5 – 7 лет, и, как правило,
завершается совершенно безрезультатно. Вместе с тем, пока никто, так и не
пояснил, а что означает «результативность». В аналитическом сообществе
достаточно давно сложилось мнение, что Азербайджан изрядно поднадоел своей
совершенно бессодержательной пропагандой. Может ли, кто-то из аналитиков и
специалистов по мониторингу СМИ уверенно сказать, что когда-либо в
респектабельных СМИ имела место публикация, где бы Азербайджан был бы
представлен в более-менее приглядном свете. Возможно, это утверждение довольно
смелое, но, следует правильно его прочитать – «респектабельные СМИ» и
«приглядном свете». В сфере реальной политики, Азербайджану, так и не удалось
создать какой-либо блок партнеров и союзников ни на Западе, ни на Востоке,
который был бы заинтересован в решении его проблем. Мировые центры силы, а
также, все без исключения региональные государства, заинтересованы в
проблематичном состоянии Азербайджана, в сохранении угроз и рисков его
положения. Внешняя политика Азербайджан не имеет никаких преимуществ ни на
Ближнем Востоке, ни в Центральной и Южной Азии, ни в Евразии, ни в
Евро-Атлантическом сообществе. Один из регионов, где Азербайджан пытается
приобрести некие преимущества, это Балтийско-Черноморский регион. Страны
данного региона экономически не совсем благополучны, здесь имеются многие
политические проблемы, и они с охотой воспримут экономические инициативы,
связанные, прежде всего, с нефтяным и газовым бизнесом, а также, торговлей вооружений.
При этом, Азербайджан рассматривается, только, как платежеспособный торговый
партнер, и никто не сбирается разделять его заботы и проблемы. Блок ГУАМ
наглядно продемонстрировал, что государства-члены вовсе не заинтересованы
разделять проблемы друг с другом, и тем более, проблемы «кавказского типа».
Азербайджан внимательно отслеживает вопросы политического и экономического
сотрудничества Украины с различными государствами, пытаясь предупредить
развитие отношений с Арменией, в особенности в сфере поставок вооружений. Азербайджан
пытается играть определенную роль в осуществлении морских и речных перевозок в
Черноморско-Азовском бассейне, также интересуется возможностью контролировать
Волго-Донскую речную систему. Пока, это не представляется возможным, но, в
принципе, отчасти возможно. Азербайджан, не располагая историческими традициями
присутствия в Украине, пытается осуществить некий «новострой», включая
установку памятников Гейдару Алиеву, и нечто подобное. Азербайджан, блокирован
в менее обширном, и в более сопряженном регионе, имея проблемы, практически со
всеми соседними государствами: Ираном, Россией, Арменией, Туркменистаном, а
также, с арабскими государствами, где Азербайджан давно рассматривается, как
про-израильское государство. США, как основной гарант безопасности
Азербайджана, весьма заинтересован в данном положении Баку, так как их
устраивает он, как государственное образование, осуществляемое транзит и
определенные локальные оборонные функции, и не более того. США и ведущие
государства Европы, а также НАТО, рассматривают Армению, как государство,
играющую определенную роль в сдерживании экспансии и внешнеполитических амбиций
Турции, что предполагает создание определенной конфигурации и баланса сил в
Южном Кавказе. Находясь в таком геополитическом положении, Азербайджану не
просто развертывать свои задачи в регионе Центрально-Восточной Европы, тем
более, по отношению к такому крупному и амбициозному государству, каким
является Украина. Имеются предпосылки того, что Украина, со временем, будет занимать
весьма нейтральную позицию в международной политике, что станет важным условием
ее безопасности и экономического развития.
Азербайджан не имеет и не может иметь столь организованную
диаспору, как Армения, что обусловлено многими факторами. Азербайджанское
население, оказавшись в диаспоре, довольно быстро дифференцируется по
региональным, этническим и религиозным, племенным признакам. Азербайджанскому
населению не столь свойственно ощущение национальной солидарности, их не
объединяет национальная церковь, ее просто нет. Это не преимущество, и не
недостаток, этническая особенность, это просто факт. Поэтому, Азербайджанская
политика пытается обнаружить и выработать определенные приемы в сфере
пропаганды, прежде всего, применяя те методы, которые достаточно хорошо
разработаны в международном сообществе. Но, в случае с попытками Азербайджана,
все это, в том числе безудержная фальсификация выглядит смешно. Армянский
фактор в международной политике более мобилен, оперативен, понятен, и в связи с
этим более интегрирован. Азербайджанский фактор менее интересен, и не очень
желателен для большей части серьезных стратегий. Он, просто не вмещается в те
стратегии, на которые делает ставки. Следует, также, отметить и то, что,
несмотря на огромные военные расходы, Азербайджану, так и не удалось приобрести
военные преимущества, что ставит под вопрос не только химеру военной победы, но
и безопасность страны. Со временем, это начинают лучше понимать в Баку, и не
только в Баку», - заявил Игорь Мурадян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.