Analitika.at.ua. В прошедшие выходные Баку посетил замминистра иностранных
дел Ирана по странам Азии и Тихоокеанского региона Сеид Аббас Арагчи. В ходе
визита было сделано несколько примечательных заявлений, акценты которых выходят
за рамки двусторонних отношений.
Как известно, начало года ознаменовалось в Баку резкой
активизацией тематики "Южного Азербайджана". Представители ряда
политических и общественных организаций этой республики вдруг в один голос
стали рассуждать о необходимости рассмотрения вопроса о будущем политическом
статусе северных иранских земель с тюркским и тюркоговорящим населением. Обращение
к избитой теме (особенно на фоне обострения ситуации в зоне Ормузского пролива)
не являлось спонтанным решением и укладывалось в контекст участившихся тогда
американских и израильских заявлений о реальной возможности военной агрессии в
отношении Исламской республики. Именно в этот период бакинские политики и
выступили с заявлениями, предусматривающими пересмотр (если в широком смысле)
азербайджано-иранской государственной границы.
Председатель партии Народного фронта целостного
Азербайджана, депутат Милли меджлиса Гудрат Гасангулиев заявил, что "две
трети Азербайджана относятся к Южному Азербайджану, одна треть - к
Азербайджанской Республике. Поэтому есть все основания переименовать нашу
республику в Северный Азербайджан".
Уже на первом в 2012 году заседании азербайджанского
парламента некоторые депутаты подняли вопрос о необходимости изменения названия
страны. Симптоматично, что эту мысль озвучивал депутат от правящей партии
"Ени Азербаджан" Сиявуш Новрузов: "В последнее время
общественность выдвигает предложение о переименовании Азербайджанской
Республики в Северный Азербайджан. В мире есть примеры Северной и Южной Кореи,
Северного и Южного Кипра. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан как
расколотое государство назывался бы Северным Азербайджаном".
Обращаем особое внимание на то обстоятельство, что данная
мысль заявлена не на задворках азербайджанской политической сцены и не
покинувшими страну политэмигрантами или радикальной оппозицией (которые в
надежде на внешнее покровительство могли себе позволить столь дерзкие
выступления), а заместителем исполнительного секретаря правящей партии
"Ени Азербайджан" (основанной самим Гейдаром Алиевым политической
организации), председателем которой с марта 2005 года является действующий
президент республики Ильхам Алиев.
Еще в сентябре прошлого года Сиявуш Новрузов призвал
тюркское население северных иранских провинций активизироваться: "30
миллионов азербайджанцев в Иране должны поднять свой голос протеста в связи с
высыханием озера Урмия. Мы, конечно же, должны оказывать поддержку им. Но и они
должны зашевелиться".
Таким образом, обращение бакинских политиков (уже на первом
в этом году заседании Милли меджлиса) к вопросу о возможности переименования
названия республики поддерживалось на официальном уровне и нашло отклик (что
естественно с учетом известных особенностей формирования законодательной власти
в Азербайджане) также и в рядах парламентской оппозиции.
Депутаты призвали к проведению референдума по внесению
изменений в первое положение статьи 11 Конституции республики, гласящее, что
"территория Азербайджанской Республики едина, неприкосновенна и
неделима".
Вместе с тем политики заявили о важности применения третьего
положения той же статьи, согласно которой "… государственные границы могут
изменяться только путем референдума, проводимого по решению Милли меджлиса
Азербайджанской Республики среди всего населения Азербайджана, на основе
волеизъявления народа Азербайджана".
Обращаем также внимание на то обстоятельство, что с 40-х
годов прошлого века вопрос "Южного Азербайджана" не становился
конкретным предметом парламентских обсуждений. Призывы (в той или иной форме)
раздавались нередко (можно вспомнить и политику Абульфаза Эльчибея), однако на
уровне парламента (ВС Азербайджанской ССР, или Милли меджлис) подобных
обращений к теме не было. Исходя из сказанного можно предположить, что такая
активизация, хотя и полностью соответствовала умонастроениям взращенной в
пантюркизме (и отпочковавшемся от него паназербайджанизме) азербайджанской
общественно-политической элиты, являлась все же разработкой извне.
Опосредованным подтверждением тому является уже недавнее
сообщение о том, что американский Конгресс подготовил проект по отделению от
Ирана провинций Восточный и Западный Азербайджан. 15 августа сайт mashreghnews.ir
разместил информацию о письме американского конгрессмена Дана Рохрабакера в
адрес госсекретаря Хиллари Клинтон о необходимости оказания помощи населению
северо-западных провинций Ирана в деле обретения независимости.
Отметим, что Дан Рохрабакер часто вмешивается во внутренние
дела разных стран, что, впрочем, вполне соответствует традиции американской
политической жизни. Он никогда не выступает со случайными заявлениями.
Например, после того как парламентарии Гонконга и Тайваня заявили о том, что
китайский коммунистический режим несет ответственность за действие, которое
потенциально могло бы блокировать вещание на материковую часть Китая
телевидения "Новая Династия Тан", он направил письмо на имя
президента Тайваня Ма Ин-цзю, где отмечал: "Демократическое правительство
Тайваня должно поощрять распространение идей в пользу свободы и традиционных
ценностей через пролив. Если Тайвань не поддерживает борьбу за свободу мысли в
Китае, я не вижу необходимости для Америки поддерживать Тайвань".
В оригинале последнего письма читаем: "Г-жа Клинтон, в
феврале этого года представляющий правящую партию "Новый Азербайджан"
депутат Сиявуш Новрузов обратился к правительству Азербайджана с предложением
переименовать страну в "Северный Азербайджан" <…> В Иране
провинции Восточный и Западный Азербайджан населены в основном этническими
азербайджанцами, что и является главным доказательством утверждений, сделанных
в Баку, что территория Азербайджана была расколота. На самом деле
азербайджанские территории по Туркманчайскому договору в 1828 году были
разделены между Россией и Ираном без согласия Азербайджана. Будет
целесообразным, если США окажут содействие военному сотрудничеству Азербайджана
с Израилем, поскольку власти Ирана являются как их, так и нашими врагами. Поэтому
необходимо использовать момент и оказать помощь азербайджанцам Ирана в
претворении в жизнь их заветного желания – обретения независимости. Вместе с
тем для ослабления позиций Ирана необходимо угрожать Тегерану бомбардировкой
ядерных объектов".
На девятый день обнародования этой информации Баку и посетил
замминистра иностранных дел Ирана Сеид Арагчи. Именно в ракурсе указанных выше
развитий и необходимо понимать акценты его заявлений, в том числе выступление в
пользу неизменяемости нынешних государственных границ (естественно,
азербайджанских тоже).
24 августа сразу после встречи с азербайджанским министром
иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым он подчеркнул: "Мы обсудили
региональные и международные вопросы. Подчеркнута важность противостояния внешним
вмешательствам, которые могут нанести ущерб отношениям между двумя странами. Иран
не позволит внешним факторам подорвать отношения с Азербайджаном".
Несмотря на то что в ходе встречи обсуждались разные вопросы, все они служили в
большей степени декорацией визита, имели косвенное отношение к главной теме и
подчинялись ей. Речь шла о достижении более сбалансированной планки
двусторонних отношений и возможном отстранении Азербайджана от западных
разработок по региональному переделу.
Очевидно, однако, что усугубление напряженности в регионе, а
также полная неопределенность даже ближайших региональных перспектив не
позволяют сегодня переговаривающимся сторонам строить какие-то долгосрочные
схемы взаимопонимания и вынуждают их довольствоваться (в лучшем случае)
сиюминутными достижениями, ориентированными на очень короткую перспективу. Арис
КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.