Analitika.at.ua. Болезненная сублимация не может
предполагать покаяние. Как республика Турция утвердилась в 1923 году, однако
она предстает в качестве преемника Османской империи. После утраты ею
территорий в Европе армяне, являвшиеся главным нацменьшинством страны, стали
рассматриваться в качестве не только козла отпущения, но и главного препятствия
на пути продвижения на Кавказ и в Центральную Азию. Потеря территорий ввергла
турецкий этнос в состояние фрустрации, и одним из путей ее преодоления стал
поиск и дискредитация жертвы. Главное нацменьшинство изначально было в статусе
жертвы, являлось мишенью патологической сублимации, репрессий, агрессии
турецкого этноса. По сути, это стало благоприятным психологическим фоном для
совершения Армянского геноцида. Есть нечто общее в политике османского и
нынешнего турецкого правительства - политический блеф, прихоти и фиглярство,
«поведение капризной дамы», которые сопровождаются активными психологическими
защитными механизмами. Более того, в лице некоторых турецких чиновников
(премьер-министр Эрдоган, министр иностранных дел Давутоглу) мы имеем дело с
защитным конфликтом, что является результатом этнического нигилизма. Защитный
конфликт очень часто выражается в некоторых чертах характера и формах поведения
ряда турецких чиновников и напоминает о «броне характера», «неврозе характера».
Сегодня сопротивление турецкого этноса борьбе за признание Армянского геноцида
- не что иное, как повторение защитных противодействий, напоминающее невроз,
защищающий больного от терапевтических воздействий. Снятие табу на армянский
вопрос продолжает пробуждать антиармянские инстинкты турецкого этноса, в
частности, правительства. Репрессия как защитный механизм - это мотивированное
забывание или игнорирование Армянского геноцида. К сожалению, репрессивный
материал продолжает оставаться составной частью инстинктивности и порождать
проблемы. Безусловно, большинство сторон сопротивления осознается турецким
этносом, однако часть их остается неосознанной. По сути, непосредственной
причиной сопротивления продолжает оставаться инстинктивное избегание таких
болезненных явлений, как общенациональный стыд, тревога и осознание чувства
вины. Содержание материала в репрессивном состоянии на деле требует от
турецкого этноса большого внутреннего напряжения, выходом из которого является
покаяние. В самозащитной стратегии турецкого правительства, разработанной в
связи с вопросом признания геноцида, явно действует так называемая
интегративная психологическая защита, что сопровождается искажением информации.
Многочисленные факты, касающиеся Армянского геноцида, продолжают искажаться и
представляться «по-своему». Данный защитный механизм сопровождается известной
защитной стратегией рационализации и побуждает турецкий этнос всячески
оправдывать или смягчать деяния предков. Рационализация, в частности, явно
просматривается в различных выступлениях Ахмеда Давутоглу. Отметим только одну:
принятие во Франции законопроекта о криминализации отрицания Армянского
геноцида он рассматривал как неприятие альтернативных мнений, что является
характерным для средневековья и опасным для развития Европы образом мышления.
Защитные противодействия политика, казалось бы, непреклонно идут «в сферу
моральных обязательств». Однако это обеспечивает лишь кажущийся эффект.
Турецкое правительство продолжает проводить утрированную политику по оказанию
противодействия процессу признания геноцида, что, однако, имеет обратный
эффект. Пожалуй, об этом свидетельствуют пополняющиеся ряды покаявшихся турок.
Останки организаторов армянского геноцида спустя десятилетия были
перезахоронены в Турции, и это свидетельствует о психологической идентификации
турецких властей со своими предшественниками и оправдании их деяний,
символизации под положительным знаком. Доказательством символизации предков
является множество фактов. Когда в 2004 году редактор газеты «Акос»Грант Динк
заявил, что духовная дочь Мустафы Кемаля Ататюрка Сабиха Гекчен -
сирота-армянка, генштаб армии публично откликнулся на данное заявление и
обвинил автора «лживых открытий» в стремлении осквернить священные символы
республики. Иными словами, Мустафа Кемаль и его единомышленники со своими
идеями и убеждениями - это священные символы турецкого этноса. Вот почему Динк
стал мишенью ультранационалистических кругов. То есть о национальном покаянии
не может быть и речи. Здесь стоит вспомнить об осознанном восприятии норм,
проявлении этнического сознания личности. Если человек принимает ту или иную
норму своего этноса, то в какой-то мере считает ее своей. Он вступает в
психологическуюидентификацию со своим
этносом, его историческим прошлым и идеологией. И этой идеологией питается
коллективное и национальное самосознание, в котором сосредоточены этнические
стереотипы, возникшие в ходе этногенеза наследственные тенденции, которые
придают импульсы поведению и деятельности этноса. Карл Юнг, переосмысливая
теорию Фрейда об инстинктивности, подчеркивал основные формы коллективной
инстинктивности - архитипы, которые присутствуют в духовном мире всех людей.
Причем среди архитипов коллективной инстинктивности важнейшим является архитип
идентичности, выступающий в качестве центра индивидуальности. Церемония
перезахоронения останков организаторов геноцида армян в Турции, как мы уже
отметили, свидетельствует о положительной психологической идентификации
турецкого этноса с предками и нездоровой сублимации. Здесь индивидуальное
начало этноносителя-турка растворяется в коллективной инстинктивности, и «я» в
своем содержании начинает подвергать супрессии, то есть подавлять нежелательные
мысли и образы коллективной бессознательности. В таком психологическом
состоянии присутствует национальный эгоизм, и окончательным спасением здесь
становится возвращение к истокам, объективизация и переживание содержания
коллективной инстинктивности деяний предков. Рассматривая вопрос
психологической самозащиты на уровне турецкого этноса, стоит вернуться к
понятию Роберта Фрейджера «перекомментирование поведения». С помощью механизма
«перекомментирования поведения» мы оправдываем наши действия, считающиеся
недозволительными в иных ситуациях, меняя наше сознание так, чтобы можно было
смягчить нашу ответственность или вообще ее избежать. Роберт Фрейджер и Джеидис
Фейдимен приводят три основных средства, позволяющие избежать ответственности
за собственное поведение. «Перекомментирование поведения» выполняет
самозащитную функцию ухода от ответственности, что рассматривается в контексте
явления «оправдывающее сравнение» и нацелено на поиск объяснений посредством
сравнения собственных поступков и больших преступлений, совершенных другими
людьми, и отказ от ответственности. В таком сравнении человек находит
самооправдательное утешение. Кстати, признание геноцида или извинение за деяния
предков частично может разрешить проблему преодоления чувства тяжкой вины. Защитный
механизм самооправдания (рационализации) турецкого этноса не может избавить его
от неприятного состояния внутреннего напряжения. «Когда начинаешь врать самому
себе, то открываешь двери сумасшествия». Т.е. умственное напряжение - это
отклонение от нормы и однозначно не может стать осью здоровой деятельности или
политики. И сомнение, или длительное мучительное состояние бивалентности,
которое сопровождает чиновника или представителя того или иного социума, может
стать супрессивным, приводя к параноической шизофрении. Вину нельзя утопить,
скрыть, глубоко запрятать, ибо с негативными последствиями той же силы она
диктует поведение, позицию и мышление. Серьезные изменения самоидентификации
турецкого этноса могут произойти, если он признает Армянский геноцид.
Сознательный отказ от ошибок своего этноса создает благоприятную политическую
или стратегическую среду, тогда как в психологическом плане все получает иной
оборот - напряжение, внутренний конфликт, когнитивный диссонанс. Покаянию
турецкого этноса нет альтернативы, хотя, судя по стилю деятельности турецкого
правительства, трудно уверенно говорить о перспективе покаяния, так как табу на
армянский вопрос имеет под собой четко разработанную стратегию. В Турции
ограничение свободы слова вновь проявляется в качестве болезненного защитного
механизма и преследует конкретную цель - не подорвать единство нации (в вопросе
признания геноцида армян). Общую атмосферу признания геноцида создают некоторые
покаявшиеся турки, которых преследует турецкое правительство. Группа
представителей турецкой интеллигенции действительно избрала путь этнического
самоочищения - Танер Акчам, Орхан Памук, Элиф Шафак, Толга Эрен и т.д.
Произнеся фразу «мы убили один миллион армян и триста тысяч курдов», Памук, по
сути, поднимает вопрос о покаянии турецкого этноса, самоочищении и очной ставке
с собственной историей. Экс-премьер Турции Чиллер (первая женщина
премьер-министр) однажды сказала: «Все мы наместники Кемал Беи» (один из
преступников, вздернутых на виселицу за армянские погромы), а в романе Элифа
Шафака «Отец и незаконнорожденный отпрыск» раскрывается подлинный образ турок.
Кстати, в 2006 г. он по статье 301 предстал перед судом - за оскорбление турок.
Причина судебного процесса - один из героев романа доказывает, что в Первой
мировой войне был совершен геноцид армян. Среди покаявшихся немало и так
называемых маргиналов, которые в свои взгляды еще внесут конкретику - в
зависимости от тенденций развития демократической атмосферы в Турции. В
противовес Косово, Восточному Тимору, Камбодже непризнание армянского геноцида,
к сожалению, продолжает оставаться неудачей международного сообщества, ибо
рассматривается в качестве предмета политического спора, а не исторической
правды. Еще в античной философии справедливость квалифицировалась как равновесие,
гармония - и в политике, и в жизни личности. Для идеологов пантюркизма это,
конечно, можно считать проявлением романтизма. Египетский философ, социолог и
политолог Шакик Гарбал пишет: «Османская империя не основывалась на новых
религиозных, политических или социальных идеях, напротив, она основывалась на
войнах, экспансии и не открывала двери перед своими многочисленными раянами,
принадлежащими разным религиям и нациям - за организацию их различных отношений
на общеизвестных идеях и принципах». На наш взгляд, не случайно Коран отрицает
факт первородного греха и тем самым необходимость откупа, спасительной цены. А
слово «спасение» в Коране упоминается лишь раз. Спасение не является
главенствующим. Иными словами, отказ от греха имеет также религиозные
основания. Перспектива покаяния и в этом смысле остается туманной. Идеология
пантюркизма, которой питается национальная инстинктивность, предполагает
этническое господство, что психологически оправдывает все вытекающие из этого
действия, т.е. чувство безнаказанности укрепляется в глубинах подсознания или
коллективной инстинктивности. Пожалуй, отрицание Турцией геноцида армян
обусловлено также этим. На уровне национального самосознания турецкого этноса
сегодня продолжает царить когнитивный диссонанс. Это останется неизбежным,
поскольку позиция по отрицанию геноцида армян несовместима со стремлением
Турции вступить в европейскую семью народов. Трудно себе представить полную
готовность Турции к евроинтеграции, когда огузский эпос («Деде Керкут»)
считается важнейшим идеологическим источником и священным памятником (для
народа Азербайджана он является священной книгой). Отметим лишь то, что в 10-м
дастане эпоса отсечение головы считается получением права на праведную жизнь.
Турецкие идеологи считают огузский эпос национальной культурой и вообще
рассматривают культуру в качестве национального явления, а цивилизацию считают
международной, и поэтому турецкую культуру следует спасти от «когтей
международной цивилизации». С этой точки зрения можно усмотреть закономерную
связь между отношением к прошлому турецкого этноса и нынешним цивилизованным
уровнем. Какова степень цивилизованности турецкого этноса, какова его
способность к межэтнической психологической идентификации?.. Как
идентифицируется турецкий этноноситель с прошлым своего этноса, когда
символизирует предков, организовавших геноцид, опровергая или «по-своему»
представляя факт истребления целого народа? К сожалению, в турецкой религиозной
и национальной идеологии мы не находим признаков покаяния, между тем как покаянию
турецкого этноса нет альтернативы - с точки зрения полноценного воспитания и
социализации турецкого подрастающего поколения, очищения национального
самосознания и коллективной инстинктивности. Лусине Караханян, кандидат
психологических наук. armtown.com
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.