Был день, и не было в нем ничего необычного. Было много
света, и не было в нем радости. Сплошной стеной крупные хлопья снега с утра
размеренно опускались на землю, спеша убелить все, к чему прикасались. Природа,
стремясь приобрести легкость и пышность, сменяла свои темные одеяния на белые.
Две фигуры шли сквозь снег. Идущая впереди женщина пыталась
открыть колею для мальчика лет 8-9. Оба были одеты не по погоде. Женщина в
чем-то бесформенном, перевязанная длинным и широким платком, на мальчугане был
пиджак, больше него и по годам, и по размеру. Голова завязана какой-то тряпкой.
Он еле вытаскивал ноги из снега, опущенные плечи и сгорбленная спина выдавали
крайнюю усталость.
Они шли уже достаточно долго. Выйдя из села Мадан рано
утром, они направлялись в деревню Шахназар, где жил отец женщины. Раньше она
была замужем за довольно обеспеченным крестьянином. Когда началось
раскулачивание, они потеряли все. Со свекром, со свекровью, двумя детьми и
мужем она бежала в греческое село Мадан в Грузии. Самому младшему мальчику, с
которым теперь она находилась в пути, было тогда лишь три года. В селе их
приняли не очень благосклонно, но прогонять не стали. Жили в землянке, похожей
на большую нору. Там же родились еще два ребенка - мальчик и девочка.
Начавшаяся война 41-го навсегда забрала мужа. Они батрачили,
собирали в лесу хворост, отчаянно пытаясь выжить. Дети, мимо которых
проносилось детство, работали по мере сил, которые никто не мерил. Когда
становилось совсем плохо, женщина пешком направлялась в Шахназар (Калининский
район Армянской ССР). Отец, всячески экономя, припасал для нее еду - в основном
картошку. От красоты дочери остались только глаза - большие и неизменно
печальные. Он провожал ее до тех пор, пока не чувствовал, что сил осталось
только на обратный путь. Когда старшему исполнилось 10 лет, она начала брать
его с собой. Но сейчас он сильно ослаб, и пришлось взять среднего. На отца
рассчитывать уже не приходилось.
Малыш шел молча. Ему очень хотелось остановиться и
отдохнуть, а еще лучше лечь прямо в снег и закутаться в него. Еще больше
хотелось есть, так как в этот день он ничего не ел. Казалось, что стоит только
поесть, усталость мигом пройдет.
- Мама, скоро мы дойдем? - жалобно, уже в который раз
обратился он к матери.
- Потерпи, сынок. Уже мало осталось, - с разрывающимся
сердцем вновь соврала женщина.
- Я устал, я есть хочу, мама! Почему ты не взяла с собой
хлеб? - плача, спросил малыш.
Мать остановилась, обняла его, стараясь дышать на его
похолодевшее лицо.
- Милый мой, ну потерпи. Вот поднимемся на вершину, там
будет церковь. Там тепло, согреемся, отдохнем и поедим.
Насчет церкви и тепла женщина не лгала, а вот поесть... было
очередной ложью. Женщина пыталась взять малыша на руки, но тот не позволил.
- Не надо, я сам дойду.
Кое-как преодолев вершину, они подошли к церкви на краю
леса. Из всеобщей белизны она четко выделялась своими контурами и, крепко стоя
на земле, вселяла радость и уверенность. Хотя церковь стояла на отшибе, люди
часто приходили сюда, так как считали ее чудотворной. Когда и почему она была
построена, никто уже не помнил. Рядом был родник. Он всегда предсказывал
грядущие несчастья. Иссяк перед Геноцидом, перед начавшейся Отечественной
войной.
Женщина тщательно стряхнула с себя и ребенка снег и, взяв
малыша за руку, вошла в церковь. Войдя, она осенила себя крестом и пошла к
алтарю. Ребенок по примеру матери также перекрестился. Здесь действительно было
теплее, хотя церковь не имела двери. Мальчуган последовал за матерью к алтарю.
Подошел к матери, взглянул на ее лицо и испугался. Весь ее облик выражал
недоумение. Он проследил за ее остановившимся взглядом и увидел под алтарем два
маленьких хлебца, но в отличие от матери, обрадовался и со словами "мама,
хлеб!" метнулся к ним. Женщина оторопело продолжала смотреть, потом
перевела взгляд на грубый крест.
Мальчуган упоенно жевал, издавая непонятные звуки, похожие
на мурлыканье.
- Он еще теплый, мама, - радостно и немножко невнятно
проговорил он.
Закончив с первым хлебом, он глубоко и удовлетворенно
вздохнул совсем не по-детски и потянулся ко второму.
- Не надо, милый, оставь, - вскинулась женщина.
- Почему? - только и выговорил малыш.
Женщина, обняв, напряженно думала над ответом на это простое
"почему", но не могла найти.
- Нельзя, сынок. Второй - для других, - только и смогла
выговорить она.
Малыш непонимающе посмотрел на нее, пытаясь сам найти ответ.
- Кругом ведь никого нет, кто это - другие?
Отдохнув, они вышли из церкви в снег.
* * *
Джиблаз Самсонович был человеком "союзного
масштаба" и знатным сыроделом - поднимал производство в Калининском
районе, в Карабахе, в Краснодарском крае и в Сибири. Где бы он ни работал,
выпускаемый им сыр назывался условно "Джиблазовским". Его ценили как
знатока своего дела и уважали за трудолюбие и справедливость. Досконально зная
сыродельное производство, мог заменять и лаборантов, и технологов, и инженеров.
Руководители старались не вмешиваться, будучи уверенными, что всегда и все
будет в порядке. К тому же Джиблаз Самсонович был человеком крутого нрава. Он
не переносил нечистоплотности и расхлябанности в работе, искоренял воровство.
Одному богу известно, как он умудрялся всегда перевыполнять план и в то же
время выделять своим рабочим им же установленную долю. Начальники также были
довольны. Периодически выпускалась "левая" продукция, а сыр всегда и
неизменно оставался отличного качества.
Высокий рост, крупное телосложение, орлиный нос и прямой открытый
взгляд Джиблаза Самсоновича внушали уважение. Когда замечал нерадивость, мог
разораться, но никого не оскорблял, а когда приходили к нему с просьбой, всегда
старался помочь. Таким он был и у себя дома. Жена и дети не осмеливались
противоречить ему ни в чем, а семья была большая. Впрочем, понятие семьи для
него не ограничивалось только своими домочадцами. В нее входили и семьи двух
братьев и сестры. Не будучи старшим, он все же считал себя ответственным за
всех - тому нужен дом, этому - учиться или жениться.
Что касается внуков и внучек, то здесь был полный
"беспредел". Они буквально вили из него веревки. Малейшее их желание
выполнялось незамедлительно, и они никогда не упускали возможности пожаловаться
деду на старших. Джиблаз их выслушивал с суровым видом, хмурил брови и обещал
разобраться. Единственное, чего он требовал от малышей, чтобы те не перечили
старшим.
Требования были и к старшим - "не выносить сор из
избы", радеть о чести семьи, всегда держать слово. Если что-то сказал, то
обязан слово сдержать. Тут уж хоть в лепешку расшибись, хоть кровь из носа, но
сказанное сделай. Потому что долги надо возвращать, как материальные, так и
нравственные. Настоящего мужчину выделяет чувство справедливости.
Таким был Джиблаз Самсонович и шел он по жизни с высоко
поднятой головой, как сейчас.
* * *
Он поднялся на вершину и оглянулся вокруг. Был день, и был
он необычным в своей благостности. Было солнце и много света, и были в нем
теплота и ласковость. Он стоял во весь рост, гордый тем, что оказался на вершине.
Много лет в мыслях он шел по этому пути и наконец прошел его. Бога, которого он
искал всю жизнь, нашел в себе и постиг через свое сердце, сердце, бьющееся в
такт справедливости, и открытое любви. Теперь он всей своей сущностью ощущал то
беспредельно Мудрое и Справедливое, что окружало его. Оно было в каждом камне,
в каждом дереве и в свете, щедро льющемся сверху. Он прошел свою дорогу,
которая была предназначена провидением, никогда не искал другой и прошел ее с
гордо поднятой головой.
Стоя на вершине, он не ощущал себя здесь лишним и что-то
искал взглядом. Когда нашел, удовлетворенно хлопнул себя по груди и бодрым
шагом начал спускаться. Цель была близка, и Джиблаз шел, не чувствуя своих лет.
Не выбирая дороги, он уверенно продвигался вперед, несмотря на начавшийся
очередной подъем и лесистость местности. Когда поднялся на вершину, оказался
лицом к лицу со старой церквушкой.
Джиблаз мгновенно остановился, потом снял кепку и, подойдя
ко входу, поцеловал стену, как целовал родных ему людей, перекрестился и ступил
в полусвет.
Более 60 лет он шел к ней и наконец дошел, опустился на
колени перед алтарем, расстегнул куртку и, достав из-за пазухи завернутый в
целлофановый пакет хлебец, дрожащими руками положил его под алтарь, возвращая
свой последний долг. Армен ПЕТРОСЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.