Главная » 2012»Август»27 » Российский эксперт: Цюрихские протоколы далеко не "пустышка"
Российский эксперт: Цюрихские протоколы далеко не "пустышка"
00:24
Analitika.at.ua. Турция хотела бы, чтобы Азербайджан и Армения провели
переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в Стамбуле. Такое
сенсационное и нестандартное заявление, как сообщает турецкая газета Star,
сделал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Буквально оно звучит
так: "Мы хотели бы, чтобы переговоры по Сирии проходили в Турции. Мы также
хотим, чтобы переговоры между Арменией и Азербайджаном также проходили в
Стамбуле".
Начнем со второго тезиса Давутоглу - о предложении провести
в Стамбуле переговоры между Арменией и Азербайджаном - потому, что он плавно
перетекает в первый. Может показаться, что второй тезис главы турецкого МИД
ничем не мотивирован. Да, был в конце июля визит в Турцию помощника
госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филиппа Гордона, которого считают
одним из идеологов процесса армяно-турецкого сближения и цюрихских протоколов.
А ранее эта проблематика там же оказалась в центре внимания переговоров и
госсекретаря США Хиллари Клинтон. Как сообщали в этой связи турецкие СМИ,
американская сторона настаивала на том, чтобы Анкара отделила цюрихский процесс
от вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Турки на это
реагировали. "Я умолял армянскую сторону вернуть Азербайджану хотя бы один
район, обещая уговорить Ильхама Алиева подписать с Арменией договор о
прекращении состояния войны и об открытии границ между двумя странами, -
откровенничал недавно Давутоглу с журналистами. - Между турками и сербами
конфликт длился 1000 лет, а с армянами наши проблемы существуют где-то около
ста лет. Если мы смогли решить проблемы на Балканах с Сербией, Боснией и
Герцеговиной, почему мы не можем сделать то же самое и с армянами?"
Но при желании подобных цитат из высказываний турецких
политиков можно "надергать" множество. Интрига уже в другом. Ранее
Турция предпринимала попытки выступить в роли посредника в карабахском
конфликте, стремилась вклиниться в этот процесс в рамках НАТО. Достаточно
вспомнить, как 11 марта 1992 года тогдашний министр иностранных дел Турции
Хикмет Четин на саммите НАТО в Брюсселе пытался "продавить" вариант
разрешения конфликта с отправкой в зону противостояния войск
Североатлантического блока, в состав которых вошли бы и подразделения турецких
сил. Этот план не нашел поддержки у руководства НАТО. Будучи с 1992 года
участником Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, Анкара выступила
и с планом урегулирования этой проблемы. В частности, он предусматривал
территориальный обмен между Арменией и Азербайджаном - предлагалось обменять
зангезурский и лачинский коридоры. В то же время отметим и тот факт, что, как
правило, инициативы Турции на этом направлении оказывались
"привязанными" к каким-либо конкретным событиям, прежде всего, в Азербайджане.
Так, когда 26 июля 1993 года Турция выступила с инициативой отправки
миротворческих сил в зону конфликта, то, по оценке экспертов, эта инициатива
была попыткой спасти режим Абульфаза Эльчибея в канун военного марша Сурета
Гусейнова на Баку летом 1993 года. После отстранения режима Эльчибея новый
президент Азербайджана Гейдар Алиев стал наводить "мосты" с Москвой,
стремясь вернуть Азербайджан в СНГ, и таким образом решить вопрос Карабаха. Он
стал выдворять граждан Турции из Азербайджана, затем последовал ввод визового
режима между двумя странами, который существует и сейчас.
Поэтому нынешнее предложение Давутогу о возможности
проведения в Турции переговоров между Арменией и Азербайджаном можно оценивать
как идею зондирующего свойства. На наш взгляд, Анкара пытается
"вычислить" итоги недавних переговоров в Баку вице-премьера России
Дмитрия Рогозина с нынешним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Не
исключено, что Москва предложила Баку подписать договор с Арменией о
прекращении состояния войны, а в преддверии президентских выборов глава
Азербайджана стал размышлять о возможности маневра в сторону Евразийского
экономического союза. Во всяком случае, визиты в этот регион других
высокопоставленных российских чиновников имели неслучайный характер. В
частности, глава Госдумы России Сергей Нарышкин в Ереване заявлял, что
"участие стран СНГ, в том числе и Армении, в Евразийском союзе усилит их
европейскую ориентацию". При этом он призвал "не противопоставлять
евразийский и европейский векторы развития". Следующим, как известно, в
регион должен прибыть уже президент России Владимир Путин.
Армения свой выбор в пользу Евразийского союза еще не
сделала. Но армянские эксперты уверены в том, что при ином сценарии развития
событий Ереван перестанет быть стратегическим партнером Москвы. В этой связи
обращает на себя внимание и следующее обстоятельство. Армянская сторона не
стала с порога отметать предложение Турции о переговорах с Азербайджаном.
Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что "если глава
МИД Турции действительно желает содействовать урегулированию конфликта, то
Турция смогла бы заставить Азербайджан вести переговоры с истинной стороной -
Нагорным Карабахом". Такого хода событий нельзя исключать. Тем более, что
в европейских и в турецких СМИ циркулируют сообщения, что Анкара и Ереван
возобновили цикл секретных переговоров по возобновлению цюрихского процесса.
Правда, стороны официально опровергли этот факт, но прозвучало контекстное
заявление официального представителя МИД Турции Сельджука Унала о том, что
"протоколы Цюриха были прекращены по указам президента Армении Сержа
Саргсяна". Более того, когда армянский тюрколог Левон Овсепян заявляет,
что "внутри правящей турецкой Партии справедливости и развития существуют
определенные разногласия по вопросам, касающимся армяно-турецких протоколов и
открытия границы", это - тоже позиция, вырванная, похоже, из реального
контекста армяно-турецких отношений.
Так что цюрихские протоколы далеко не "пустышка",
как считают многие азербайджанские политологи. Это - мощный резервный механизм
турецкой дипломатии для оказания политико-дипломатического давления на Баку. И
не только. Глубоко символично то, что армянский вопрос практически одновременно
с курдским вышел из латентного состояния и стал публично обсуждаться всем
турецким экспертным обществом. Сложная закулисная многоходовая интрига,
связанная с развитием так называемой "арабской весны", привела к
тому, что центр транснационального курдского вопроса переместился из Сирии в
Турцию. Курдистанское ядро - юго-восточный прямоугольник Турецкого Курдистана
на стыке границ Турции, Ирана, Ирака и Сирии - сейчас фактически находится во
власти курдских политических сил.
В этой связи нельзя исключать варианта вооруженного
вторжения Турции в Сирию под любым предлогом. Некоторые турецкие военные
эксперты предлагают, например, в качестве прецедента использовать опыт
периодических вторжений турецких войск в северный Ирак. В обоих случаях речь
идет о районах, населенных преимущественно курдами. В итоге может случиться
так, что 1,4 млн. сирийских курдов, вместе с 15 млн. в Турции, 7 млн. в Иране и
6 млн. на севере Ирака, объединятся и предъявят требование о создании
объединенного независимого курдского государства. О вероятности такого хода
событий пишет британская газета Gardian.
Может случиться и так, стороны конфликта потребуют созыва
широкой международной конференции типа Версаля, которая после Первой мировой
войны расчертила новую политическую географию региона. Тогда предложение главы
МИД Турции Ахмета Давутоглу привести в Стамбуле переговоры по Сирии и по
нормализации армяно-азербайджанских отношений выглядят логично. Дипломатия
Турции вступает в фазу арьергардных геополитических боев, когда Армения ей
необходима как стратегический партнер, а не противник.
Что же касается Азербайджана с карабахской проблемой, то для
Турции - это игра на "чужом поле", когда можно проиграть, но с
расчетом добиться реванша дома. Вот почему ссылки Анкары на карабахскую
проблему как препятствие в урегулировании отношений с Арменией производят
эффект тактического хода, а не стратегии. При этом не исключено, что Турция
обвинит в срыве своих планов по усилению влияния в Закавказье Запад вместе с
Азербайджаном, а сама начнет активный дрейф в сторону России, чтобы сохранить
статус главного регионального игрока. Станислав Тарасов, ИА REGNUM
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.