Главная » 2012»Август»10 » Символика и прагматичность: к итогам встречи президентов России и Армении
Символика и прагматичность: к итогам встречи президентов России и Армении
00:25
Analitika.at.ua. 8 августа 2012 г. по приглашению российского коллеги
Владимира Путина состоялся рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в
Москву. Визит был весьма символичным, в то время как сами его результаты
продемонстрировали прагматичность восприятия президентами Армении и России как
непосредственно двусторонних отношений между двумя государствами, так и оценки
масштабных геополитических процессов на Южном Кавказе и в прилегающих регионах.
Символичность, в первую очередь, была продиктована самой
датой визита, видимо, предложенной российской стороной по совсем неслучайным
соображениям. Встреча с президентом Армении именно в четвертую годовщину начала
августовской «Пятидневной войны» между Россией и Грузией могла бы быть
продиктована как своеобразным чувством «политического юмора», присущим
Владимиру Путину, так и содержать некоторую, вполне недвусмысленную символику
для всех стран Южного Кавказа. Ведь августовская война 2008 г., в восприятии
нынешнего хозяина Кремля (впрочем, и не только его) является своеобразным
символическим поворотным пунктом, после которого падение геополитического влияния
России на постсоветском пространстве, и на Южном Кавказе в особенности, было
остановлено и даже повернуто вспять. В ходе пресс-конференции по итогам встречи
со своим армянским коллегой Владимир Путин сам подтвердил символизм ситуации,
выступив с рядом «откровений», которые должны были подтвердить именно его роль,
в бытность премьер-министром, в принятии судьбоносного решения о вступлении
России в войну с Грузией в ночь с 7 на 8 августа 2008 г.
Впрочем, встреча двух президентов не преследовала целью только
донести некоторые месседжи и осуществить «сверку часов» по широкому кругу
актуальных геополитических и политических вопросов. Хотя очевидно, что например
ситуация в Сирии, где сосредоточена большая армянская община, преимущественно
во втором по значимости городе этой страны – Алеппо, не могла не быть
затронутой в разговоре двух президентов. Также обсуждался вопрос сохранения
мира и стабильности в зоне карабахского конфликта, перспектив продолжения
переговорного процесса и возможности вклада в это России, как
страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ и ведущей региональной державы.
Естественно, что о том, о чем еще говорили конкретно и о чем договорились два
президента – точно могут знать лишь они сами и ближайший круг их советников.
Однако из последующих комментариев самих президентов и сообщений СМИ очевидно,
что сторонам удалось договориться или сблизить позиции по достаточно широкому
спектру вопросов, представляющих взаимный интерес для отношений между двумя
стратегическими союзниками.
В частности, было объявлено о согласовании подхода о порядке
ценообразования на российский газ для Армении на ближайшее время. Как
представляются, цены на российские энергоресурсы вновь останутся сравнительно
льготными для единственного стратегического союзника России на Южном Кавказе.
Аналогично, было объявлено о достижении новых договоренностей в
военно-политической и военно-технической сфере, в том числе относительно
реализации совместных военно-промышленных проектов. Обсуждался вопрос
взаимоотношений и в рамках ОДКБ, особенно в свете ожидающихся в начале сентября
масштабных учений этой организации на территории Армении с участием
подразделений из всех стран-членов военно-политического блока.
Прагматизм проявился и в ходе обсуждения вопросов, связанных
с сотрудничеством в рамках различного рода интеграционных проектов на
постсоветском пространстве. В частности, было объявлено, что будут проведены
отдельные переговоры со всеми входящими в Таможенный союз странами о формате и
степени сотрудничества с Арменией, не имеющей единой границы с данными
странами. Фактически это означает, что практическая реализация данного вопроса
отодвигается на довольно неопределенный срок. Это тем более примечательно с
учетом того, что еще до визита в прессе появлялись смутные комментарии о том,
что якобы основной темой переговоров Путина с Саргсяном станет вопрос участия
Армении в Евразийском Союзе (о необходимости создания которого на основе
Таможенного Союза и Единого экономического пространства в одной из своих
предвыборных статей в октябре 2011 г. заявил Владимир Путин). Якобы Москвой
перед официальным Ереваном может быть поставлен вопрос выбора между будущим
членством в ЕАС и продолжением процессов сотрудничества с ЕС в политической,
гуманитарной и экономической сфере в рамках программ «Европейского соседства» и
«Восточного партнерства».
Однако при этом авторы такого рода публикаций видимо просто
не приняли в расчет столь очевидный факт, что идея создания такого рода
надгосударственного образования на территории бывшего СССР пока еще очень
далека от практической реализации и все подобного рода разговоры в настоящее
время почти чисто теоретического или идеологического свойства. Даже самые общие
контуры Евразийского Союза (если в перспективе и выйдут за пределы инерции
предвыборных обещаний бывшего кандидата в президенты Владимира Путина) пока еще
не ясны, пожалуй, даже самому Кремлю. Более того, вопрос участия Армении в
такого рода политико-экономическом союзе при отсутствии единых таможенных
границ ни с одним из потенциально входящих в него государств противоречит
элементарной логике – стоит лишь мельком взглянуть на карту. Армению от
остальной части потенциального Евразийского Союза отделяют Грузия и
Азербайджан, с их достаточно специфическими отношениями с Москвой и Ереваном.
Как представляется, эти обстоятельства со здоровым уровнем прагматизма вполне
очевидны для руководителей Армении и России, что и подтвердили итоги визита 8
августа.
Во время встречи с Владимиром Путиным Серж Саргсян пригласил
своего российского коллегу посетить Армению с государственным визитом в удобное
для него время. Состоится ли визит Путина в Армению в ближайшее время, совпадет
ли он с намеченными на начало сентября этого года учениями ОДКБ в этой
республики или же будет перенесет на более поздний срок – во многом будет
символизировать степень насущности достигнутых соглашений, традиционно решаемых
политическими элитами Армении и России на уровне реалистичного взаимовыгодного
прагматизма.
Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента
политических исследований Института Кавказа, Ереван, Армения. politcom.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.