Категория "заговор" всегда была и будет составной
частью операционной политики, значение которой в настоящее время стало более
чем весомым, в том числе в плане явных и очевидных событий. В отношении Сирии
никакого заговора не существует — в этом нет никакой необходимости. Игра
происходит совершенно цинично, лицемерно и довольно глупо, но это не беспокоит
инициаторов и заинтересованные стороны.
Сирийская проблема имеет свои, вполне непосредственные
причины, связанные с определенными геополитическими и геоэкономическими целями.
На протяжении десятилетий за Сирию ведется борьба со стороны США, Франции,
Египта, Саудовской Аравии, Ирака, Ирана, России, Турции и Израиля. Ликвидация
сильного арабского государства в зоне "Благодатного полумесяца" вслед
за ликвидацией Ирака приводит к полной дезорганизации геополитической конструкции,
которую большинство арабских государств считают архаичной и не имеющей прежнего
смысла, ведет к полному подчинению арабского мира Соединенным Штатам и их
партнерам, к усилению безопасности Израиля и его возможной интеграции в
арабское сообщество. Ни одну крупную военную или политическую операцию на
Ближнем Востоке за последние 20 лет США не осуществляли без согласования с
ведущими арабскими государствами, которые, как и все остальные арабские страны,
кроме Сирии, признали Вашингтон главным и единственным гарантом своей
безопасности. Враждебное отношение арабских государств к Сирии вызвано именно
этим обстоятельством, а подавление шиитского фактора является объединяющей для
суннитских арабских государств задачей.
США и Франция, а также Великобритания заинтересованы в
сохранении государственно-территориальной целостности Сирии по следующим
причинам. Утратив влияние на всей территории Сирии, Франция теряет единственную
стратегическую площадку на Ближнем Востоке, в том числе и Ливан. США встанут
перед угрозой образования в центральных и восточных регионах Сирии
радикально-исламского суннитского государства, что окажет деструктивное влияние
и на Ирак. США и Великобритания рассматривают Сирию как направление
транспортировки иракской нефти (в перспективе примерно 200 млн тонн), что
обеспечивает обходы Ормузского пролива, Суэцкого канала, а также территорию
Турции. Кстати сказать, столь выхолощенные и чрезмерно прагматичные цели и
задачи требуют иных подходов, и "отстраненными подходами" такие
проблемы не решаются, но администрация Б.Обамы вряд ли способна это понять.
Однако главной жертвой этой авантюры стала вовсе не сама
Сирия, а Турция, перед которой выдвинуты следующие, весьма циничные требования.
А именно: активно способствовать блокированию, давлению и устранению режима
Б.Асада; заниматься сбором информации, разведывательной работой,
коммуникационным обеспечением, адаптацией средств Саудовской Аравии; развивать
псевдодемократическую риторику и придерживаться принципов псевдогуманности.
Кроме того, Турция не может ожидать военной помощи и вмешательства НАТО и сама
не имеет права осуществлять военную интервенцию, в том числе в ситуацию,
которая все активнее разворачивается в курдских регионах; Турция также не имеет
права осуществлять какое-либо вмешательство в Северный Ирак, в том числе в
нефтяные проекты (это не ее доля в мировом бизнесе и не ее зона влияния, она
может только торговать и заниматься строительством).
Таким образом, Турция еще до развязки сирийского кризиса
поставлена перед ближней и среднесрочной перспективой геополитического
блокирования и изоляции в направлении Ближнего Востока, что и ожидалось. Визит
Х.Клинтон в Анкару стал надгробным камнем доктрины неоосманизма. Ранее Турция
получила следующий мессидж: "Вам предлагались очень содержательные партнерские
отношения при условии координации и согласования усилий. Вы отказались от этого
и стремились к независимости. Теперь вы имеете все возможности для
"свободного плавания", но, конечно же, с учетом определенных условий,
которые, однако, уже не согласуются с вами, а только выдвигаются перед
вами". Данный визит, насколько можно судить при весьма ограниченной
информации, несомненно, имеет целью обсудить не столько вопросы Сирии, сколько
права и степени свободы Турции в направлении Ближнего Востока. При этом нужно
принять во внимание, что столь крутую позицию заняла администрация Б.Обамы, в
которой так и не появилось сколь-нибудь значимых экспертов и функционеров по
проблемам Турции. Что же могли бы сделать республиканцы с их многочисленной
группой специалистов по Турции и Ближнему Востоку?
Турция подталкивается в сторону Евразии, то есть в
Центральную Азию, но при этом Южный Кавказ указывается американцами как
запретная для турецких интересов зона. Абсурднее некуда. Примечательно и то,
что США, Франция и основной лоббист Турции Великобритания скоординировали
усилия по геополитическому блокированию Турции. Франция и Великобритания
посылают крупную эскадру в Восточное Средиземноморье, то есть повторяют прием в
отношении Ливии, куда Турция допущена не была. Однако в нынешних условиях
Турция не может апеллировать ни к России, ни к Китаю, которым она
продемонстрировала себя уже не инструментарием США, а вполне самостоятельным
игроком, чьи интересы противоречат интересам этих евразийских держав. Иран и
Израиль также не в восторге от ее политики. На очереди международное признание
Геноцида 1915 года. Круг замкнулся: Турция в серьезной западне — вот вам и
заговор. Игорь МУРАДЯН, defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.