Analitika.at.ua. Для начала относительно недалекая история: в сентябре
1935 года корреспонденты центральной газеты "Правда" Илья Ильф и
Евгений Петров, авторы знаменитых "12 стульев" и "Золотого
теленка" выехали в Соединенные Штаты Америки. В те времена президентом США
был Франклин Рузвельт, много сделавший для сближения США и СССР. Это позволило
авторам беспрепятственно передвигаться по стране и знакомиться с жизнью
американского общества.
В Америке Ильф и Петров прожили три с половиной месяца. За
это время они дважды пересекли страну из конца в конец. Возвратившись в начале
февраля 1936 года в Москву, Ильф и Петров решили написать книгу об Америке и
своих впечатлениях о поездке и общении с людьми.
Первые краткие заметки о поездке Ильф и Петров опубликовали
в том году в журнале "Огонек" под названием "Американские
фотографии". Текст сопровождало около 150 американских фотоснимков Ильфа,
которые запечатлели облик страны и портреты людей, с которыми писатели
познакомились в Америке. Побывали советские писатели и на "фабрике
грез", в Голливуде, где встречались со звездами американского кино.
"А разговоры с Майлстоном, Мамуляном и другими режиссерами из первого
десятка убедили нас в том, что эти прекрасные мастера изнывают от пустяковых
пьес, которые им приходится ставить. Как все большие люди в искусстве, они
хотят ставить значительные вещи. Но голливудская система не позволяет им
этого". Это строки из книги "Одноэтажная Америка", которую они
впоследствии написали.
Что имели в виду посланники Страны Советов, когда говорили о
"пустяковых пьесах" - непонятно. И это о Рубене Мамуляне, который в
конце 20-х годов инсценировал недавно вышедший роман Д.Хейворда
"Порги" о жизни темнокожих на юге Америки и которого после премьеры
фильма стали называть одним из лучших режиссеров Америки.
И это о Мамуляне, который на основе этого спектакля восемь
лет спустя поставил первую национальную американскую оперу "Порги и
Бэсс", музыку к которой написал Джордж Гершвин. Причем вначале Театральная
гильдия выбрала другого режиссера, но лично Гершвин настоял на кандидатуре
Мамуляна, и с ним был подписан контракт. Гершвин преклонялся перед Мамуляном и
именно по совету режиссера согласился сделать в партитуре сокращения, которые,
по общему признанию, придали опере большую стройность и драматичность. После
премьеры критика воздала должное как композитору, так и режиссеру. Кстати,
всего в театрах Бродвея Рубен Мамулян поставил более 45 мюзиклов и
драматических представлений.
Мамулян снял 16 фильмов, в числе которых, например, первый
цветной американский фильм "Бекки Шарп". "Я считаю, что цвет на
экране может быть использован как эмоциональный прием", - говорил Мамулян.
И он же одним из первых снял звуковой мюзикл, положив начало этому популярному
в Америке жанру.
Мамулян первым заставил оператора снимать одновременно тремя
камерами, первым поставил камеру на колеса и научил ее двигаться, чтобы придать
операторской работе особую динамику. Он впервые в кинематографической практике
применил съемки вне студии: на железнодорожном вокзале, в метро, на крыше
небоскреба, на Бруклинском мосту, хотя это было нарушением существовавших тогда
законов нью-йоркского муниципалитета.
Подобные факты творчества великого режиссера можно перечислять
еще долго. Но сегодня речь совсем о другом.
Заинтересовавшись этой историей, я начал рыться в массе
документов, газетных статей, всякого рода энциклопедий, воспоминаний, так или
иначе связанных с поездкой советских писателей в Америку и самой личностью
Рубена Мамуляна, и несколько раз натыкался на информацию о том, что
"Мамулян - американский режиссер русского происхождения", что
"режиссер Рубен Мамулян - гражданин России", но верхом нерадивости,
конечно, явилась знаменитая фотография, сделанная в Америке.
В советской, а теперь и российской прессе широко
распространен снимок, где Ильф и Петров запечатлены на фоне той самой
одноэтажной Америки, о чем гласит и подпись под ней. Фотография размещена на
сотнях российских интернет-сайтов и обозначена как взятая из архивов журнала
"Огонек". Так вот, при внимательном рассмотрении можно увидеть, что с
Ильфом все понятно - слева на снимке натуральный Илья Ильф, но если
приглядеться, то во втором человеке, якобы Петрове, можно узнать... Рубена
Мамуляна. Очевидно, фото было сделано как раз во время посещения Ильфом и
Петровым Голливуда в 1935 году. Вполне вероятно, что фотографию как раз и
сделал Евгений Петров. Но кто-то когда-то где-то ошибся, не пригляделся, и вот
серьезная и смешная одновременно ошибка гуляет по огромной территории уже
много-много лет.
Но если к издержкам интернет-сайтов все привыкли и не
воспринимают их всерьез, то серьезным литературным издательствам совершать
подобные ошибки непростительно. Дело в том, что именно эта фотография украшает
обложку прекрасно изданной книги этих двух замечательных авторов издательством
"Мир книги" в серии "Шедевры мировой литературы". Рубен
Мамулян вместо Петрова справа от Ильфа на обложке - это чтобы смешнее было?
Справедливости ради надо сказать, что подобного рода ошибок
в мире немало. Так, например, в начале 70-х годов известная американская певица
Дайана Росс исполнила роль джазовой певицы Билли Холидей в биографическом
фильме "Леди поет блюз". И, опять-таки из-за нерадивости оформителей
на очень многих изданиях, повествующих о жизни последней, изображена Дайана
Росс. Но этот факт широко известен, многократно высмеян и уже исправлен. Так
вот, может и нам нужно обратиться в российские соответствующие организации,
чтобы потребовать разъяснения по этому поводу? А то Рубен Мамулян так и
останется по происхождению русским, гражданином России с лицом советского
писателя Евгения Петрова.
Кстати, Ростислав Юренев, выдающийся советский критик,
киновед, заслуженный деятель искусств РСФСР, несколько раз встречался с Рубеном
Захарьевичем Мамуляном в Америке, на Каннском фестивале и Московском
международном фестивале. Он характеризовал Мамуляна как обаятельного,
образованного, прекрасно владеющего русским языком (а Мамулян еще свободно
владел армянским, грузинским, французским и, конечно, английским), тактичного и
дружелюбного человека. Так вот, встретившись в очередной раз в Голливуде с
режиссером, Юренев спросил его о визите Ильфа и Петрова. Мамулян их долго не
мог вспомнить, а потом наконец сказал: "Они торопились..." Это все,
что сказал замечательный режиссер о советских писателях.
Рубен Мамулян, ученик легендарного режиссера Евгения
Вахтангова, поклонник творчества Марка Твена и Джека Лондона, армянин родом из
Тбилиси, гражданин Америки, вошел в историю кино как инновационный режиссер.
70-е и 80-е годы он провел, путешествуя с одного кинофестиваля на другой и
выступая с лекциями в университетах и на ретроспективах своих фильмов. Дважды
он был почетным гостем Московского кинофестиваля, побывал в родном Тбилиси, в
Ереване. Тот же Юренев вспоминал, что каждый раз, когда Мамулян говорил о
Родине и своем визите в Армению, на его глазах появлялись слезы. В 1980 году
его имя было занесено в "Бродвейский зал славы". В 1983 году он
получил высшую награду Гильдии кинорежиссеров Америки - премию Гриффита за
суммарные достижения в области кинематографии.
В 1942 году Мамулян женился. Его жена Азалия Ньюман,
художница-портретистка, дочь Эдвина Ньюмана, близкого друга президента Вудро
Вильсона, непостижимым образом совмещала в себе черты многих мамуляновских
героинь.
Рубен Мамулян умер 5 декабря 1987 года. Цитируя своего
любимого Шекспира, он как-то сказал: "Если "весь мир - театр и люди в
нем - актеры", то самое важное в жизни - хорошо ее сыграть, независимо от
качества пьесы, в которой играешь". Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.