Понедельник, 15.08.2022, 03:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 3 » Анкара между геополитической Сциллой и Харибдой
Анкара между геополитической Сциллой и Харибдой
00:20

Analitika.at.ua. Начиная с сентября 2008 года, между Арменией и Турцией начались политические консультации по налаживанию двусторонних отношений, замороженных Анкарой с 1993 года. При этом, основная причина, побудившая руководство Армении идти на сближение с Турцией предельно ясна, и заключается в выходе из полублокадного состояния в котором Турция держит Армению начиная с 1993 года. Естественно, что существуют и другие причины, носящие внутриполитический подтекст, однако, при этом, основная мотивация республики все же предельно ясна. При этом, в потугах в направлении Армении далеко не ясна мотивировка Анкары, которая с одной стороны является членом НАТО и стремится стать членом ЕС, который требует «уладить отношения с соседями», а с другой находится под давлением Баку, для которого открытие армяно-турецкой границы означает потерю последней надежды на возвращение Нагорно-Карабахской Республики. Кроме того, весьма существенно, что подавляющая часть самого турецкого населения, а также генералитета, традиционно играющего в турецком обществе роль первой скрипки, выступает против налаживания армяно-турецких отношений, и, естественно, разблокирования Турцией границ с Арменией. В данном случае, очевидно, что «уступчивость» Турции является ничем иным, как отступлением от занятых геополитических позиций под давлением США, а игра Турции с Арменией является лишь малой толикой глобальной геополитической комбинации Вашингтона под условным названием «Сдерживание Турции».

 

В этих противоречивых условиях 31 мая при посредничестве Швейцарии Турция и Армения достигли договоренности о начале «внутренних политических консультаций», касающихся подписания «Протокола об установлении дипотношений» и «Протокола о развитии двусторонних отношений». Предполагается, что политические консультации будут завершены в течение шести недель, вслед за этим будут подписаны два протокола, которые будут переданы на утверждение парламентов двух стран. Естественно, что, учитывая достижение новых договоренностей, наличие определенных подвижек, по крайней мере, на бумаге, в армяно-турецких отношениях бесспорно, однако также бесспорно, что в Турции явно не в восторге от перспективы обрадовать Армению, обидев при этом печально известного «младшего брата».

Очевидно, что сделанное накануне «по горячим следам» заявление главы турецкого МИДа Давудоглу, согласно которому «Турцию не устраивает статус-кво на Кавказе по части итогов карабахской войны 1994 года, и подобное положение дел не отвечает интересам Турции, Азербайджана и Армении и Анкара хочет скорейшего прекращения конфликта», преследовало именно цель успокоения братьев меньших. Учитывая нарастающую в Азербайджане очередную волну истерии, которую придворный политолог Алиевых Вафа Гулузаде уже успел охарактеризовать, как «антитурецкую», а также фактический отказ Анкары от трех предусловий в отношении Еревана, заявление явно было нелишним.

 

Однако, заявления и протоколы, написанные пока лишь на бумаге, остаются всего лишь заявлениями и протоколами, а сегодняшняя реальность в региональной геополитике такова, что Турция оказалась поставленной в узкие рамки по части своих геополитических и имперских притязаний, причем поставленной своим основным союзником по НАТО Вашингтоном. Нивелирование роли, а также сдерживание Турции в мировой, а главное в региональной геополитике является одной из основных целей внешнеполитической Стратегии США, и в этом Штаты косвенно поддерживают, несмотря на все имеющиеся между ними разногласия, как Евросоюз, так и Россия. Сильная Турция, пи этом, не только не избавившаяся от своих оттоманских амбиций, но и стремящаяся к региональному лидерству сегодня не нужна ни одной из сверхдержав. В этом контексте, армяно-турецкие отношения и Армянский вопрос, в частности, являются всего лишь одной из десятка мер воздействия на Анкару со стороны Вашингтона, мер по удержанию Турции в имеющихся пределах, причем как территориальных и региональных, так и геополитических. Фактически инициировав армяно-турецкие отношения, по крайней мере, сделав все для их начала, США поставили Турцию перед практически не решаемой дилеммой. Так как Турция одинаково проигрывает, как от открытия армяно-турецкой границы, так и, продолжая держать ее на замке. В Анкаре прекрасно понимают, что, продолжая блокаду Армении, они дают повод США и их союзникам в Европе постоянно твердить о «несоответствии Турции системе европейских ценностей», к которой последняя так стремится приобщиться. С другой стороны, открыв границу с Арменией, Турция будет вынуждена согласовывать все свои дальнейшие шаги по интеграции посредством Армении в регион с Вашингтоном, то есть фактически действовать по наводке Белого Дома.

 

Учитывая, что Госдепартамент США устами своего официального представителя Иана Келли накануне уже «призвал Армению и Турцию ускорить работу в направлении конкретизации двух протоколов и основываться на принципах, содержащихся в договоренностях», данный тезис обретает все основания для существования. Более того, президент Франции Саркози также приветствовал власти Армении и Турции, «воодушевив их на то, чтобы они удвоили усилия для скорого подписания соглашения». Саркози также выразил надежду, что нормализация отношений между Турцией и Арменией станет историческим событием, которое обеспечит стабильность в регионе. Естественно, что Франция, претендующая на роль самостоятельного игрока в мировой геополитике, также поддерживает армяно-турецкий процесс, при этом и тем самым, стремясь нейтрализовать рвение Анкары в направлении вступления в ЕС.

 

Таким образом, в результате глубоко продуманных действий американских стратегов Турция оказалась между молотом и наковальней, и, учитывая последние события в армяно-турецком процессе, их дальнейший ход становится, практически, непредсказуем, так как он всецело зависит от американо-турецких, а вовсе не от армяно-турецких отношений, как это почему-то принято считать в Армении. Отношения же эти могут развиваться как угодно, именно по причине той растерянности, в которой оказались турецкие власти, попав под пресс американской геополитической махины. С одной стороны на Анкару давят Вашингтон и не в последнюю очередь Париж, с другой собственные государственные интересы и интересы Азербайджана. Наглядным свидетельством неопределенности по части будущего армяно-турецких отношений является заявление сделанное буквально накануне министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу. «Турция надеется открыть границу с Арменией, закрытую с 1993 года, в течение ближайших четырех месяцев. Если все пойдет, как и было запланировано, если будут предприняты шаги с обеих сторон, а границы могут быть открыты около Нового Года», - заявил министр.

 

Наивно предполагать, что данное заявление было адресовано исключительно и первоочередно армянскому руководству, и президенту Сержу Саркисяну в частности, уж слишком многими «если» пересыпана речь турецкого министра. В этом контексте, именно эти «если», адресованные Западу, становятся предопределяющими факторами возможного разблокирования армяно-турецкой границы, а также нового, постепенного изменения геополитического статус-кво в регионе, естественно за счет России.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Политобозрение | Просмотров: 904
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru