Четверг, 16.09.2021, 18:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 14 » Анкара предлагает Кавказу альтернативу?
Анкара предлагает Кавказу альтернативу?
08:46

Analitika.at.ua. Ставшее в последнее время популярным политическим термином, понятие «инициатива» используется теперь для того, чтобы охарактеризовать армяно-турецкие отношения, пишет на своих страницах турецкая газета Zaman. Недавнее объявление о двух парафированных Протоколах по нормализации армяно-турецких отношений и время, отведенное для консультаций, стали свидетельством готовности сторон к серьезным шагам для открытия новых горизонтов в своих отношениях. Несложно предсказать, что это встретит оппозицию и, прежде всего, в лице националистических кругов в Турции, Армении и диаспоре. Неудивительно, что националистически настроенные силы в обеих странах используют слово «предательство». Самая большая критика, которой подвергается турецкая инициатива, сводится к тому, что Турция делает односторонние уступки, и что карабахский вопрос в Протоколах отсутствует. Озвучивающие подобную критику косвенно оказывают поддержку политике Армении, применяемой в течение последних лет. Но при более подробном рассмотрении вопроса становится ясным, что критика неправомерна. Критика об «односторонних уступках» поднимает статус Армении, а Турцию низводит до объекта внешней политики Азербайджана.

 

Когда мы смотрим на армянскую инициативу с точки зрения брюссельских перспектив, то становится ясно, что эта инициатива не только освободит Турцию от статуса «объекта», но и возведет ее на тот уровень, откуда она сможет придерживаться своих национальных интересов, претендовать на статус важного игрока на Кавказе и быть столь же эффективным игроком в вопросе нагорно-карабахского конфликта, как и Россия, несмотря на то, что не является сопредседателем Минской Групп ОБСЕ. Другими словами, армянская инициатива важна не только для национальных интересов Турции, но для достижения мира между Арменией и Азербайджаном.

 

Как известно, дипломатические отношения с Арменией были прерваны в результате войны последней с Азербайджаном. Естественно, что Турция не могла оставаться индифферентной к факту «оккупации» Арменией азербайджанских земель. Закрылись границы. И что же произошло потом? В течение многих лет Турция не имела собственной цели и активной роли в этом кризисе. Все это было ничем иным, как средством для оказания давления на Азербайджан. Турция не только лишилась возможности присоединения к Минской Группе, созданной по инициативе России, но и не могла иметь более или менее активной роли во взаимоотношениях с такими странами как Франция. Самым опасным было то, что отношения с Арменией и вопрос событий 1915 года стали не только платформой для напряжения в каждом году в турецко-американских взаимоотношениях, но и создали почву для враждебности во внутренней политике. Убийство Гранта Динка — лишь видимое последствие всего этого.

 

Ответ на тот вопрос, достигла ли такая политика своей цели – содействия решению проблем Азербайджана – является, к сожалению, отрицательным. На данный момент 24% азербайджанских территорий остаются под «оккупацией», и около 1 млн. людей лишены своих родных земель и домов, живя в сараях.

 

Эта политика не имела и того эффекта, которого предвкушала Армения. Кроме того, что продолжали кровоточить старые раны, и такая политика стала поводом для националистических хищников во внутренней политике страны. И это еще не все; Армения стала зависимой от России. Эта политика привела к тому, что Армения стала орудием России не только для решения проблем с Азербайджаном, но и со всем Кавказом. Политика Армении последних лет с проявлениями симпатий к Западу, названная «политикой баланса», была целиком ориентирована на Москву.

 

Самым удручающим результатом армянской политики последних лет стало напряжение, служащее лишь интересам России. Вместо того, чтобы быть направленной на достижение столь необходимого мира между Арменией и Азербайджаном. Для России мир на Кавказе возможен лишь в том контексте, что она и будет контролировать его. Как независимые страны, Армения, Азербайджан и Грузия представляют собой угрозу эффективности политики России в Центральной Азии, в частности, в энергетических вопросах. По этой причине Грузия и наказывается. Продолжительное напряжение в армяно-азербайджанских отношениях является самым важным фактором, позволяющим России держать эти две страны под контролем. Турция же в первый раз развила инициативу, позволяющую ей освободиться от статуса орудия российской политики, и интегрировать Кавказ в международную систему. Мир на Кавказе, включающий также вопрос армяно-турецких взаимоотношений, является предпосылкой для такой инициативы. Независимость Кавказа, в свою очередь, является предпосылкой для ЕС, чтобы иметь доступ к энергетическим ресурсам в Центральной Азии посредством газового проекта Nabucco и независимо от России. В этих условиях Турция становится «соединяющим мостом».

 

Карабахская проблематика

 

В том, что касается нагорно-карабахского конфликта и тезиса о том, что Турция пошла на односторонние уступки в этом вопросе, посмотрим на проблему глазами бывшего главы МИД Армении Вардана Осканяна – эксперта в вопросе, выпускника американского университета.

 

«Сегодня нагорно-карабахский вопрос стал параллельным процессом с развитием армяно-турецких взаимоотношений, где турки стали равным игроком вместе с Арменией и Азербайджаном. Сегодня, как результат политики Армении, турки приобрели право дискуссий на предмет карабахской проблемы в двустороннем и региональном аспектах, без принятия во внимание армянского фактора. На русско-турецкой и турецко-американской повестках дня вопрос Нагорного Карабаха играет главную роль. В прошлом это было невозможно. Турция же теперь каким-то образом получила право инициировать региональную встречу с участием Турции, США, России, Швейцарии, Армении и Азербайджана, на которой, согласно главе МИД Турции Ахмеду Давудоглу, будут обсуждаться не только региональные вопросы и армяно-турецкие отношения, но и нагорно-карабахская проблематика», — заявил Осканян газете «Жаманак».

 

В прошлом, несмотря на эффективность, замеченную Осканяном, Турции не удавалось стать членом Минской Группы ОБСЕ, занимающейся проблемой. Взамен Турция может воспользоваться достижением урегулирования нагорно-карабахского конфликта и постоянным миром между Арменией и Азербайджаном. Для этого Турция должна быть эффективным игроком не только в политических вопросах, в проблеме установления мира и стабильности в армяно-азербайджанском и региональном кризисах, но и в преследовании собственных экономических и политических интересов.

 

Аспекты инициативы, касающиеся взаимоотношений между Турцией и США, обсуждаются достаточно глубоко. Но турецкая инициатива особенно важна для ЕС. Самым привлекательным для ЕС является газовый проект Nabucco, обеспечивающий в этом вопросе независимость от России и минимум зависимости от других. Мы подчеркиваем, что Кавказ должен будет выбирать между «миром» под контролем России и другими альтернативами, которые станут предпосылкой восстановления дружественных отношений между Арменией и Азербайджаном. Что приведет, в свою очередь, к интеграции Кавказа в международную систему. В первый раз турецкая инициативная политики предлагает такую альтернативу.

 

Источник: NEWS.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 642
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru