Воскресенье, 26.09.2021, 02:31
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Армения должна считаться с мнением зарубежных соотечественников
Армения должна считаться с мнением зарубежных соотечественников
00:07

Analitika.at.ua. Две недели, прошедшие после обнародования армяно-турецких Протоколов, оказались насыщены комментариями, оценками и эмоциями относительно сути, содержания и перспектив этих важнейших для современной Армении документов. Появляются и сообщения о начавшихся обсуждениях - в частности, президент встретился с молодежью - представителями Республиканской партии, сообщается о встрече с представителями партий и дискуссиях в рамках Общественного совета.

 

На первый взгляд все вроде идет своим чередом. Но от официальных сообщений о встречах с участием президента РА отдает некой формальностью,  между тем излишне доказывать, что вопрос отношений с Турцией настолько сложен и чувствителен для всего армянского народа, что именно здесь формализм просто противопоказан.

 

Впрочем, оставим пока в стороне внутренние процессы в Армении. И не только потому, что развиваются они пока достаточно вяло и без активного участия общественности, но и потому, что сильнее и громче звучит голос армянской Диаспоры. Голос этот довольно однороден и отличается в основном весьма критическим отношением к шагам властей Армении по нормализации отношений с Турцией. Иначе и не могло быть: это именно тот вопрос, в котором армянский Спюрк имеет полное право быть не только одной из полноправных сторон общеармянских дискуссий (если таковые опять-таки не будут формализованы), но и принимать участие в принятии решения – если таковое право вообще будет дано армянству в широком смысле слова.

 

Эта естественная роль Диаспоры становится тем более весомой, если учесть определенную опасность внесения раскола во взаимоотношения Армении и Диаспоры. Об этой угрозе, кстати, многие зарубежные армянские СМИ и организации говорят не меньше, нежели о сути самих документов.

 

Почти 20-летняя история взаимоотношений независимой Армении и Спюрка пережила несколько этапов. Эйфорию мирового армянства по поводу обретения Родиной государственности логично продолжил период практически абсолютного доверия и полноценной, без оглядки, гуманитарной помощи молодой республике от соотечественников из-за рубежа. Этим доверием настолько жестоко и цинично злоупотребили во времена режима АОД, что с годами в Диаспоре наступило определенное разочарование, и помощь, хотя и сократилась, начала искать другие пути и возможности достижения истинного адресата.

 

С годами многое было переосмыслено и в Армении, и в Диаспоре, много было высказано взаимных обид и претензий, но все это оставалось внутренним делом армянства, никогда не перерастая в серьезные процессы отчуждения и тем паче раскола. Между тем в Турции и Азербайджане не скрывали своего сокровенного желания расколоть мировое армянство и заставить армян Спюрка отойти от государства Армения. Задача насколько черная и неблагодарная, настолько и сложная, ибо, казалось, никакие обиды не могли заставить Спюрк отказаться от поддержки и помощи исторической Родине.

 

Вместе с тем было очевидно, что настало время нового этапа во взаимоотношениях двух частей армянского народа – с новыми подходами и новыми задачами, направленными на равноправное сотрудничество в решении проблем общеармянского характера. Это сотрудничество следовало превратить в созвучное времени и вызовам партнерство, в котором на смену несколько локальным программам – скажем, по привлечению в страну туристов-армян пожилого возраста – должны были прийти современные проекты, как ответ на конкретные вызовы – например, в сфере информационных технологий и информационного противостояния откровенной агрессии соседних государств. Думается, именно осознание этой необходимости привело к созданию Министерства диаспоры, развернувшего на первый взгляд активную, но не всегда созвучную времени и проблемам деятельность, от которой веет скорее комсомольским задором, нежели концептуальным подходом и стратегической направленностью.

 

 Появление армяно-турецких Протоколов стало своего рода катализатором, взорвавшим относительно тихую гавань взаимоотношений двух частей армянства. Хлынувший из-за рубежа поток резкой критики лишний раз доказал, что в этом вопросе Диаспора настроена быть таким же значимым игроком, как и общественность, и даже власти Армении. Более того, в ряде заявлений различных армянских общин, партий и организаций содержится анализ Протоколов – то, чего до сих пор не сделано в Армении на экспертном уровне. Выводы почти однозначны: содержание документов таит в себе опасности на пути восстановления исторических прав армянского народа, внесения раскола в армянство Армении и Диаспоры, угрозу процессу международного признания Геноцида и справедливому решению вопроса Арцаха.

 

"Этот проект, проистекающий из личных интересов его авторов, полон опасных последствий для вековой борьбы армян за справедливость" - утверждается в заявлении трех традиционных армянских партий Канады. Ассоциация Швейцария-Армения выступила с заявлением, в котором анализируются Протоколы и говорится о спорности некоторых пунктов и таящихся в них опасностях для национальной безопасности Армении. "Правительство Армении лишает свой народ возможности предъявления в будущем требований относительно исторических земель предков, орошенных кровью" - предупреждает аргентинская армянская газета Diario. "Вне зависимости от того, правильна эта политика или нет, она не должна быть осуществлена за счет основных и исторических прав армянского народа. Документы, которые устанавливают дипломатические отношения между Арменией и Турцией, прямо или косвенно связаны с проблемой признания Геноцида армян и территориальными претензиями” - считает Всеобщий армянский благотворительный союз (AGBU). Даже всегда лояльная к властям Армянская Ассамблея Америки выражает общую обеспокоенность Диаспоры тем фактом, что Турция – не та страна, которой можно доверять, и предупреждает: "Для того чтобы эти долгожданные усилия увенчались успехом, США должны потребовать от Турции выполнения своих обязательств по отношению к Армении. В то время как заявление 31 августа является важным шагом, опыт свидетельствует о том, что для примирения между двумя странами Турция должна принять свое прошлое".

 

Приводить цитаты из заявлений и комментариев можно еще долго, но суть от этого не изменится: Диаспора желает быть в курсе подробностей того, что делается властями Армении и что еще предстоит. Диаспора желает знать цену открытия границы и предупреждает, что не собирается молчать в случае, если такой ценой станет отказ от Геноцида, утверждение существующих границ или отступление в карабахском вопросе. Диаспора заявляет, что не намерена отказываться от политики предъявления Турции собственных требований и имеет такое же право высказаться и быть услышанной, как и общественность в самой Армении. Наконец, Диаспора в очередной раз подтверждает неоспоримый факт: все, связанное с Ай Датом и армяно-турецкими отношениям, столь же значимо и судьбоносно для живущих за рубежом потомков жертв Геноцида, сколь и для граждан Республики Армения.

 

В этих условиях необходим действительно общенациональный консенсус. В прессе уже приходилось читать о необходимости проведения в ближайшее время форума Армения-Диаспора, который, однако, должен резко отличаться от всех проведенных ранее парадно-церемониальных мероприятий. Крайне необходим доверительный, честный и откровенный разговор, в котором армянство должно определиться со своими целями и методами их достижения на ближайший период, договориться о механизмах сотрудничества и наиболее рациональном использовании не только финансового, как это было до сих пор, но в первую очередь - образовательного, интеллектуального и экспертного потенциала зарубежных армян. Министерство диаспоры должно перейти от реализации пионерских программ по привозу в Армению пары десятков парней и девушек к разработке серьезных проектов взаимодействия с Диаспорой в самых актуальных сферах, с применением современных технологий и определением приоритетов. Впрочем, главный из приоритетов уже ясен: разработка наиболее оптимального формата отношений с Турцией и дальнейшая тактика армянства. Возможно, следует подумать о формировании исследовательского центра при президенте РА – "думающего танка" с привлечением лучших экспертных кадров из разных стран мира.

 

Дискуссии вокруг Протоколов ни в коем случае нельзя сводить к взаимным претензиям и обвинениям – это именно то, чего добивается Турция, и то, что может стать катастрофой для Армении и армянской государственности. Только откровенный разговор и достижение взаимопонимания станут залогом реального партнерства и только реальное партнерство может приблизить нас всех к идеальной модели: Армения - государство всех армян, а Спюрк – ее главное богатство.

 

Марина ГРИГОРЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 507
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru