Analitika.at.ua. Споры вокруг соперничающих на суперконтиненте Евразия
интеграционных проектов - евразийском (постсоветском) и европейском - все не
утихают. Некоторое затишье, следующее за заявлениями армянских должностных лиц
и экспертов о том, что одно другому не противоречит и даже дополняет, вновь
сменяется дискуссией, когда очередной еврочиновник или представитель той или
иной страны Евросоюза дает понять, что Армении пора бы уже определиться с
интеграционными приоритетами...
Соединяя колеи...
В правительственной программе на 2013 год по этому поводу
сказано, что Армения продолжит использовать "все возможности для
интеграции с экономиками внешнего мира, которые позволят нашим производителям
иметь эффект масштаба".
КАК ДАЛЕЕ СКАЗАНО В ПРОГРАММЕ, АРМЕНИЯ НАМЕРЕНА ПРОДОЛЖИТЬ
активное сотрудничество со странами-членами СНГ, обеспечит более высокий
уровень экономической интеграции с ЕврАзЭС, а также активизирует работы в
направлении европейской интеграции - в частности, будет интенсивно
реализовывать положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и доведет до
конца переговоры с Евросоюзом относительно заключения Соглашения об ассоциации,
в том числе по поводу создания с ЕС глубокой и всеобъемлющей ЗСТ (зона
свободной торговли. - Ред.). Таким образом, ожидаемое уже в ноябре текущего
года подписание в Вильнюсе (Литва) Соглашения об ассоциации с ЕС более даже
обсуждать не имеет смысла (хотя до сих пор находятся охотники и на это).
Что же касается интеграции Армении с Таможенным союзом (ТС)
и Единым экономическим пространством (ЕЭП) России, Казахстана и Беларуси, то
отсутствие общей границы с этим интеграционным объединением практически сводит
на нет вступление в него нашей страны и полноценное участие в его деятельности,
поскольку это мало что дает Армении чисто в экономическом плане. Таким образом,
сотрудничество нашей страны с ТС-ЕЭП будет протекать в обособленном,
специальном формате - к примеру, на основе секторальных соглашений по вопросам,
представляющим взаимный интерес - и только с той глубиной, которая будет "оставаться"
от ассоциативного соглашения с ЕС. То есть если на каком-то этапе какие-то
отдельные положения двух интеграционных проектов начнут входить в противоречие
друг с другом, то верховенство останется за подписанным ассоциативным
соглашением с Евросоюзом. Тем самым Армения, не ставя под угрозу свой
европейский выбор, обеспечит себе максимально возможный благоприятный режим
торгово-экономических отношений с Россией и другими странами-партнерами на
территории СНГ.
Тем более что пока речь идет о совершенно разных уровнях
интеграции, которые друг другу никак помешать не могут: с ЕС мы говорим о
создании ЗСТ - а это первый, самый низший этап интеграции - а в случае с
евразийским постсоветским сближением речь идет уже о более высоком уровне
интеграции, то есть о формировании Таможенного союза (для сведения сообщим, что
самая высокая степень интеграции предполагает уже образование платежного и
валютного союзов).
КСТАТИ, В НЕ ТАК ДАВНО ОПУБЛИКОВАННОМ АНАЛИТИЧЕСКОМ ТРУДЕ
Е.Винокурова и А.Либмана "Евразийская континентальная интеграция"
содержится важный вывод о том, что "европейская и постсоветская интеграции
не должны рассматриваться как взаимоисключающие: наоборот, в идеальном случае
регионализм СНГ может быть подстроен под европейские интеграционные программы и
укрепить их экономически". Об этом же пишет и другой исследователь -
А.Спартак, указывая на то, что "интеграция в ТС-ЕЭП и СНГ в целом не
должна ставить страны-участницы перед жестким выбором - или ТС-ЕЭП (СНГ), или
ЕС - и блокировать (существенно ограничивать) возможности партнеров в плане
перспективы сближения с Евросоюзом".
"Присутствие же Европейского Союза в качестве
"внешнего" и "активного" партнера могло бы быть полезным
для смягчения постоянных препятствий для постсоветской интеграции: дефицита доверия
между постсоветскими странами и проблем, связанных с подавляющей ролью
Российской Федерации, - пишут далее авторы названного исследования. - Также
сотрудничество с Европейским Союзом обычно подразумевает значительный уровень
проникновения институтов из ЕС (например, сближение стандартов), что могло бы
быть полезным и для взаимодействия между самими странами СНГ".
Правда, авторы с сожалением указывают на то, что хотя бы в
среднесрочной перспективе шансы на возобладание представления о
"взаимосвязанных" постсоветской и европейской интеграциях невелики.
Дело в том, что на сегодня существует достаточно глубокое непонимание сути
интеграционных проектов друг друга, то есть и в Москве, и в Брюсселе
господствует упрощенное и даже подозрительное представление о целях
конкурентов. Однако было бы непростительной ошибкой для стран, планирующих в
конечном итоге в очень отдаленной перспективе вступить в ЕС, отказываться
участвовать в каких бы то ни было постсоветских проектах, ведь из них можно
извлечь пользу уже сегодня.
Один из авторов "Евразийской континентальной
интеграции" приводит слова европейского чиновника среднего ранга, который
сравнивает постсоветский и европейский проект с железнодорожными путями с
разной шириной полотна, которые "соединить невозможно". Между прочим,
"соединить" железнодорожные колеи разной ширины вполне даже возможно,
если применить опыт Австралии, где некоторые межштатные железные дороги с
разной шириной колеи были переделаны в пути с двойной колеей, когда два рельса
образуют стандартную колею, а третий рельс находится внутри или снаружи этой
колеи, что позволяет использовать вагоны, предназначенные для разных типов
колеи, не тратя при переходе с одной на другую долгие часы на подъем каждой ж/д
платформы и замену ее колесных пар. Но это так - к слову...
Киловатты и километры интеграции
Авторы упомянутого исследования вполне справедливо убеждены,
что все страны СНГ и в целом суперконтинента выиграют от сочетания
"евразийской постсоветской" и более широкой "евразийской
континентальной" интеграций, поскольку последняя, в частности, как бы
вбирает в себя и европейскую интеграцию. То есть "евразийская
постсоветская интеграция обязательно должна быть дополнена евразийской
континентальной интеграцией", так как "постсоветский" формат
интеграции явно недостаточен.
В ЭТОМ ПЛАНЕ ПЕРСПЕКТИВЫ АРМЕНИИ СВЯЗАНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО С
ИРАНОМ и прежде всего в сфере электроэнергетики. Однако прежде заметим, что
Армения с выходом на проектную мощность теплостанции "Раздан-5"
(собственность ЗАО "АрмРосгазпром") способна экспортировать до
половины генерируемой в стране электроэнергии, что является очень высоким
потенциальным показателем для общих электроэнергетических рынков (для
сравнения: Канада может экспортировать до 17% своей электроэнергии, а Мексика -
только 2,5%).
Как известно, уже несколько лет Армения экспортирует
относительно небольшие объемы электроэнергии в Иран (бартерная схема "газ
в обмен на электроэнергию"), однако тут в ближайшем будущем может
обнаружиться весьма существенный нюанс. Дело в том, что 8 ноября прошлого года
в присутствии президента Армении и министров энергетики двух стран в Мегри на
реке Аракс была произведена закладка фундамента довольно крупного каскада
(двух) ГЭС мощностью 130 МВт. Этот объект за 5 лет будет полностью построен на средства
Ирана (стоимость каскада оценена в $323 млн), после чего вся электроэнергия в
течение 15 лет будет безвозмездно уходить в Иран, а дальше этот каскад ГЭС
опять же безвозмездно перейдет к Армении.
Спрашивается, а не рубим ли мы сами сук, на котором сидим,
ведь масштабные поставки электроэнергии с МегриГЭС могут сделать излишним для
Ирана как действующий бартерный обмен, так и свести на нет большие аппетиты
газового монополиста по экспорту электроэнергии в тот же Иран со станции
"Раздан-5" (когда будут построены высоковольтные ЛЭП Армения-Иран и
Армения-Грузия). А в подобном случае, чтобы оправдать свои немалые инвестиции в
строительство этой тепловой станции, ЗАО "АрмРосгазпром" со своим
мажоритарным акционером - российским ОАО "Газпром" постараются пролоббировать
потребление своей дорогой электроэнергии на внутреннем рынке Армении, что снова
подтолкнет тариф вверх...
В условиях блокирования со стороны Азербайджана и Турции
участия Армении в любых интеграционных проектах с их участием менее перспективным
для нашей страны кажется транспортное сотрудничество. Так, инициированная самим
Евросоюзом еще в 1993 году программа создания нового трансконтинентального пути
ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) пока никак не оправдывает
ожиданий (помнится, в рамках этого проекта делегация Армении, возглавляемая
премьер-министром Арменом Дарбиняном, в том числе и автор этих строк, в
сентябре 1998 года побывала в Баку на международной конференции
"Восстановление Великого шелкового пути"). А что еще нам ожидать от
программы, которая при существующем ж/д пути Карс-Гюмри инициирует
строительство обходящей Армению железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку?..
ПО НЕКОТОРЫМ СВЕДЕНИЯМ, НЕСМОТРЯ НА ПОДПИСАНИЕ В СЕНТЯБРЕ
2000 ГОДА СОГЛАШЕНИЯ о другом международном транспортном коридоре - Север - Юг,
- грузовые экспедиторы проявляют мало интереса к предложенным новым маршрутам.
Так, первые небольшие партии чая и табака были отправлены из Индии в Россию
через Иран в 2000 году, и планировалось, что к 2005 году через каспийский порт
Оля, которому была отведена ключевая роль в обслуживании грузов, идущих по
международному транспортному коридору Север - Юг, ежегодно будет проходить до 3
млн тонн грузов. Однако в реальности, скажем, в 2007 году этот порт пропустил
через свои терминалы лишь 435 тыс. тонн.
Тем не менее попытки Армении выйти путем интеграционных
проектов из транспортной изоляции продолжаются. Так, в конце июня с.г.
гендиректор ЮКЖД Виктор Ребец обсуждал в Иране перспективы строительства Южной
железной дороги, прогнозируемые грузопотоки в данном направлении, а также
возможности строительства логистического центра на базе ж/д станции Ерасх.
Кстати, о запуске проектов "Южная железная дорога Армении" и
"Южная скоростная трасса Армении" (маршрут Арарат-Мегри), оцениваемых
в $3 млрд, было объявлено в январе 2013 года. Тогда же был подписан
трехсторонний Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта и
связи РА, ЮКЖД и базирующейся в Дубае компанией "Расиа ФЗЭ".
Последняя уже приступила к работам по разработке ТЭО, проектирования,
финансирования и эксплуатации проектов. Эти маршруты в случае их реализации
могут естественным образом вписаться как в интеграцию транспортных систем
Армения-Иран, так и в более широкий контекст евразийской транспортной интеграции...
Ашот АРАМЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.