Analitika.at.ua. В Нью-Йорке стартовала 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой, возможно, будет обсуждаться и вопрос Нагорного Карабаха: запланировано выступление главы азербайджанского внешнеполитического ведомства, не исключается также возможность принятия новой резолюции по Нагорному Карабаху. Грузия, Молдавия и Украина, а также страны Организации Исламской конференции уже выразили готовность поддержать Азербайджан в случае вынесения на голосование подобной резолюции. Ожидается, что азербайджанский министр затронет в своей речи и некоторые положения подписанных 31 августа армяно-турецких Протоколов, в которых в числе прочего подчеркивается признание сторонами территориальной целостности государств.
Официальный Баку всегда использует возможность выступить с ооновской кафедры, чем выгодно отличается от армянских властей. Складывается впечатление, что армянским властям просто нечего сказать международному сообществу, которое и без того смутно представляет себе характер и содержание карабахской проблемы. Более того, за весь период членства Армении и Азербайджана в этой влиятельной организации (с марта 1992 года) заседатели в ООН не приняли ни одного более или менее сбалансированного документа. Но едва ли стоит этому удивляться, а уж тем более обвинять ООН в предвзятости, так как все резолюции принимались по азербайджанской инициативе.
За семнадцать лет своего членства в ООН Армения ни разу не выступала инициатором обсуждения своей темы и лишь в лучшем случае бойкотировала или налагала вето на тот или иной пункт (что представлялось в качестве выдающегося "дипломатического достижения").
В 1993 году Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции по Нагорному Карабаху, ни одна из которых не отражала характера и природы конфликта. Все они были выдержаны в безапелляционном тоне и изначально отвергали саму возможность международного признания новых региональных границ и новых политических реалий:
"Совет Безопасности ООН требует немедленного вывода всех оккупирующих сил из Кельбаджарского района и других недавно оккупированных районов Азербайджана" (N822, от 30 апреля 1993г.);
"Совет Безопасности ООН осуждает захват Агдамского района и всех других, недавно оккупированных районов Азербайджанской Республики;
"...требует незамедлительного прекращения всех военных действий и немедленного, полного и безоговорочного вывода участвующих в конфликте оккупационных сил из Агдамского района и всех других, недавно оккупированных районов Азербайджана" (N853, от 29 июля 1993г.);
"Совет Безопасности ООН, вновь подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе, вновь подтверждая также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории, вновь выражая свою серьезную обеспокоенность в связи со страданиями людей, вызванными конфликтом и чрезвычайной гуманитарной ситуацией в регионе, и выражая, в частности, свою серьезную обеспокоенность в связи с перемещением большого числа гражданских лиц в Азербайджане, призывает заинтересованные стороны сделать эффективным и постоянным прекращение огня…" (N874, от 14 октября 1993г.)
"Совет Безопасности ООН, подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе, подтверждая также нерушимость международных границ и недопустимость применения силы для приобретения территории, выражая серьезную обеспокоенность по поводу самого последнего случая перемещения большого числа гражданских лиц и возникновения чрезвычайной гуманитарной ситуации в Зангеланском районе и в городе Горадизе на южной границе Азербайджана…
...осуждает недавние нарушения установленного сторонами прекращения огня, которые повлекли за собой возобновление военных действий, и, в частности, осуждает оккупацию Зангеланского района и города Горадиза, нападения на мирных жителей и обстрел территории Азербайджанской Республики" (N884, от 12 ноября 1993г.)
Конечно, можно успокаивать себя "утешительной ооновской статистикой", согласно которой каждая четырнадцатая резолюция Совета Безопасности ООН, как правило, не выполняется.
В частности, в 2002 году Израиль не выполнил четыре резолюции, Турция – одну, в 2001-м Индонезия, Турция и Марокко не выполнили по одной резолюции, в 1999-м Турция и Индонезия не выполнили по две резолюции, в 1998-м Турция и Марокко не выполнили по две резолюции, в 1997-м Турция не выполнила одну резолюцию, в 1996-м Турция, Хорватия, Израиль, Марокко не выполнили по одной резолюции, Судан не выполнил сразу три…
Более того, всегда можно вспомнить, что не Армения, а именно Турция и Израиль являются лидерами "по невыполнению резолюций", однако проблема в том, что Армения – это далеко не Турция и не Израиль и, в отличие от них, никогда не вносила в повестку обсуждений "свою тему".
Да и с международным имиджем республики дела обстоят, мягко говоря, неважно. Ведь помимо указанных выше четырех резолюций Совета Безопасности ООН свои резолюции принимала и Генеральная Ассамблея ООН, о которых у нас почти не вспоминают:
20 декабря 1993 года была принята резолюция (N48/144) под названием "Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане";
7 сентября 2006 года (на 60-й Генассамблее ООН) – резолюция (N60/285) под названием "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", в связи с участившимися пожарами лесов и, как следствие, нанесением огромного ущерба экологии региона;
14 марта 2008 года (на 62-й Генассамблее ООН) – резолюция (N62/243) под названием "Положение на оккупированных территориях Азербайджана".
Все эти документы имеют ту же направленность, что и резолюции Совета Безопасности ООН. В частности, принятый в 2008г. последний документ - резолюция N62/243 - "вновь заявляет о неизменном уважении и поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно-признанных границ; требует немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики; подтверждает неотъемлемое право населения, изгнанного с оккупированных территорий Азербайджанской Республики, на возвращение в свои дома и подчеркивает необходимость создания надлежащих условий для этого возвращения, включая комплексное восстановление на пострадавших от конфликта территориях".
Именно такой выглядит "армянская палитра" в ООН со дня вступления нашей республики в эту организацию. Конечно, можно бесконечно долго судачить, что современным чиновникам международного права очень недостает своего Фритьофа Нансена, но это совершенно другой вопрос. В первую очередь важно самим осознать, что мы и только мы должны представлять наши интересы на мировой арене, избавиться от мысли об изначальной предвзятости эмиссаров глобальной политики и в конце концов признать, что сложившаяся палитра – логический результат нашего собственного бездействия.
Арис КАЗИНЯН
Источник: Голос Армении |