Analitika.at.ua. Об экономической целесообразности и возможностях скорейшего задействования бездействующих 16 лет коммуникаций между Арменией и Турцией высказываются различные мнения. Сегодня, когда перспектива установления официальных отношений между странами не кажется призрачной, эти вопросы вновь актуализировались. Один из самых сведущих специалистов в области армяно-турецких экономических отношений последних лет, армянский сопредседатель Армяно-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству, генеральный директор экспедиторской компании "Апавен" Арсен КАЗАРЯН ответил на вопросы "Голоса Армении". Некоторые подвижки в армяно-турецких отношениях явно воодушевили нашего собеседника.
- Г-н Казарян, на ваш взгляд, сумеют ли Турция и Армения в указанные в парафированных протоколах сроки завершить процесс разблокирования границы?
- В двух протоколах довольно четко зафиксированы как сроки достижения этой цели, так и механизмы, и если Турция не свернет с полпути, то 2 месяца – достаточный срок для разработки необходимых мер по открытию границы и установлению двусторонних отношений. Причем слово должна сдержать именно Турция: Ереван всегда заявлял о своей готовности наладить отношения с Турцией без предусловий. Вместе с тем разблокирование границы - лишь производное от основной цели: установления двусторонних отношений, и в протоколах четко зафиксированы механизмы ее достижения.
- Для столь сложного процесса - задействования закрытой десятилетиями границы между двумя соседями с нулевыми отношениями - требуется разработка целого ряда законопроектов и нормативных актов. Успеют ли стороны за короткий срок справиться с многослойной задачей?
- Граница может быть открыта еще до разработки нормативных актов. А уже в процессе соответствующие подкомиссии межправительственной комиссии займутся этими вопросами. Ведь со многими странами, с которыми Армения поддерживает дипломатические отношения, нормативно-правовая база все еще в стадии разработки.
- Заявления и прогнозы относительно деблокады границы звучали неоднократно, указывались близкие сроки, однако тщетно. Конечно же, парафирование протоколов придает этому процессу большой вес, но где гарантии того, что Турция в последний момент не откажется от принятых обязательств или турецкий парламент не отклонит документы? Подобные угрозы звучали и звучат из уст официальных лиц Турции...
- Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от предшествующих разговоров о потеплении двусторонних отношений, теперь есть документы об установлении этих самых отношений на официальном уровне и есть конкретные сроки. А установление дипломатических отношений, что означает автоматическую ликвидацию одностороннего эмбарго со стороны Турции, уже ведет к разблокированию границы. И мы должны говорить уже не только об открытии границы, установлении экономического сотрудничества, а о более глобальных явлениях. Вообще парафирование документов с подобным содержанием является беспрецедентным: впервые Турция согласилась поставить подпись под официальными документами, не выдвигая никаких условий ни по вопросу Геноцида, ни по карабахскому урегулированию.
- Все это, конечно же, хорошо, но, как считают многие эксперты, Турция согласилась проявить добрую волю лишь для обеспечения визита президента Сержа Саргсяна в Турцию на футбольный матч между двумя странами...
- Давайте все-таки не говорить в сослагательном наклонении, представляя процесс исключительно в светлых или исключительно темных тонах. Если Турция пойдет на попятную, она в первую очередь опозорит себя в глазах международного сообщества.
- Насколько стороны готовы к открытию границы с экономической точки зрения?
- В случае установления добрососедских отношений экономическая интеграция между двумя странами достигнет очень высокого уровня. Если сегодня речь идет лишь об импорте турецких товаров в Армению, то открытие границы станет стимулом увеличения объемов экспорта армянских товаров в эту страну.
- Однако многие отечественные производители обеспокоены перспективой заполонения армянского рынка дешевыми турецкими товарами, а более дорогостоящие армянские товары пользоваться спросом не будут.
- Еще с начала 90-х годов турецкие товары заполнили армянский рынок, и никогда Армения не создавала каких-либо правовых, таможенных или иных препятствий для проникновения турецких товаров в республику. Наоборот, турецких товаров на армянском рынке было больше именно в начале 90-х, а после некоторой реанимации отечественной промышленности, когда на рынке появились конкурентоспособные армянские товары, объемы импорта из Турции сократились. После открытия границы ожидать перелома в сложившейся ситуации не следует. Турецкие товары будут конкурировать на армянском рынке с иранскими, европейскими, американскими. Я считаю, что армянские производители вполне могут выдержать конкуренцию и, в конце концов, армянские производители после открытия границы смогут выйти на новый для себя турецкий рынок.
- Тем не менее, какой из стран экономически выгоднее открытие границы?
- Это в равной степени выгодно как Армении и Турции, так и региону в целом. Армения после открытия границы восстановит свою роль транзитной страны, и от этого выиграют все – от Средней Азии до Европы, от Ирака до Грузии.
- Компания "Апавен" еще несколько лет назад - очевидно, с прицелом на будущее - приобрела на железнодорожной станции Ахурян участок в 3 га. Как намерена она использовать его после деблокады границы?
- Мы намерены создать там терминальную таможенную инфраструктуру для переработки и подготовки грузов. Наши проекты уже разработаны, необходимо в короткие сроки найти необходимое финансирование. Это позволит облегчить импорт грузов из Турции и других стран. Реализация этого проекта позволит открыть новые рабочие места, в результате поднимутся цены на землю в этом районе, что положительно скажется на жизни местных жителей. Кстати, подобными проектами занимается не только "Апавен", но и другие организации.
А.ВАРДАНЯН
Источник: Голос Армении |