Analitika.at.ua. Спартанцы, посылая своих сынов на войну, давали им копье и щит, напутствуя: “Со щитом или на щите”. После арцахской войны армяне остались “со щитом”, а вот впавшие в военную авантюру азербайджанцы вернулись домой “на щит” или “без щита”. Арцах был освобожден. На поле битвы замолкли пушки и танки. После установления режима прекращения огня армяно-азербайджанское противостояние переместилось в информационную и дипломатическую плоскость.
Официальный Баку при помощи старых и новых Алиевых попытался представить своему народу это поражение совсем в ином свете. На государственном уровне стало поощряться армяноненавистничество. Нынешний и прежний Алиевы, должностные лица Азербайджана разного калибра периодически пытаются воинственными заявлениями предать забвению факт поражения в войне.
В 1993 году их старший брат – Турция, вклинился в пространство армяно-азербайджанского конфликта, закрыл армяно-турецкую границу, в результате чего Армения оказалась в сухопутной блокаде. Начиная с этого момента, Баку лелеет мечту увидеть Нагорный Карабах в составе Азербайджана под давлением Турции. Уже 16 лет Азербайджан пребывает в объятиях своей мечты. Однако сейчас мы переживаем период, когда, по всей вероятности, азербайджанский сон завершится разочарованием. Свидетелем того являются региональные процессы, армяно-турецкие протоколы. Естественно, Анкара отнюдь не намерена подчинить государственные интересы Азербайджана интересам Армении. В то же время, это неоспоримый факт, что в любом межгосударственном или дипломатическом вопросе Анкара отдаст предпочтение своим национальным интересам, своим экономическим интересам. А нормализация армяно-турецких отношений в этом плане стала для Турции геополитической и геоэкономической необходимостью. Разъясним:
1. Евросоюз
Анкара для того, чтобы распрямить свою экономическую спину, избрала в свое время путь евроинтеграции. То, что на протяжении 50-и лет, после 3-х военных переворотов (1960,1971,1980гг.) турецкие власти не отказываются от данного приоритета, свидетельствует, сколь важен этот путь для Турции. И то, что нормализация армяно-турецких отношений не только не противоречит, а содействует европейским интересам Анкары, это вне сомнения. После публикации парафированных протоколов The New York Times 1 сентября написала: “Открытие армяно-турецкой границы будет благоприятным как для экономики Армении, так и для отношений Турция-Евросоюз”
(http://www.cnnturk.com/2009/dunya/09/01/turkiye.ermenistan.uzlasmasi.dunya.basininda/541554.0/index.html).
Такого же меня придерживается бывший президент Финляндии, председатель независимой комиссии ЕС по вопросам Турции Марти Ахтисаар. Заметим, что эта комиссия была сформирована для поддержки Турции в процессе вступления в ЕС. Марти Ахтисаар выразил недовольство тем, что, начиная с 2005 года процесс вступления Турции в ЕС замедлился, тогда как в Турции проведены серьезные реформы. Он представил в качестве прогресса также попытки нормализации отношений с Арменией. Один из авторитетных аналитиков Запада Бронвен Мадокс на страницах The Times, представляя свои соображения по поводу парафированных армяно-турецких протоколов, заметил, что начатый процесс будет иметь большее воздействие на ЕС, чем сейчас можно представить. Реализация данных протоколов, согласно Мадоксу, значительно облегчит взаимоотношения Турции с ЕС. (http://www.cumhuriyet.com.tr/?im=yhs&hn=79216)
Ищущая свои перспективы в ЕС Анкара, идя навстречу нормализации отношений с Арменией, и в частности, на открытие границы, выиграет также в политическом плане. Она лишит Запад возможности оказывать впредь на нее давление в этих вопросах. Вывод: нормализация отношений с Арменией благоприятна для стремлений Турции к евроинтеграции.
2. Соединенные Штаты
Важнейший стратегический партнер Турции – США аплодируют дипломатическому сближению Армении и Турции. Непосредственно после публикации парафированных протоколов МИД США распространило заявление: “США приветствуют новый шаг в нормализации армяно-турецких отношений, достигнутые взаимные договоренности. Позиция США изначально была следующей: нормализация должна быть без предусловий и в разумные сроки. Мы призываем стороны ускорить процесс нормализации отношений”. Фактически, Белый дом не только за нормализацию армяно-турецких отношений, но и желает, чтобы процессу была придана большая скорость.
Вывод: Турция перейдет опасную черту, если противопоставит себя региональной политике Вашингтона. Турция, пользующаяся патронажем США на различных международных площадках, не имеет никакой обоснованной причины принести в жертву азербайджанским интересам американские, тем более что азеры также смотрят в руку США.
3. Регион
После августовской войны Турция выдвинула идею “Кавказской платформы”, которая содержала цель установления совместными усилиями мира и стабильности в регионе. В Анкаре очень хорошо осознают, что эта турецкая инициатива будет хромать столько времени, пока то, что имеется с непосредственным соседом – это закрытая граница, а не дипломатические отношения.
“В региональных развитиях Турция не будет в роли наблюдателя, а будет их участницей”, - заявил Давутоглу и пояснил: “Во внешней политике мы особо заинтересованы имеющимися на Кавказе развитиями и улучшением отношений с Арменией”.
Вывод: Турция, претендующая на активную и влиятельную роль в регионе, имеет две очень важные причины, которые более глубоки и глобальны, чем азербайджанское сетование.
Во-первых, использовать возможность реализации своих интересов, как альтернативы российскому влиянию, и, во-вторых, не позволить Ирану пройти вперед и оттенить авторитет Турции как в регионе, так и исламском мире.
4. Экономика
Помимо политической выгоды от добрососедства с Арменией Турция может также ожидать и экономическую выгоду. В ближайшие 50 лет, когда создадутся энергетические карты, сближение Турции с Арменией будет очень важным. Для соглашений вокруг энергетических вопросов это сближение на Кавказе определит более надежные и альтернативные транзитные пути. Этого мнения придерживаются многочисленные турецкие экономисты. Подчеркивается также и то обстоятельство, что железная дорога Карс-Гюмри, которая будет задействована после урегулирования армяно-турецких отношений и открытия границы, сможет внести изменения в логистические системы стран Средней Азии, России и Запада.
По различным прогнозам, открытие границы будет сопровождаться активизацией торговли, что будет способствовать развитию восточных районов Турции. Объем двустороннего товарооборота за короткий период вместо нынешних 150 млн. долларов США может удвоиться. А в течение первых трех лет, по предварительным подсчетам, объем двустороннего товарооборота может достичь 1 млрд. долларов США.
Наиболее примечательно наблюдение сопредседателя армяно-турецкого союза предпринимателей Каана Сояка, согласно которому, самое быстрое экономическое развитие будет зафиксировано в области туризма.
“Остров Ахтамар в Ване, руины Ани в Карсе и св. Эчмиадзин в Армении составляют ту тройку, которая представляет собой самое желанное место посещения для проживающих в Соединенных Штатах, Франции, Канаде и Ливане 7 млн. армян. Нигде в мире больше нет таких гарантий для развития туризма”.
Для Турции, где миллионы безработных и упала экономика, это вспомогательное средство для сведения к минимуму нищеты в восточных районах страны. Вывод: открытием границы Турция может преследовать экономический интерес, не опасаясь за подвергание экономической экспансии.
5. Ратификация протоколов
Парафированные протоколы находятся на этапе внутриполитических консультаций. Министр иностранных дел Турции проводит встречи с лидерами политических партий и пытается обстоятельно им объяснить суть данных документов. В Армении также объявлено о начале общественных и политических консультаций. Как в Армении, так и в Турции оппозиционные силы зажигают “красный свет” перед армяно-турецким диалогом. Считая этот процесс объективным, пойдем дальше и заметим, что кроме оппозиционных сил есть также оппозиционная страна – Азербайджан, которая шумит по поводу того, что пока карабахский вопрос не будет решен, Турция не должна открывать границу и налаживать отношения с Арменией. В этом плане очень точно высказался бывший спикер парламента Азербайджана и помощник премьер-министра Расул Гулиев. “Дело не только в карабахской проблеме. В других вопросах также Турция отдаст предпочтение своим национальным интересам”.
А нормализация отношений с Арменией не идет на фронтальное столкновение ни с одним из тех принципов внешней политики Турции, которые провозгласил министр иностранных дел Ахмед Давутоглу:
• Безопасность
• Демократия
• Ноль проблем с соседями
• Максимальное доверие
• Мирная дипломатия
• Глубинная стратегия
Предполагается, что Турция сделает выбор между двумя основными вариантами: либо в сторону минимальных потерь (недовольство Азербайджана), либо в сторону максимальных интересов (названные выше преимущества). В обоих случаях история азербайджанской мечты завершится так, как сказано в названии этой статьи.
Мхитар Назарян
Источник: Panorama.am |