Analitika.at.ua. «Сегодня под боком мы имеем две реальные силы: Советскую Россию и Турцию. Другие силы слишком далеки от нас. С первой, как показал наш горький опыт, мы не можем смириться: мы должны примириться и подружиться с Турцией. Это вполне возможно, так как мы с турками имеем общие интересы, которые сможем защитить посредством всеобщей солидарности».
Вот так писал один из дашнакских лидеров Симон Врацян. Что же произошло с дашнаками сегодня и почему они противятся даже установлению дипломатических отношений с Турцией, тогда как в свое время выступали за братский союз с турками - науке не известно.
Со вчерашнего дня Дашнакцутюн перешла в «атаку». Массовые акции начались в самом сердце столицы - на площади Республики. Их цель одна - оказать давление на отечественные власти с тем, чтобы они отказались от подписания армяно-турецких протоколов или же подписали их с учетом предложенных Дашнакцутюн изменений.
Итак, вчера ровно в 14:00 «давление» началось. Отныне тем, кто работает в здании правительства, придется добираться до места работы, продираясь сквозь плотные ряды дашнаков. Рядовые члены АРФД расселись на ступеньках здания правительства. Сидячая забастовка будет длиться с 10 до 20:00. Так сказали несколько женщин, участвовавших в забастовке, однако находившиеся неподалеку мужчины с явным воодушевлением опровергли их слова: «Какие восемь часов, день и ночь будем сидеть». Когда я выразила удивление, как же они будут бастовать, ведь они, наверное, работают, не возникнут ли проблемы на работе, они заявили: «Плевать на работу». Тот, кто сказал это, пояснил, что больше не работает: раньше был директором школы в Ширакской области, однако его сняли с работы, потому что он дашнак, причем после того, как забрали у АРФД портфель министра образования и науки. Фактически здесь собрались люди, которые не обязаны каждый день выходить на работу, да и семья не помрет с голоду только лишь потому, что кормилец решил надавить на родное правительство. Кстати, одно примечательное обстоятельство: забастовщики подложили под себя газету «Еркир» и читали только эту газету.
Если для тех, кто работает в здании правительства, ежечасно видеть участников сидячей забастовки - единственное неудобство, то о сотрудниках МИД этого не скажешь. Дашнакцутюн, ввиду того, что настроена против министра иностранных дел и требует только его отставки, решила более жестоко обойтись с сотрудниками этого ведомства и объявить перед зданием МИД голодовку. В ней участвуют добровольцы, однако партия сама выбирает, кому «сидеть» конкретный голодовочный срок. Фактически Дашнакцутюн решила не идти на крайности и не морить голодом своих членов: в голодовке будут участвовать группами по 48 часов каждая. По истечении этого срока новая группа сытых сменит хорошо проголодавшихся. Так что ряды останутся на ногах, и ждать, что голодовка избавит Армению от Дашнакцутюн, не приходится.
В этом плане дашнакская голодовка в какой-то степени напоминает церковное говенье или одну из разновидностей любимой женщинами диеты, когда от еды и вовсе отказываются, ведь не есть два дня может каждый. Но тут есть одно отличие: правда, голодовка смахивает на говенье, однако верующие прибегают к этому шагу в целях самоочищения, а вот те члены Дашнакцутюн, которые больше всего нуждаются в самоочищении, как показал вчерашний день, будут только разгуливать по территории: Агван Варданян и Левон Мкртчян (которому явно не помешало бы пару дней отказаться от пищи) только гуляли по площади и с умилением взирали на полных решимости рядовых членов партии. Зато в голодовке участвовали молодые люди, прошедшие школу дашнакских «слетов», которые пришли в эту партию преимущественно из идейных соображений. Конечно, в качестве особой чести с ними будут участвовать в голодовке и видные представители Дашнакцутюн - депутаты или еще кто-то. На этот раз из «видных» был Гегам Манукян, в знак протеста сидевший вместе с молодежью напротив здания МИД. Да, сотрудникам внешнеполитического ведомства не позавидуешь. Теперь они весь день будут испытывать чувство вины, а кладя в рот кусок хлеба, думать о том, что всего в нескольких метрах от них сидят голодные люди. И можно с уверенностью сказать, что если даже они из гуманных соображений предложат участникам акции скатерть-самобранку, на последних не повлияет никакое экзотическое блюдо: дашнаки останутся непоколебимы и верны своему обету - не есть.
АРФД не только оказывает давление, но и оповещает граждан об ожидающих наше государство угрозах. Участники забастовки и голодовки раздавали прохожим листовки, в которых говорилось о том, какую угрозу таят в себе парафированные Арменией и Турцией протоколы. Там можно прочесть:
«...тем самым признается нынешняя армяно-турецкая граница и подтверждаются прежние двусторонние договоренности. То есть косвенно выполняется турецкое требование о признании Карсского договора.
Положение о создании подкомиссии для начала армяно-турецкого диалога в исторической плоскости, в том числе и для изучения архивов, таит в себе угрозу выполнения другого предусловия Турции - обсуждения факта геноцида.
В многочисленных заявлениях высокопоставленных турецких представителей открытие границы увязывается с прогрессом в арцахском вопросе, что в представлении турецкой стороны предполагает возвращение освобожденных территорий и восстановление территориальной целостности Азербайджана».
АРФД избрала такую тактику давления на правительство: чем больше граждан прочтет эти листовки и поймет, какая опасность угрожает Армении, тем значительней будет эффект от предпринятых акций. Перед зданиями правительства и МИД начался также сбор подписей: все желающие подходят и подписываются под дашнакским «НЕТ». Не исключено, что желающие найдутся. С первых же минут начала голодовки дашнакской молодежи желание присоединиться к ней высказал 37-летний житель Эчмиадзина по имени Багдасарян Гарик. Правда, как выяснилось позже, единственным его желанием было покрасоваться на экранах телевизоров или на газетных полосах («чтобы обо мне все написали»), но даже люди, думающие как этот молодой человек, могут стать для Дашнакцутюн удобным поводом заявить, что их ряды пополняются новыми членами, готовыми на все, чтобы предотвратить угрозу.
А Дашнакцутюн заявляет, что готова на все (конечно, кроме самосожжения и голодомора) и будет идти до конца.
Лусине Кесоян
Источник: azatamtutyun.com |