Analitika.at.ua. Вчера в Степанакерте начались торжества, посвященные 18-летию провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики. Отметить праздник в столицу края приехали Серж Саркисян, Роберт Кочарян, генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян (легендарный Командос) и многие другие видные политики и военные, вся жизнь и деятельность которых связана с борьбой за освобождение Арцаха.
Утром состоялось возложение венков к могиле первого председателя Верховного Совета НКР Артура Мкртчяна. Затем президенты Армении и НКР Серж Саркисян и Бако Саакян отдали дань памяти павших за свободу Арцаха, после чего на центральной площади Степанакерта прошел военный парад. Вчера же в Степанакерте состоялось открытие отремонтированного госпиталя, который освятил глава Арцахской епархии ААЦ архиепископ Паргев Мартиросян. Многочисленные зрители пришли днем на городской стадион, где был сыгран футбольный матч между сборными командами Минобороны Армении и ветеранов арцахской войны. Серж Саркисян направил народу НКР официальное поздравление, в котором, в частности, говорится, что прошедшие восемнадцать лет подтвердили безальтернативность принятого в 1991 году исторического решения. И сегодня Нагорно-Карабахская Республика — “состоявшееся государство со своими структурами, армией и, что самое главное, самостоятельно определяющими свою судьбу гражданами. В лице Арцаха мы, как и все международное сообщество, имеем дело с современной республикой, воплощающей в жизнь идеалы свободы, суверенитета и демократии, которая, невзирая на трудности и проблемы, несмотря на тяжелые испытания, переживает прогресс, развивает свою экономику и культуру, крепит мир”. Со своей стороны лидер НКР Бако Саакян подчеркнул, что “Второго сентября 1991 года армянство Арцаха открыло новую страницу в древнейшей истории нашего народа, твердо встав на нелегкий, но почетный путь построения свободного и независимого, суверенного и демократического государства. С первого же дня образования наша республика была вынуждена решать сложные задачи и в первую очередь защитить независимость страны и обеспечить безопасность ее граждан. Вместе с Матерью-Арменией и диаспорой Арцах сумел с честью осуществить эту миссию, сохранив государственную независимость и еще более укрепив свою безопасность. Это стало возможным благодаря собирательной силе и единству армянского народа”.
Не секрет, что последние тенденции в развитии армяно-турецких отношений стали предметом спекуляций и передержек некоторых политических сил, вызвали настороженное отношение со стороны определенной части общественности. По этому поводу в послании главы государства четко сказано: “Любое решение проблемы Карабаха будет в первую очередь осуществлено при согласии и свободном волеизъявлении народа Карабаха”. Днем раньше, выступая на ежегодной конференции послов нашей страны в иностранных государствах, президент отметил, что, хотя отдельные пункты известных мадридских принципов в определенной мере “отличаются от представлений армянской стороны об идеальном решении конфликта”, главное — это то, что все вовлеченные стороны прекрасно осознали: что ключевыми задачами являются реализация права народа Арцаха на самоопределение и многоуровневая гарантия безопасности края. При этом он подчеркнул: “урегулирование конфликта не вопрос дней, недель или месяцев. Сейчас переговоры ведутся всего лишь вокруг нескольких из основных принципов урегулирования, и нашими первоначальными задачами на данном этапе являются обеспечение безопасности НКР на период переговорного процесса и достижение правильного понимания задачи со стороны международной общественности”.
Очень важно, что как сами переговоры с Анкарой, так и достигнутые договоренности не содержат никаких предусловий в отношении урегулирования карабахского конфликта. Уже это само по себе является весомым достижением нашей внешней политики и, соответственно, крупным поражением азербайджанской дипломатии.
Президент отметил, что подписанию договора об установлении дипломатических отношений с Турцией будет предшествовать широкое общественное обсуждение как в Армении, так и в среде диаспорального армянства.
В этой связи уместно познакомить читателей “НВ” с основным содержанием протоколов, подписанных 31 августа в Швейцарии. Так, в “Протоколе о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой” говорится, в частности, что принятое решение о развитии и углублении двусторонних взаимосвязей затрагивает политическую, экономическую, энергетическую, транспортную, культурную, научную и техническую сферы — то есть весь спектр возможного сотрудничества с учетом “взаимных интересов двух стран”. Отмечено, что цель сотрудничества — укрепление стабильности и безопасности в регионе. В этой связи стороны
“1. Договорились открыть общую границу в течение двух месяцев после вступления в силу данного Протокола;
2. Регулярно проводить политические консультации между министерствами иностранных дел двух стран; реализовать диалог в исторической плоскости между двумя народами, направленный на восстановление взаимного доверия, в том числе с помощью научного беспристрастного изучения исторических документов и архивов; максимально использовать имеющиеся между двумя странами дорожную, транспортную, энергетическую инфраструктуры и сети; с целью способствовать стимулированию сотрудничества между двумя странами развить двустороннее договорно-правовое поле; сотрудничать в сфере науки и образования, охраны природы; установить сотрудничество в консульской сфере, предпринять конкретные меры с целью развития торговли, туризма и экономического сотрудничества между двумя странами”...
Над реализацией пунктов этого документа будут работать межправительственная комиссия и ряд подкомиссий, в том числе и с привлечением международных экспертов.
Кроме этого подписан также “Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой”. Именно этот документ породил у нас известные вопросы, поскольку в нем, в частности, говорится о “суверенитете, территориальной целостности и нерушимости границ”. Однако, думается, волноваться по этому поводу надо не нам, а в первую очередь турецкой стороне. Именно Анкара признала независимость так называемой “Турецкой Республики Северного Кипра” и Косово, а что касается нас, то в случае с НКР на первый план выходит равнозначный принцип права наций на самоопределение. Существенно также, что в документе содержится призыв “воздерживаться от применения или угрозы применения силы, мирно разрешать споры, воздерживаться от проведения политики, не соответствующей духу добрососедских отношений”, стремиться к взаимопониманию, миру и гармонии. То есть Ереван и Анкара ведут свою международную политику в полном соответствии с самыми высокими стандартами нового века. Чего нельзя сказать об Азербайджане — заявления руководителей, политиков этой страны как раз и изобилуют “угрозами применения силы”, крайне далеки они от “духа добрососедских отношений” и стремления “мирно разрешать споры”.
И, наконец, самый любопытный пункт.
В документе сказано, что стороны “Договорились установить дипломатические отношения со дня подписания данного Протокола”. То есть с 31 августа сего года. И хотя оба документа обретут юридическую силу и вступят в действие после обмена ратификационными грамотами (а ратифицировать эти договоренности, как известно, должны парламенты двух стран), можно считать, что между Арменией и Турцией дипотношения уже существуют. Кстати, открыть границу планируется черед два месяца после ратификации “Протокола о развитии двусторонних отношений”.
Армен ХАНБАБЯН
Источник: Новое время |