Analitika.at.ua. Интервью с членом армянской делегации в ПАСЕ Эрмине Нагдалян
- На следующей неделе стартует осенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. Что выполнено на сегодня из европейских рекомендаций, что нет, с какими результатами армянская делегация собирается в Страсбург?
- Прежде всего хочу отметить, что еще на июньском заседании мониторинговой комиссии ПАСЕ прозвучало мнение, что предпринятые армянскими властями основные шаги принимаются со стороны международного сообщества. В повестку нынешней сессии ПАСЕ вопрос по Армении не вошел, он будет рассматриваться только на заседании мониторинговой комиссии, т.е. вопрос потерял остроту, поскольку сделаны серьезные шаги и ПАСЕ это признает. Речь о шагах, которые были предприняты и по налаживанию диалога между политическими силами, и по улучшению законодательных актов, и по повышению доверия в обществе. Данные требования принятых ПАСЕ по Армении резолюций выполнены.
- Уже который раз азербайджанская делегация выступает в Совете Европы с ложными обвинениями в адрес Армении и Нагорного Карабаха... Намерена ли армянская делегация наконец прояснить основы провокационных выходок Азербайджана?
- Регламент ПАСЕ таков, что записываются для выступления евродепутаты заранее, за день-два. И обычно узнать или быть готовыми к тому, что сейчас очередной представитель Азербайджана встанет и выльет очередную порцию гадостей, лжи и клеветы, и одновременно быть записанным для выступления сразу же после него, чтобы адекватно ответить, практически невозможно. Регламент этого не позволяет. Нам остается или предпринимать какие-то тактические шаги, или же дожидаться очередного выступления кого-то из армянской делегации, дабы ответить на прозвучавшие обвинения. ПАСЕ же или другие международные организации, как правило, формируют комиссии, теряют время и деньги и в итоге убеждаются, что сказанное азербайджанцами абсолютно не соответствовало действительности и было очередной ложью и клеветой. К примеру, так было с теми же лесными пожарами. Сколько мы ни заявляли, что эти пожары устраивают сами азербайджанцы, тем не менее понадобилось достаточно много времени и усилий специально созданной для этого комиссии, которая на месте убедилась в лживости азербайджанских демаршей. Таких примеров масса. Чего только стоит неоднократно звучащее тяжелейшее обвинение в том, что на этих территориях обучают террористов! А на последней сессии прозвучала якобы цитата из какой-то абсолютно вымышленной книги, которую Зорий Балаян никогда не писал и не напишет.
Представители армянской делегации в ПАСЕ в течение многих лет неоднократно поднимали эти вопросы. В свое время это делали и Шаварш Кочарян, и Тигран Торосян, и Давид Арутюнян. Мы выступали и письменно, и устно о том, что со стороны азербайджанской делегации перманентно звучат преднамеренно клеветнические обвинения Армении и Нагорного Карабаха в самых страшных преступлениях. Конечно, мы понимаем, что это азербайджанская политика, целью которой является состряпать образ преступника-армянина не только для азербайджанской общественности, но и вообще для мирового сообщества. Этот образ врага они лепят уже много лет и воспитывают свою молодежь, свою общественность в этих понятиях.
Армянская делегация на этой сессии предполагает донести до ПАСЕ наши опасения о том, что из года в год повторяется одна и та же ситуация - с разными темами, но фактически с одинаковым результатом. Мы планируем довести до ПАСЕ, что в сердце Европы заседает государство-провокатор, которое преднамеренно занимается клеветнической деятельностью и которое, используя высокую трибуну ПАСЕ в своих целях, ставит под удар авторитет этой международной организации.
- Сегодня одной из самых актуальных тем является тема парафированных Протоколов по нормализации армяно-турецких отношений. Многие справедливо считают, что этот вопрос внесет раскол в отношения Армения - Диаспора. Насколько обоснованно это мнение для вас как представительницы партии власти, высказывающейся за подписание Протоколов? Какие шаги будут предприняты во избежание такого раскола?
- Раскол между Арменией и диаспорой - мечта многих поколений политических сил в Турции и Азербайджане. Важнее, как мы относимся к такой перспективе, допустим ли мы раскол. И в наших руках, в нашей воле его не допустить, что должно быть нашей осознанной целью и политикой. РПА однозначно заявила о том, что в ее целях налаживание более тесных контактов с диаспорой, сплочение всего армянства, доказательством чему может служить хотя бы новосозданное Министерство диаспоры. Соответствующие шаги, разумеется, не могут оставить равнодушными наших соседей, и вполне вероятно, что именно эти шаги заставляют их с удвоенной силой работать над разобщением армянства. Ведь выражения типа "Республика Армения является заложницей своей диаспоры" звучали неоднократно и задолго до появления в нашей политической повестке Протоколов. Это не новая тема, а старый, периодически повторяющийся рефрен. Что нам надо в этой связи делать? Конечно же, не отдаляться от решения важных, судьбоносных для нашей страны вопросов, а иметь в виду, что у наших противников есть такие цели, и работать над тем, чтобы наш народ был более сплоченным и единым.
Сегодня звучит много эмоциональных оценок относительно Протоколов. Нередко создается впечатление, что основой озвученной оценки стало лишь поверхностное знакомство с документом, а отнюдь не глубокое его изучение: нередки стереотипные опасения, которые отнюдь не следуют из содержания Протоколов. В частности, в них нет ни слова по поводу отказа от идеи международного признания Геноцида. Создание соответствующей подкомиссии или установление дипотношений никак не означает отказ Армении от международного признания Геноцида. В конце концов, есть немало имеющих исторические проблемы государств, но при этом они успешно соседствуют, не отрекаясь от своей истории.
Что касается экономической составляющей вопроса, то уверена: открытая граница станет стимулом для повышения конкурентоспособности наших производителей, а на нашем рынке ничего страшного не произойдет. Ведь турецкие товары давно уже проникли на армянский рынок, и с открытием границы лишь снизится их цена, поскольку из цепочки выпадет посредник, сократятся некоторые расходы. Однако при этом конкурентоспособные армянские товары не потеряют своей привлекательности. Более того, мы окажемся в выгодных условиях, поскольку это заставит отечественного производителя работать над повышением качества. Есть целый ряд отраслей, в которых высококачественные армянские товары имеют преимущества, и они получат возможность выйти не только на огромный турецкий, но и на другие рынки.
- Не думаете ли вы, что в контексте нормализации армяно-турецких отношений тем не менее армянский рынок нуждается в защите и в этой связи назрела необходимость законодательного урегулирования этих и, кстати, других вопросов, в частности, запрета на законодательном уровне продажи земельных участков иностранцам?
- Есть масса всего, что надо сделать, причем как в законодательной плоскости, так и в смысле политики правительства. В этом плане, конечно, все следует глубоко обдумать, ибо не все так просто. Ведь Армения является членом ВТО и не может позволить себе определенные шаги, скажем, повысить в одностороннем порядке таможенные пошлины для защиты отечественного производителя. Что касается продажи земельных участков, то я думаю, что и здесь существует ряд вопросов, подлежащих обсуждению.
Аревик ЧИЛИНГАРЯН
Источник: Голос Армении |