Analitika.at.ua. В последний день лета в Женеве представители Армении и Турции предварительно подписали протоколы об установлении дипотношений и о развитии двусторонних отношений. Первый протокол - «Об установлении дипломатических отношений» - подлежит ратификации парламентами двух стран, а второй вступает в силу одновременно с первым после обмена ратификационными документами. Установленный жесткий временной график для ратификации и других процедур - всего шесть недель со дня парафирования - предполагает завершение консультаций к ответному матчу по футболу Турция- Армения, который пройдет 14 октября и на который приглашен Серж Саргсян. В случае успешного продвижения всего процесса, сухопутная турецко-армянская граница может быть разблокирована до конца 2009 года.
К обоим протоколам имеется приложение, в котором детализируются сроки и предпринимаемые шаги. В случае ратификации этих протоколов Турция полностью удовлетворит свои требования. Так, пункт второй протокола об установлении дипотношений, косвенно фиксирует незыблемость границ Азербайджана. Речь идет о территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательстве во внутренние дела других государств. Армянские эксперты трактуют это так - Ереван де-факто и де-юре должен согласиться с тем, что решение нагорно-карабахского конфликта возможно лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана. Кроме того, в числе подкомиссий, указанных в протоколе о развитии двусторонних отношений указана также «комиссия, занимающаяся исторической плоскостью», которая должна «уточнить проблемы, существующие между двумя народами». Тем самым фиксируется (пусть и временный) отказ Армении от процесса международного признания геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны.
Руководитель центра «Модус вивенди», экс-посол Армении в Канаде Ара Папян считает, что армянский парламент не уполномочен обсуждать, а тем более ратифицировать протоколы о развитии отношений и установлении дипотношений. «Статья 81 Конституции однозначно гласит, что ратификации парламента подвержены только международные договоры. Конституция не предполагает ратификацию иных документов, в том числе, протоколов. Протокол это договоренность, но не договор. Любые действия, направленные на ратификацию этих протоколов в парламенте, антиконституционны», - уверен Папян.
Этот шаг, также как и подписание «дорожной карты» в апреле этого года активизировал армянскую политическую и общественную мысль и вызвал оживление самом обществе. Каковы же позиции основных политических сил Армении?
Сторонниками скорейшей ратификации выступают три партии правящей коалиции - Республиканская, «Страна законности» и «Процветающая Армения». Все влиятельные оппозиционные структуры в Армении выступают сторонниками нормализации армяно-турецких отношений и открытия границы, но при этом ставят вопрос о цене нормализации и считают ее, в данном случае, неприемлемой. Речь, прежде всего, идет о парламентской партии «Наследие», требующей проведения референдума о доверии президенту. Жесткую позицию в этом вопросе занимает и «Дашнакцутюн», лидеры которой указывают на необходимость пересмотра протоколов. С 15 сентября в знак протеста против подписания протоколов в нынешнем их виде партия начала проводить бессрочные акции протеста перед зданиями правительства и МИД Армении.
Внепарламентский Армянский национальный конгресс (АНК) указывает на то, что нормализация армяно-турецких отношений и открытие границы в этих протоколах обесценены включением навязанных Турцией неприемлемых положений, что доказывает - Армения приняла предусловия Турции. В частности, пункт об утверждении межправительственной комиссии историков - это выигрыш Турции, который предполагает прекращение процесса международного признания геноцида армян. По мнению радикальной оппозиции, власти Армении пошли еще на одно условие Турции - признать по беспрецедентному двустороннему специальному договору неприкосновенность границ и территориальную целостность. Между тем в этом не было абсолютно никакой необходимости, так Армения своим членством в ООН и ОБСЕ уже признает эти основополагающие принципы международного права, а с другой стороны, почему-то в протоколах не упомянут другой основополагающий принцип международного права - право наций на самоопределение.
Серж Саргсян, комментируя факт начала армяно-турецких консультаций заявил, что протоколы отражают несколько стержневых направлений. В частности, переговоры и достигнутые с Турцией договоренности не содержат какого-либо предусловия, связанного с мирным урегулированием карабахского конфликта или другой проблемой. 17 сентября по инициативе президента прошло закрытое обсуждение с лидерами политических партий, посвященное армяно-турецким отношениям. Мероприятие бойкотировали представители АНК и партии «Наследие». Парламентские слушания (с участием представителей политических сил, общественных организаций, исследовательских центров, экспертов) по парафированным армяно-турецким протоколам назначены на 1 октября.
Между тем подавляющее большинство населения Армении мало информировано о происходящих в этой сфере событиях. Учитывая ограниченный политический и информационный ресурс оппозиции, ей вряд ли удастся поднять народ на массовые акции протеста в знак неприятия парафированных с Турцией документов. Это обстоятельство, также как и беспрецедентное давление, оказываемое внешними игроками (первую очередь США) на официальный Ереван и Анкару, говорит о том, что протоколы, скорее всего, будут подписаны и ратифицированы.
Сусанна Петросян
Источник: Вестник Кавказа |