Четверг, 28.03.2024, 13:15
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 22 » Если в Кремле не возьмутся за ум в российской внешней политике произойдет очередная катастрофа
Если в Кремле не возьмутся за ум в российской внешней политике произойдет очередная катастрофа
00:15

Analitika.at.ua. Интервью заместителя директора Центра кавказских исследований МГИМО Владимира Захарова агентству АрмИнфо.

 

- Г-н Захаров, 31 августа Армения и Турция парафировали «Протокол об установлении между двумя странами дипломатических отношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Ваш комментарий.

 

- Думаю, что открытие сообщения между Арменией и Турцией, и восстановление дипломатических отношений между двумя государствами, вопрос непростой и на него нет однозначного ответа. С одной стороны открытие дороги – дело первостепенной важности, прежде всего для Армении, находящейся в изоляции. Существующая дорога через Грузию не простая, и не секрет, что Грузия пользуется этим и «давит» на Армению. Армения в ответ вынуждена вести по отношению к Грузии политику «комплиментаризма», не замечая того, как идет полным ходом грузинизация Джаваха. При этом вопрос, как долго еще будут испытывать терпение Армении, и сколько еще руководство Армении будет молчаливо сносить унижение от бесноватого соседа остается открытым. А как тогда быть с положением армян в Джавахке? Или руководство Армении ничего не знает, что там происходит? В Грузии прекрасно понимают, что новая дорога, связующая Армению с миром, лишит грузинское руководство того давления, которое оказывается с их стороны на Армению.

 

Одновременно сократится поток денег в грузинскую казну, которые они получают от перевозок транзитных грузов. Это зависимое положение от Грузии, вероятно, играло постоянно на руку грузинскому руководству. Во время конфликта 08.08.08. Армения хранила нейтралитет в полном смысле этого слова, а вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии вообще не поднимался. Политические деятели Армения как в рот воды набрали, кроме, разве что Левона Тер-Петросяна. При этом, думаю, что обсуждение вопроса Геноцида армян, скорее всего, даже не затронут в официальных документах, которые будут подписаны. На это, прежде всего и надеется Турция, поскольку такая дипломатическая нормализация отношений позволит «закрыть» претензии армянской стороны относительно трагедии 1915 года. Возможно, в Армении кто-то и согласится с таким результатом, кто-то, но не армянский народ. В то же время, самой Турции открытие границы и восстановление дипотношений – только на руку, ведь это дает ей возможность, во-первых, ликвидировать главное препятствие на пути вступления своей страны в ЕС. Во-вторых, Турция усилит свои позиции на Кавказе. В-третьих, от переговорного процесса по Карабаху отстраняется Россия. Ну и, в-четвертых, о чем все молчат, бонус с этих межгосударственных договоренностей получит третья сторона – США. Я вовсе не собираюсь кого-то пугать, но совершенно ясно, что за всем этим переговорным процессом стоят силы более значительные, нежели те два государства, которые договариваются между собой.

 

- При этом, со стороны российского экспертного сообщества как-то мало оценок по поводу армяно-турецких договоренностей…

 

- Сказать однозначно, что российские эксперты молчат – нельзя. В прессе появилось немало публикаций, которые обстоятельно разбирают сложившуюся ситуацию. В Москве понимают, что находиться дальше в изоляции Армения не может, а Турция готова предоставить наземный путь для связи с внешним миром. Вспомним, сколько раз Россия пыталась вмешаться в армяно-турецкие переговоры, но дело не клеилось. И тут вмешались новые советники Обамы. Инициатива была перехвачена, и Россию попросту вытеснили из переговорного процесса, хотя внешне руки Америки здесь не было видно.

 

Что касается Протоколов, то обращает на себя внимание, что карабахский вопрос нигде в документах как предусловие к установлению отношений или открытию границы не фигурирует. Стороны лишь указали на «важность создания и сохранения атмосферы доверия между двумя странами, что будет содействовать укреплению мира, безопасности и стабильности во всем регионе, а также проявили решимость воздерживаться от угрозы применения силы и содействовать мирному урегулированию конфликтов, защищать права человека и основные свободы». Но это все было зафиксировано еще в Майндорфской декларации 2 ноября 2008 года. Та первая встреча президентов Азербайджана и Армении произошла по инициативе Москвы. Но уже через два месяца договоренности были нарушены воинственным новогодним заявлением Ильхама Алиева, обещавшим вернуть Карабах силой. В продолжение всего 2009 года турецкая и азербайджанская стороны не перестают заявлять о взаимосвязи двух процессов – карабахского урегулирования и открытия дороги, и необходимости уступок с армянской стороны. Вся история с так называемой «дорожной картой» полна тайн и загадок. А когда текста этого соглашения никто не видел, то появляется широкое поле для всевозможных инсинуаций, вплоть до того, что Серж Саркисян готов и чуть ли не подписал договоренность о сдаче пяти районов Азербайджану. Возможно это не так, но тогда на чем обосновано заявление всезнающего американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы, заявившего, что пять районов должны быть возвращены Азербайджану «немедленно»! Однако Россия не согласилась с таким положением дел. Азербайджан, в свою очередь, не согласился с решением Еревана и Анкары, о чем заявил официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов, констатировавший, что «открытие армяно-турецкой границы без урегулирования карабахского вопроса не соответствует национальным интересам Азербайджана». На что МИД России прореагировал незамедлительно: «Предварительный анализ проектов самих протоколов, а также элементов и графика их реализации показывает серьезность проработки этих вопросов и наличие решимости как Еревана, так и Анкары проделать свою часть пути. Отмечаем, что ни один из предусмотренных этими документами шагов, в их числе открытие армяно-турецкой границы, не может быть истолкован как наносящий ущерб какой-либо третьей стороне».

 

Таким образом, следует констатировать, что Россия прямо и без обиняков отреагировала на неконструктивную позицию официального Баку, фактически дезавуировав позицию азербайджанской стороны, озвученную Полуховым.

 

- А как насчет реакции Азербайджана?

 

- Она довольно противоречива. В апреле 2009 года Эльмар Маммедъяров заявил о крайнем нейтралитете и политике «невмешательства» своей страны относительно перспективы налаживания отношений между Арменией и «братской» Турцией, заявив, что «Дело нормализации отношений между Арменией и Турцией – это дело двух стран. Заявление было, по сути, дезавуировано заявлением премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, который поспешил в Баку, где публично заявил, что «границы не будут открыты, пока не закончится оккупация Нагорного Карабаха». Отсюда становится ясным, что карабахская проблема становится центральным вопросом открытия дороги. И может случится и так, что несогласие армянской стороны на предложения турецкой, уже после положительного решения, сделает Армению заложником своего «упрямства», а ведь именно так должна себя вести Армения по отношению к Карабаху. Турция опять может перекрыть дорогу, и весь переговорный процесс пойдет насмарку, а «козлом отпущения» станет несговорчивый армянский президент. Ни для кого не секрет, что США обеспокоены ситуацией в Армении и Нагорном Карабахе. Известно, что в предвыборном штабе Обамы было решено, в случае прихода его к власти – заняться вплотную карабахским вопросом.

 

- Чем обусловлен подобный интерес Белого Дома в отношении к Армении?

 

- С приходом новой администрации советники Обамы составили новую стратегию политики США в Закавказье, где Армения играет далеко не последнюю роль. И если Грузия, под полным контролем Америки, то Азербайджан частично и не за горами тот факт, что скоро Азербайджан полностью переориентируется и превратится в антироссийский блок. Это видно по всей той риторике, которой заполнены все СМИ Азербайджана. Армения пока находится вне сферы полного контроля Соединенных Штатов. Вот почему в своем влиянии на внешнюю и внутреннюю политику Армении больше всех заинтересована Америка, это сегодняшняя реальность. У меня нет никаких сомнений, что о восстановлении дипотношений Армении с Турцией, больше всех заботятся США, ведь тогда все Закавказье будет под их полным контролем. Они ни за что на свете не оставят Кавказ без своего влияния. И Армения – последняя загвоздка в этом деле. Поверьте, через 4, максимум через 5 лет многое будет выглядеть совершенно по-другому в Закавказье. Чего уж тут скрывать, Америка уже давно присутствует в Армении во многих общественных организациях. В республике немало политических и общественных деятелей, которые давно готовы повернуться к Америке, забыв Россию. Это сегодняшняя реальность. А, как известно – «свято место, пусто не бывает». Так что, впереди нас всех ожидает довольно сложная межгосударственная ситуация. Недавно, Институт национально-стратегических исследований при Минобороны РА, который работает над созданием Школы национальной безопасности начал сотрудничать с Центром стратегических исследований Ближнего Востока и Южной Азии национально-оборонного университета США, а ведь на месте американских специалистов могли бы быть специалисты Минобороны России, которых нет, и винить армянскую сторону в этом выборе нельзя. Армения вправе искать себе союзников и помощников, которые и прибывают по первому же зову, но не из России, а из-за океана. Им это оказывается дешевле, чем нам. В этой связи перед Россией уже давно стоит задача быстрейшей разработки плана своей политики в Закавказье – и дело это становится задачей первоочередной важности.

 

- Помимо стремления в Евросоюз, в чем еще кроется заинтересованность Турции в налаживании отношений с Арменией?

 

- Не секрет, что Турция всеми силами пытается наверстать упущенное, вернуть свое влияние на Кавказе, показать и Америке и Европе свою способность на проведение самостоятельного внешнеполитического курса. Двусторонние отношения нужны Турции еще и потому, что идея Великого Турана не превратилась для турок в забытую мечту. Думается, что после восстановления дипотношений начнется вначале медленный, а затем более серьезный напор на ведущую роль Турции в решение карабахской проблемы. И хотя Азербайджан постоянно высказывает свое недовольство сближением двух государств, мне думается, что это просто дипломатическая игра, заранее обговоренная, происходящая иногда утечка информации все расставляет по своим местам. А дело в том, что Иран и Россия мешают Турции исполнять по поручению Америки главенствующую роль в Закавказье. Российскому олигархическому сообществу сближение Армении и Турции ничем не грозит и не мешает. В ближайшие пять, а может быть и больше лет вряд ли будет восстановлено железнодорожное сообщение с Россией, а перевозки через Турцию наземным, а затем морским путем – дело более надежное и дешевое, чем через Грузию. При этом в самой Армении выражают озабоченность складывающейся ситуацией и считают, что как только армяно-турецкая граница будет открыта, Россия вынудит Армению пойти на конфронтацию с Грузией, после чего Армения получит самое малое еще одну закрытую границу, а в перспективе лишится поддержки Запада во всех вопросах. Армении будет отведено место жертвы на российско-грузинской шахматной доске, которая весьма сомнительно, что приведет к победе. И тогда кнопка для уничтожения армянского государства окажется в руках Турции. Представляете, что будет, если она вдруг снова решит запереть границу... Во всяком случае, она вытянет из этой ситуации все, что можно будет. А что Россия? Даже при наличии желания помочь у нее будет очень уж мало шансов что-то сделать.

 

- Каких импульсов Вы ожидаете в решении карабахского вопроса?

 

- Россию отодвинули вначале от армяно-турецких переговоров, а затем отодвинут и от карабахской проблемы. Армения действительно может стать жертвой, но ни в коем случае не России. Армения может пасть жертвой внешнего заговора, который готовится Америкой со своими «друзьями», далеко не безразличными к карабахской проблеме. Армения может стать и жертвой собственных амбиций. Границы с Россией у Армении нет, и не предвидится. Армения самостоятельное государство, руководство которого не обращается за советами к России. Да и что-то не известно, чтобы Россия оказывала какое-то давление на Армению. Безразличие со стороны России присутствует, а вот выдача за якобы «всем известный факт» то, что Армения вообще пляшет под дудку России», выдумки. Русско-армянские отношения дружеские, но не зависимые. Россия ничего не диктует Армении, как и не превращает Армению в жертву российско-грузинским отношениям. Делать долгосрочные прогнозы – дело неблагодарное. Но ясно одно – в ближайшее время мы окажемся свидетелями очень многих весьма непростых событий. И если в Кремле не возьмутся за голову, не поймут, что окружающие президента чиновники не могут дать по-настоящему правильный совет, а его могут дать только специалисты-кавказоведы, то мы будем свидетелями очередной катастрофы российской внешней политики.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 837
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru