Analitika.at.ua. Интервью с исполнительным директором Союза промышленников и предпринимателей Армении Гагиком Макаряном
- Насколько реальна масштабная экспансия турецких товаров на армянский рынок?
- Нам едва ли стоит опасаться конкуренции армянских и турецких товаров, так как экономика Турции не входит в число современных и модернизированных, а ее промышленное производство имеет невысокую конкурентоспособность. Похожая ситуация и в Армении: у нас тоже большее число предприятий имеет слабый или средний уровень модернизации. По причине одинакового уровня экономик сверхвысокая конкуренция в принципе невозможна. Если бы экономика Турции имела высокий уровень производительности, тогда конкуренция с ней могла бы стать для нас невыгодной. В наших условиях конкуренцию наилучшим образом урегулирует рынок. По моему мнению, объемы турецкого импорта в Армению могут вырасти примерно на 30%. Если сейчас ежегодный объем турецкого импорта составляет около 130 млн. долларов, то в результате открытия границы он может составить 170 – 180 млн. Для нас выгодно то, что в этом случае товары эти станут дешевле, так как поступать они будут напрямую, а не опосредованно через территорию Грузии. Благодаря этому стоимость товаров может снизиться примерно на 20%. Дополнительное потребление турецких товаров будет во многом вызвано именно падением цены. Но даже если бытовые приборы, краски, химикаты из Турции станут дешевле, их потребление не может постоянно расти. Если на рынок поступит слишком большое количество товаров, часть их останется невостребованной, какими бы дешевыми они ни были. Другое дело, что турецкие товары могут вытеснить товары нижнего ценового сегмента Китая или Юго-Восточной Азии, по причине более низких расходов на перевозку. Но здесь сработают законы рынка, а не какие-то особые преимущества турецких товаров.
С другой стороны, нельзя недооценивать и потенциал нашей страны. Еще 4 года назад при помощи USAID было проведено исследование рынков Армении и Турции. Там указывалось, по каким группам товаров Армения может быть конкурентоспособной. Сюда, в частности, входит мясо, яйца, фрукты и овощи – как ни странно, но в Турции цены на многие из этих товаров в то время были выше, чем в Армении. Выгодными статьями экспорта могут стать и стройматериалы, включая цемент и камни. Кроме того, не нужно забывать о нашей кадровой базе в области технологий и инженерии. Исходя из этого, сотрудничество с Турцией возможно, во-первых, в области строительного дизайна. Во-вторых, перспективы открываются и для сотрудничества в области информационных технологий, так как у нас есть кадры и перспективные задумки. У Турции, наоборот, есть материальная база – крупные производства, дешевый Интернет, но есть недостаток кадров. Здесь усилия двух стран могут соединиться.
Если сравнивать 10 товаров с наибольшим удельным весом в импорте и экспорте Армении и Турции, то по двум из них – пластмассе и железу – торговля с Турцией у нас уже идет. В Стамбуле 10 – 13 августа я принимал участие в конференции предпринимателей, где поднял вопрос о возможностях импорта в Армению транспортных средств. Сегодня Турция производит уже почти 1 млн. автомобилей в год. Армения, в свою очередь, является страной с достаточно высоким объемом импорта автомобилей. Сегодня мы привозим подержанные европейские машины, не очень привлекательные в том числе с точки зрения потребления топлива. В то же время в Турции производятся автомобили 5 – 6 ведущих международных брендов. Ввозить их будет гораздо легче из-за небольшого, по сравнению с европейскими странами, расстояния.
Сотрудничество возможно и в такой на первый взгляд необычной области как государственные закупки Турции. Система госзакупок в этой стране организована очень интересно. Она делится на три категории: открытые, ограниченные и переговорные конкурсы. В открытых конкурсах предпочтение в размере примерно 15% отдается местным компаниям. Но в ограниченных конкурсах, в случае ввоза сырья или компонентов, вы получаете и преференциальное право покупки части готовых товаров. Этот механизм – с вывозом сырья и ввозом продукции, Армения может использовать.
- Могут ли негативно повлиять на развитие двусторонней торговли высокие таможенные ставки в Турции?
- Армения может работать с Турцией по договору о свободной торговле, аналогичному нашим договорам с Грузией и странами СНГ по некоторым группам товаров, или договору Турции с ЕС. В этом случае Армении не будут мешать высокие таможенные ставки. Как известно, фиксированные ставки таможенных пошлин в Турции распространяются только на 50% товаров, в отношении остальных ставка может изменяться. Это может создать для нас неудобства, если мы не будем работать по договору о свободной торговле.
- Исходя из этого, будет ли выгодна Турции беспошлинная торговля с Арменией?
- Почему бы и нет. Здесь надо учитывать и внутреннюю экономическую политику Турции. Восточные территории Турции, приграничные с Арменией, отстоят от центра страны примерно на 1000 км. В то же время большинство населения и экономических мощностей Турции сосредоточено в Стамбуле, Анкаре и их окрестностях. Сегодня население Стамбула и окрестностей оценивается уже в 25 миллионов человек, Анкары – 5-6 млн. Восточная Анатолия заметно отстает от центральных областей в экономическом развитии. Поэтому Турция имеет перед собой задачу размещения бизнеса в этих областях. Дело не просто в физическом открытии предприятий. Расстояние в тысячу километров необходимо преодолеть как с точки зрения инфраструктуры, так и психологии, культуры бизнеса. Эта задача непросто решается и у нас – за полтора десятилетия нам пока не удалось решить задачу симметричного развития Еревана и областей – при том, что наши расстояния гораздо меньше. Армения, географически более близкая к Восточной Анатолии, чем Стамбул и Анкара, может начать в приграничных турецких областях свободную торговлю. Это исходит и из интересов Турции – с точки зрения как развития регионов, так и становления культуры бизнеса. Если раньше Турция по политическим причинам была бы против присутствия армянского бизнеса, то сейчас это присутствие рассматривается как достаточно полезное. Как известно, Турция приняла решение о выделении 34 млрд. долларов США на развитие восточных областей. И в этом развитии Армения может сыграть важную роль.
В этом отношении взаимовыгодной областью развития можно назвать туризм. Сегодня армяне, в основном из Диаспоры, желающие посетить Западную Армению, не приезжают в Стамбул, чтобы оттуда проехать несколько сот километров до Вана, Сарыкамыша, Эрзрума. Они приезжают в Армению, а оттуда по туристическим пакетам едут в Восточную Анатолию, с ними едут и местные армяне. С открытием границы таких поездок станет больше, следовательно, армянские туристы станут тратить в Турции больше денег.
- Насколько, по-вашему, могут вырасти объемы экспорта из Армении в третьи страны благодаря новым транзитным направлениям?
- Путь к турецким морским портам сегодня легче и дешевле, чем к грузинским. По сравнению с нынешними маршрутами, транспортные расходы на вывоз товаров в Европу сократятся примерно на 15%. Пребывание там грузов и фрахт кораблей тоже обходятся дешевле, чем в грузинских портах. Кроме того, мы будем выигрывать во времени около 3 – 4 дней, которые сейчас уходят на то, чтобы армянские грузы из Поти дошли до Стамбула, откуда они попадают в Европу. Но говоря об экспорте, нужно иметь в виду и сам турецкий рынок, возможности и условия которого армянским предпринимателям еще предстоит изучить.
- Каковы возможные объемы армянского экспорта в Турцию?
- Не думаю, что экспорт из Армении сильно вырастет. Вы знаете, что экспорт из Армении продолжает снижаться – по объективным и субъективным причинам. Турецкий рынок во многом поможет нам восстановить прежние объемы. По моим расчетам, в 2009 г. экспорт из Армении снизится с 1,1 млрд. долларов до 600 – 700 млн. При открытии турецкого рынка эту цифру удастся увеличить примерно на 20%.
- Смогут ли на рынок импорта из Турции войти предприниматели, не связанные с группой крупнейших импортеров? Или последние разделят между собой и импорт из Турции?
- Импортеры могут доминировать какое-то время, но не бесконечно. Время сейчас изменилось, правительство проводит антикризисные мероприятия, часть из которых направлена на устранение препятствий в области предпринимательской деятельности. Это должно сказаться и на легкости работы с турецким бизнесом.
- Выгодно ли будет турецким компаниям инвестировать в экономику Армении?
-Одно направление для инвестиций с большей или меньшей степенью уверенности можно назвать уже сейчас. Это инвестиции турецких текстильных компаний в производство легкой промышленности в Армении. Известно, что Евросоюз установил квоты на импорт текстиля из Турции, так же как из Индии и ряда других стран. За счет продукции, произведенной в Армении, турецкие компании смогут расширить объемы экспорта в Евросоюз, не нарушая условий квот.
Арам Гарегинян
Источник: АрмИнфо |