Вторник, 16.04.2024, 18:06
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 29 » Геополитический треугольник Россия-США-Иран и энергетическая безопасность Армении
Геополитический треугольник Россия-США-Иран и энергетическая безопасность Армении
01:21

Analitika.at.ua. Пересечение геополитических интересов крупных держав в южно-кавказском регионе является одним из главных факторов, влияющих на формирование и обеспечение энергетической безопасности Армении. Начиная с распада СССР и вплоть до настоящего времени, постоянная конкуренция таких государств, как Россия, США, Иран и др., направленная на укрепление политических и экономических позиций в регионе, так или иначе воздействовала и продолжает воздействовать на формирование стабильной энергосистемы Республики Армения.

 

Вопросы и проблемы, возникшие вследствие указанной конкуренции, требуют детального рассмотрения.

 

Россию, США и Иран сегодня следует рассматривать в качестве разных углов своеобразного геополитического треугольника, стороны которого преследуют одну и ту же цель: непосредственное воздействие на становление геополитической архитектуры Южного Кавказа. Иран при этом представляет собой главный, верхний угол треугольника, так как именно посредством этого государства как Россия, так и США стремятся реализовать свою геополитическую стратегию в регионе. Что касается позиций самого Ирана, то последний, безусловно, преследуя собственные интересы в регионе (о них речь пойдет ниже), выступает пока лишь своеобразной площадкой для споров между двумя супердержавами, вернее, играет роль «яблока раздора» между ними. Однако более или менее подробный анализ сложившейся ситуации показывает, что Иран – государство, претендующее на роль региональной супердержавы и преследующее весьма амбициозные цели. Этому во многом способствует наличие в Иране больших углеводородных запасов. Как известно, страна занимает второе место в мире по запасам природного газа, которые оцениваются в 21 трлн. кубометров, т.е. более 14% мировых запасов.

 

Обращаясь, в частности, к пересечению интересов России и Ирана на Южном Кавказе, следует отметить, что соперничество между этими двумя государствами имеет глубокие исторические корни. В XVIII-XIX веках отношения между главными в то время на Каспийском море державами – Россией и Персией – регулировались двусторонними межгосударственными договорами, которые корректировались в зависимости от международных событий. Однако в целом они способствовали защите российских интересов. В 1813 году был заключен Гюлистанский договор, согласно которому Персия подтвердила свой отказ от власти над Восточной Грузией, Дагестаном, некоторыми восточно-армянскими территориями, в том числе, над Карабахом, а в 1828г. – Туркменчайский договор. Последним была подытожена русско-персидская война 1826-1828гг., которая завершилась победой России и переходом Восточной Армении в ее состав.

 

Дипломатия, проводимая современным Ираном со странами Южного Кавказа и с Россией, имеет особую специфику, сводящуюся к сотрудничеству в военной, энергетической, транспортной и иных сферах. Россия и Иран сегодня активно обсуждают перспективы сотрудничества и осуществляют мегапроекты, имеющие важное значение для обеих сторон. Однако можно ли назвать проекты, реализуемые Россией и Ираном, проявлением полноценного и открытого сотрудничества? Не присутствует ли здесь элемент конкуренции, приобретающий зачастую довольно жесткий характер? Какую роль в этом играет американский фактор? И, наконец, что приобретает (или теряет) Армения вследствие этого сотрудничества?

 

С целью раскрытия вышепоставленных вопросов остановимся на некоторых наиболее значимых армяно-ирано-российских проектах.

 

В 1995г. между Ираном и Госконцерном «Армгазпром» был подписан договор, согласно которому намечалась ежегодная поставка 1 млрд. кубометров иранского голубого топлива в Армению в течение 15 лет. Однако вследствие отсутствия необходимых финансовых и прочих ресурсов проект долгое время оставался на бумаге. Лишь в 2005г. Республика Армения и иранская газовая компания «SANIR» подписали договор о строительстве первого 42-километрового участка газопровода Мегри-Каджаран. Для реализации начальной стадии проекта Банк развития экспорта Ирана (Iran’s Export Development Bank) предоставил необходимые кредиты. Открытие первого участка газопровода состоялось в марте 2007г. Однако строительство газопровода протяженностью в 42 км не в состоянии было обеспечить поставку необходимого объема газа на теплоэлектростанции страны. Исходя из этого, возникла необходимость строительства нового участка газопровода протяженностью 197,4 км, для реализации которого ЗАО «АрмРосгазпром» осуществило необходимые исследовательские, проектные и строительные работы. В настоящее время второй участок газопровода уже достроен и сдан в эксплуатацию.

 

С началом строительства первого участка газопровода, ведущие армянские эксперты и политики сразу же заговорили о возможном транзите иранского газа в третьи страны через территорию Армении. Предполагалось осуществить следующий транзитный маршрут: иранский газ, транспортируемый по территории Армении, должен был направляться в Грузию и дальше по дну Черного моря на Украину и в ряд европейских стран.

 

Однако сценарий транспортировки иранского газа в третьи страны через территорию Армении пошатнулся после приезда в июне 2005г. в Армению председателя правления российского ОАО «Газпром» А.Миллера. Последний заявил о возможном участии российского газового гиганта в осуществлении проекта газопровода Иран-Армения.

 

В феврале 2005г. на заседании комиссии Совета Федерации заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявил о том, что газопровод Иран-Армения может составить конкуренцию российско-турецкому газовому проекту «Голубой поток». «Если Газпром не примет участия в строительстве газопровода Иран-Армения, то неизвестно, куда пойдет этот газ», - прокомментировал А.Рязанов. Напомним, что «Голубой поток» принадлежит компании «Blue Stream Pipeline BV» в лице СП «Газпром» и итальянской корпорации ENI. В качестве основного конкурента «Голубого потока» рассматривается европейский проект Nabucco, планируемый как газопровод, прокладываемый в обход России и направленный на снижение зависимости стран ЕС от российских энергоресурсов. По предварительным оценкам, газопровод планируется передать в эксплуатацию к 2014г. Очевидно, что ОАО «Газпром», будучи государственной корпорацией, не захотел допускать подобного развития сюжета. Напомним, что главным инициатором проекта Nabucco выступает американская сторона, что в очередной раз свидетельствует о наличии сложной и многовекторной геополитики. Изначально предполагалось, что газопровод должен был экспортировать газ из Азербайджана, Центральной Азии, Египта и Ирака. В 2005г. Ирак выпал из проекта как зона нестабильности. Что касается стран Центральной Азии и Азербайджана, то последние вследствие активной внешней политики России пока не могут определиться с участием в этом проекте. Становится очевидным, что именно участие Ирана может придать Nabucco более или менее реальные очертания. Идею участия Ирана в проекте начала активно продвигать также Турция. В начале 2009г. премьер-министр Турции Р.Эрдоган в Брюсселе выступил с заявлением о том, что проект Nabucco не имеет никакого смысла без участия иранской стороны. Можно предположить, что именно этот подход к разрешению сложившейся для Запада проблемы заставил Б.Обаму сразу же после избрания его президентом США выразить готовность к установлению партнерских отношений с Ираном. Однако официальные переговоры относительно участия Тегерана в проекте пока не начаты. Последнее, как нам кажется, связано с вопросом регулирования российско-американских отношений. Наблюдая за активизацией сотрудничества в энергетической, военной и других сферах между Россией и Ираном и осознавая поражение проамериканского кандидата Мирхоссейна Мусави на президентских выборах в Иране в июне 2009г., сегодня США вынужденно предлагают России сценарий «перезагрузки» отношений. Особенно это было проявлено во время официального визита президента Б.Обамы в Москву в июле 2009г.

 

По мнению авторов исследования «Геополитика Каспийского региона», «заинтересованность многих стран в использовании территории Ирана для прокладки трубопроводов сдерживается США, которые не без оснований считают, что огромные запасы углеводородного сырья на юге страны и выгодное географическое положение приведут к резкому возрастанию влияния Тегерана в Каспийском регионе и, соответственно, к серьезным геополитическим изменениям». «Следовательно, - продолжают авторы, - долгосрочные интересы России заключаются в том, чтобы Иран был одним из ее союзников в регионе». Итак, значимость иранского фактора в разрешении сложнейших геополитических комбинаций между Россией и США очевидна. Иран, в свою очередь, тоже осознает свою значимость в этой сложной геополитической игре и успешно пользуется этим.

 

В армянской политической мысли бытует точка зрения, согласно которой Армения обладает определенными шансами стать членом проекта Nabucco. «В условиях нормализации армяно-турецкого диалога и активизации переговоров вокруг Нагорного Карабаха может создаться впечатление, что, возможно, газопровод Nabucco пройдет по территории Армении», - пишет армянский политолог С.Саруханян. Автор считает, что на современном этапе уже можно говорить о присоединении Армении к Nabucco. Правда, он делает оговорку, что даже в случае фиаско активизация политического диалога в этом направлении может дать Армении определенные дивиденды.

 

Думается, что дискуссии о возможном участии армянской стороны в Nabucco сегодня не имеют никаких веских оснований. Армения является стратегическим партнером России, связанным с ней крепкими политическими и экономическими узами. Проявление малейшего интереса к Nabucco чревато для Армении серьезными рисками.

 

Возвращаясь к газопроводу Иран-Армения, отметим, что его нетранзитность во многом была обусловлена именно вышеизложенными обстоятельствами, сложившимися вокруг схемы «Иран-Армения - Голубой поток - Nabucco». Более того, газопровод Иран-Армения рассматривался как конкурент так называемому северному газопроводу, поставляющему российское голубое топливо в Армению по территории Грузии. Напомним также о таком немаловажном обстоятельстве, как сужение диаметра газопровода с 1.4 м до 70 см.

 

Газопровод функционирует на своеобразной бартерной основе: поступающий из Ирана природный газ перерабатывается на Разданской и Ереванской ТЭС в электроэнергию, которая, в свою очередь, экспортируется в Иран. Так, за 1 кубометр иранского газа Армения платит 3 кВт/ч электроэнергии. Отметим, что еще при Советском Союзе электроэнергетическая система Армении была запланирована как энергоизбыточная, в то время как соседние с Арменией страны (Турция, Азербайджан, Грузия, Иран, Ирак) по сей день продолжают испытывать острый дефицит электроэнергии.

 

Итак, Иран в меру своих возможностей пытается использовать свой энергетический потенциал в сугубо политических целях. «Тегеран, вокруг которого все сильнее сжимается кольцо американского окружения (Ирак, Афганистан, Пакистан, а в перспективе, возможно, и Азербайджан), стремится не допустить превращения Закавказья в сферу влияния американских и натовских интересов... Энергетическая дипломатия в этом контексте рассматривается Тегераном как важный инструмент реализации общей стратегической линии», - пишет А.Вартанян в статье «Энергетическая дипломатия Ирана в Закавказском регионе». К сказанному можно добавить, что газопровод Иран-Армения долгое время рассматривался Ираном как существенный элемент реализации указанной стратегической линии. Однако дальнейшее развитие событий показало, что газопровод потерял то геополитическое и геостратегическое значение, которое было изначально присуще ему.

 

Несмотря на то, что газопровод Иран-Армения так и не стал транзитным, все же следует оценить его роль в становлении энергетической безопасности Армении. Он позволил во многом диверсифицировать энергетическую систему республики, находящейся в своеобразной энергетической зависимости от соседней Грузии, через которую на протяжении многих лет пролегал единственный газотранспортный коридор, обеспечивающий Армению природным газом.

 

Газопровод Иран-Армения – не единственный проект, осуществляемый сегодня иранской, армянской и российской сторонами. Следует остановиться на таких важных для Армении проектах, как строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на армяно-иранской границе, а также возведение гидроэлектростанций на пограничной реке Аракс и прокладка нефтепровода Табриз-Мегри, вопрос которой пока еще находится на стадии переговоров. Происходит активное сближение сторон и по другим энергетическим направлениям.

 

15-20 сентября 2007г. в городе Мегри состоялась армяно-ирано-российская встреча экспертов по проекту строительства НПЗ. Встреча прошла при участии представителей Министерства нефти и газа Ирана, Министерства экономики РА и ЗАО «АрмРосгазпром». Основанием для осуществления этого проекта явилось решение президентов Армении и Ирана. По предварительным подсчетам экспертов, строительство НПЗ мощностью в 7 млн. тонн в Армении обошлось бы примерно в $600-700 млн..

 

После принятия решения о строительстве НПЗ ряд политологов и журналистов, анализируя сложившуюся в регионе ситуацию, заговорили о такой мотивации Ирана, как подготовка своей энергетической системы к функционированию в условиях экспансии США. Подобный подход, безусловно, обусловлен реалиями, существующими сегодня в геополитике региона.

 

Проект строительства НПЗ стал одним из самых обсуждаемых вопросов в политических и политологических кругах как Армении, так и Ирана. Однако на состоявшемся в сентябре 2008г. 10-ом заседании российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству российский сопредседатель комиссии, министр транспорта РФ Игорь Левитин официально заявил о нерентабельности строительства нефтеперерабатывающего завода. Он отметил, что этот проект невыгоден, поскольку в первую очередь не решены вопросы рынка сбыта и, соответственно, поставок сырья. На этом проект был на время законсервирован. Однако сегодня руководство Армении ищет возможные пути его реализации. Так, в марте 2009г. после официального визита президента РА С.Саркисяна в Тегеран министр энергетики и природных ресурсов РА А.Мовсисян выступил с заявлением, согласно которому был принят проект реализации строительства НПЗ в Армении стоимостью $250-280 млн. «НПЗ будет совместным армяно-иранским предприятием. Осуществление первого комплекса работ - строительства терминала для нефтепродуктов в Ерасхе и трубопровода для перегонки готовых нефтепродуктов из Тебриза - начнется уже в текущем году», - заявил министр.

 

В связи с заявлением российской стороны относительно нерентабельности строительства НПЗ в Армении допустима точка зрения, согласно которой Армения, располагая нефтеперерабатывающим заводом на своей территории, приобрела бы новую экономическую и политическую значимость в регионе, что во многом не соответствует геополитическим интересам ряда государств.

 

Следует затронуть еще одну, не менее важную сферу, способную проиллюстрировать геополитический контекст энергетического сотрудничества в регионе. В Армении, как уже отмечалось, отсутствуют энергетические ископаемые, и единственным источником электроэнергии, не считая нетрадиционные источники, являются гидроэнергоресурсы. Потенциальные гидроэнергоресурсы Армении определены величиной 21,8 млрд. кВт/ч. Сегодня часть гидроэнергетического сектора республики сконцентрирована в руках российской компании «Интер РАО ЕЭС». Несмотря на явную монополию российского бизнеса на армянском энергетическом рынке, руководством Армении все же делаются попытки диверсификации своей энергетической системы путем привлечения на внутренний рынок других иностранных компаний. Таковыми преимущественно являются иранские компании, уже неоднократно привлеченные к сотрудничеству с Арменией. 4 октября 2007г. парламент РА ратифицировал армяно-иранское межправительственное соглашение о сотрудничестве по строительству и эксплуатации на реке Аракс гидроэлектростанций. Соглашение было подписано 19 марта 2007г. в городе Мегри в рамках встречи президентов Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада. Согласно договору, было намечено в течение шести лет строительство двух гидроэлектростанций на приграничной реке Аракс: одну - на территории Армении, вторую – на территории Ирана.

 

Сегодня уже завершена работа по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта: установленная мощность каждой станции составит 130-140 МВт, а ежегодное производство электроэнергии - 840 млн. кВт/ч. ТЭО проекта было разработано иранской компанией «Мехаборц» и субподрядчиком в лице института «Армгидропроект». Проект оценивается в $250 млн. Можно предположить, что энергетический гигант «Интер РАО ЕЭС», будучи одним из ключевых игроков на армянском энергетическом рынке, так или иначе захочет принять участие в осуществлении проекта. Однако будет ли он осуществлен вне политического контекста, будут ли по возможности элиминированы геополитические интересы крупных держав в процессе строительства ГЭС, - покажет дальнейшее развитие событий. Уже сегодня можно говорить о заинтересованности ряда западных компаний в гидроэнергетическом секторе Армении. Так, особую заинтересованность как к гидро-, так и к возобновляемым источникам энергии Армении сегодня проявляют США, а также ряд немецких, норвежских, нидерландских, британских, украинских и других компаний.

 

Таким образом, конкуренция в рамках российско-американско-иранского геополитического треугольника непосредственным образом влияет на формирование энергетической безопасности Армении, придавая этому процессу то положительные, то отрицательные оттенки. Безусловно, любая конкуренция есть свидетельство здоровых рыночных отношений. Сегодня уже однозначно можно говорить о том, что деятельность российских компаний на армянском энергетическом рынке способствует укреплению энергетической эффективности республики. Однако можно ли фокусировать внимание лишь на экономической эффективности, забывая при этом об энергетической, а вместе с ней и национальной безопасности? Думаем, что этот вопрос должен лечь в основу решения ряда внешне- и внутриполитических и экономических решений, принимаемых сегодня руководством Республики Армения. Любая инвестиционная деятельность направлена на повышение эффективности той или иной сферы. Что касается такой важной категории, как безопасность (энергетическая, военная, научно-техническая, информационная, культурная и пр.), то она должна исходить, прежде всего, из интересов самого государства. Лишь при тандеме БЕЗОПАСНОСТЬ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ мы можем говорить о возможных путях развития конкретной сферы. При этом БЕЗОПАСНОСТЬ следует воспринимать в качестве базиса, на котором должна строиться система ЭФФЕКТИВНОСТИ.

 

Сегодня Республика Армения ищет пути реализации своего энергетического потенциала, что возможно лишь при активном сотрудничестве с иностранными государственными и частными компаниями. Последнее предполагает обмен опытом, внедрение новых технологий, ведение бизнеса на обоюдно выгодных и приемлемых условиях. Это, в свою очередь, приведет к трансформации указанного геополитического треугольника в геополитический квадрат с полноценным участием Армении. Можно констатировать, что проведение газопровода Иран-Армения, сооружение ГЭС на реке Аракс, строительство НПЗ и прочие совместные проекты при их грамотном экономическом и политическом осуществлении во многом определят дальнейшее развитие энергетики Армении, а также ее интеграцию в региональные и международные энергетические рынки.

 

Ваге Давтян

Источник: Noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1448
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru