Воскресенье, 26.09.2021, 06:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Грануш Акопян: Следует задуматься о репатриации
Грануш Акопян: Следует задуматься о репатриации
13:06
Analitika.at.ua. Беседа с министром диаспоры Грануш Акопян

 

- Г-жа Акопян, чем было обусловлено создание Министерства диаспоры?

 

- До 1991 года наша диаспора поодиночке боролась за то, чтобы оставаться армянской, иметь родину, решала другие задачи. Но после обретения Арменией независимости возникла новая ситуация, возникла необходимость разработать новые формы и методы работы. Я с сожалением констатирую, что эта структура возникла с опозданием на 17 лет. К этому времени некоторые государственные органы наладили связи и отношения, осуществили определенные программы с зарубежными армянскими организациями. Но не было единого органа, который координировал бы связи родина-диаспора, осуществлял программы и вел последовательную работу с армянским зарубежьем. Президент страны, прислушавшись к требованиям иметь отдельную структуру по вопросам спюрка, принял решение создать специальный государственный орган, который осуществлял бы соответствующую политику. Необходимость этой структуры обуславливалась, во-первых, тем, что треть всех армян (около 3 млн) живет на родине, а две трети - за ее пределами. И не заниматься человеческим, нравственным, материальным и интеллектуальным ресурсом, имеющимся вне нашей страны, было бы по меньшей мере неверно. Во-вторых, как заметил президент, Армения без диаспоры - одна страна, а с диаспорой - совсем другая. Сочетание и сотрудничество этих двух частей могут дать новое качество и новый результат.

 

- Где пересекаются интересы родины и диаспоры?

 

- Интерес общий - иметь независимую, свободную, сильную родину. Цель и стремление, сверхзадача каждого армянина, где бы он ни жил,- иметь могучее государство. Поэтому точка пересечения интересов родины и диаспоры - Армения. Для народа, 700 лет лишенного независимости, независимое государство являет собой наивысшую ценность, которую нужно беречь и развивать.

 

- В силах ли Армения полноценно использовать потенциал диаспоры?

 

- Мы его используем очень плохо. Диаспора обладает неисчерпаемыми ресурсами, серьезным потенциалом. Но до сих пор не было органа, который занялся бы координацией, разработал концепцию, поставил задачи. В то же время мы должны суметь сделать так, чтобы внушить нашим зарубежным соотечественникам веру и уверенность, чтобы все они обратились лицом к родине. Так что сделать предстоит многое.

 

- То есть диаспора и Армения до сих пор не имели партнерских связей?

 

- Диаспора не единая структура, государство же не может быть партнером одного индивида или организации. Должны быть различные формы сотрудничества. Мы должны создать все возможности, чтобы каждый наш зарубежный соотечественник смог самопроявиться на родине. Мы должны тесно сотрудничать с церковью, Всеобщим армянским благотворительным союзом, нашими традиционными партиями.

 

- А экономическая составляющая?

 

- Когда начинаешь анализировать прошлое, то с сожалением констатируешь, что диаспора становится намного более организованной и оказывается рядом с нами, когда мы в беде. В собирательном смысле она была вместе с Арменией, когда были война, землетрясение, блокада, энергетический кризис. А когда времена мирные, то все словно успокаиваются. В этом смысле диаспора в первоначальный период была гораздо активней. Но сегодня, что и говорить, определенные шаги в экономической сфере делаются. Есть зарубежные армяне, которые приехали, обосновались здесь, имеют свой бизнес. Что и говорить, были и бизнесмены, которых обманывали партнеры из Армении, а они, к сожалению, порой приписывали этот обман государству. Что и говорить, еще есть в Армении люди, которые считают, будто можно превратно представить диаспоре наши законы, обмануть ради своей выгоды. Даже один такой жулик может бросить тень на все государство. Таким людям я говорю остановитесь, стыдно ведь!.. Думаю, во всех случаях нам есть что делать. Надо сделать еще более четким налоговое законодательство, урегулировать таможенные вопросы. Времена благотворительности уже миновали - наши соотечественники должны иметь и свою выгоду. Политическое руководство не раз заявляло об этом.

 

- Однако взаимодействие это протекает, скорее, в эмоциональном, нежели прагматическом поле.

 

- К сожалению, да. Перевешивают больше чувства, нежели инвестиции. Многие предпочитают побывать на родине, посмотреть, полюбоваться Масисом и вернуться. Но есть и люди, которые понимают и, наверное, верно просчитывают, что в нынешних кризисных условиях малая страна защищена лучше, чем большая. Первого этапа кризиса мы, кажется, сумели избежать, поэтому и второй, может быть, окажется не таким болезненным. Посему зарубежные армянские бизнесмены сейчас наверняка больше выиграют, если начнут делать инвестиции здесь, на исторической родине.

 

- Может быть, мы на данный момент оказываемся в выигрыше потому, что до сих пор не интегрированы в мировой рынок?

 

- В любом случае действует и это. Но мы не могли за 17 лет быстро интегрироваться в мировую экономическую систему, как это удалось государствам с многовековой историей.

 

- Достаточно ли информированы друг о друге Армения и диаспора?

 

- Нет. Самой сложной или нерешенной до сих пор проблемой я считаю то, что Армения плохо знает диаспору, а диаспора не знает родину. И это незнание в психологическом смысле во многих случаях порождает комплексы. Но это одновременно и естественно, ибо мы живем в различающихся политических, экономических и культурных плоскостях, и наши подходы к одному и тому же вопросу могут быть кардинально несхожими. Однако исходной точкой всегда должны стать корни - то, что мы армяне. А все остальные проблемы можно сгладить и решить. Для того, чтобы сблизиться максимально, мы должны осуществлять общенациональные программы.

 

- Имеются ли у Армении какие-либо рычаги для защиты интересов и прав проживающих в других странах армян?

 

- Это задача не только Армении. Все страны с большой диаспорой сталкиваются с этой проблемой. ЕС, СЕ, ООН приняли конвенции о защите национальных меньшинств, их языка, культуры, культурно-исторических памятников. И если какая-либо страна присоединилась к этим конвенциям, то, следовательно, она обладает международными правовыми инструментами, которые может использовать в случае необходимости. Следовательно, в рамках этих документов и мы можем защитить права и интересы наших зарубежных соотечественников. Ну а если проживающий за границей армянин - гражданин РА, то наши посольства имеют все возможности защитить его.

 

- А в какой мере мы реализуем права, предоставляемые нам международным и национальным законодательствами?

 

- Сейчас мы в министерстве паспортизируем, в каких именно странах наши соотечественники считаются национальным меньшинством, выясняем, является ли данная страна участником международных правовых документов. Во время наших встреч в общинах мы информируем их об этом. Одна из самых наших сложных и трудных проблем - необходимость иметь организованные общины. Во многих местах есть большие группы армян, однако органов самоуправления у них нет. Нет, особенно в новообразованных общинах, духовных центров, церквей, вокруг которых так или иначе консолидируется община.

 

- Армянская диаспора в России - одна из самых больших и организованных, однако в этой стране периодически происходят убийства армян, а конкретных шагов по их предотвращению, по противодействию случаям насилия, кажется, не предпринимается.

 

- Когда, не дай Бог, происходит убийство армянина, мы становимся еще более чувствительными и немедленно принимаем меры. Однако не следует каждое такое убийство приписывать межнациональной розни хотя бы по той простой причине, что многие из них происходят на экономической или бытовой почве. А кроме того, когда попираются права гражданина РА, посольство обязательно вмешивается - это его прямой долг.

 

- Оказывает ли наша страна помощь армянской диаспоре? И какого рода эта помощь?

 

- Диаспора очень разная. Есть очень богатые и состоявшиеся сообщества, у которых нет проблем, помимо духовных. У других же масса забот - как материальных, так и духовных. Именно по этой причине наше министерство разрабатывает две программы. Одна из них касается решения культурно-образовательных нужд армян в странах Латинской Америки, другая - развития армянской общины Грузии. В латиноамериканских странах наша самая главная проблема - ассимиляция. Эти общины - одни из самых старых, они насчитывают по 100 и больше лет истории, однако в ходе последней волны эмиграции там не появилось ни одного нового армянина. Наша программа предусматривает переподготовку учителей, организацию визитов, поездок творческих и концертных групп, предоставление учебников и других книг. Кроме того, мы должны научиться правильно использовать Интернет и организовать удаленное обучение. Виртуальные колледжи, школы должны стать нормой жизни. Таковы основные направления помощи. Наша задача по Грузии состоит из двух частей. Перед армянами Джавахка стоят социально-экономические проблемы, вопроса этнического самосохранения там нет. А в Тбилиси он стоит. Мы оказываем содействие Тбилисскому армянскому театру, тамошней армянской газете, сохранению пантеона, занимаемся строительством и ремонтом школ, печатаем и отправляем книги.

 

- Одним из своих основных целей Министерство диаспоры назвало и репатриацию. Насколько это реально в условиях эмиграции?

 

- Если две трети народа живет вне Армении, то следует задуматься о репатриации. Разумеется, под репатриацией мы понимаем не только физическое возвращение. Говоря «репатриация», мы подразумеваем прежде всего возвращение души, сердца, мысли к родине, к корням. Поэтому в рамках репатриации мы разрабатываем и программу «реармянизации». Репатриацию мы представляем в два этапа. Первый: в Грузии, Иране, Ираке, на Ближнем Востоке проживает большое число армян. Но это все нестабильные регионы: любое потрясение может вызвать не обдуманную эмиграцию, а беженство, как это случилось с иракскими армянами. И мы должны быть готовы принять их. Второй этап - это уже истинная репатриация, и у нас должны быть созданы такие демократические институты, такая экономическая среда, чтобы люди захотели переселиться на историческую родину. И это возвращение должно быть добровольным. Мы должны стать конкурентоспособными, родина должна стать привлекательной, она должна вызывать желание переехать и обосноваться навсегда. Я знаю многих, которые приезжают, «заражаются» Арменией и больше не хотят покидать или забывать ее.

 

- Какую роль в деле укрепления связей родина-диаспора может сыграть двойное гражданство?

 

- Очень важное, поскольку человек вступает в политико-правовые отношения с государством, он становится гражданином и другой страны. А с помощью наших граждан мы сможем лучше организовать диаспору. Для меня, как армянки, важно сказать миру: нас не 3 миллиона и мы не жалкий, вырезанный в ХХ веке народ,  а состоявшееся в ХХI веке сильное государство! Осознание этого мы должны воспитать в наших поколениях и показать миру, что по любому вопросу мы можем быть едиными.

 

- Но гарантируют ли 10 млн граждан создание сильного, могучего государства?

 

- С жалкими и плаксивыми никто не считается. И чем больше будем мы в количественном соотношении, тем сильнее и в качественном. Чем больше число граждан, тем сильнее государство. Сегодня 1300 зарубежных армян получили гражданство РА. Считаю, что мы должны вести правильную агитацию, воодушевлять наших соотечественников, поощрять их принимать гражданство Армении.

 

- Ваше новосозданное министерство не может не взаимодействовать с примерно двумя десятками остальных министерств...

 

- Первый пункт нашего устава гласит: министерство действует под общим руководством президента РА и осуществляет политику правительства в области взаимодействий родина-диаспора. А в пункте 23 говорится: министерство координирует деятельность исполнительных органов в сфере отношений между родиной и диаспорой. Имеются министерства, которые правильно поняли эту норму, и мы работаем с ними вместе. Но есть и такие, которые с ревностью отнеслись к нам и тянут волынку с решением каждого вопроса. Думаю, со временем все образуется. Министерство образования должно отвечать за содержание образования в диаспоре, Министерство культуры - за вопросы культуры, и т. д. А вопросы формулирования, координации, организации и представления задач, контроля за исполнением, получения импульсов от диаспоры и их локализации отнесены к нашей компетенции. Так, например, с Министерством здравоохранения мы просто и быстро решили вопросы здравоохранения студентов-армян из-за рубежа: они должны иметь тот же статус, что и студенты из Армении. С Управлением паспортов и виз Полиции РА мы быстро и эффективно обсудили вопросы двойного гражданства, путаницы имен, соответствующих документов и другие относящиеся к делу вопросы. Армянин из зарубежной диаспоры должен чувствовать себя на родине практически равным гражданам РА. Армения - родина всех армян, а не только проживающих в ней.

 

Источник: Собеседник Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 568
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru