Analitika.at.ua. В Национальном Собрании РА идет обсуждение проекта заявления "Об осуществленном в 1988-1992 годах со стороны властей Азербайджана геноциде по отношению к армянскому населению, проживающему во многих населенных пунктах Азербайджанской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области". Фактически речь идет об официальном признании парламентом Армении совершенного Азербайджаном геноцида в отношении армянства Аз.ССР и Карабаха. На фоне последних событий, связанных как с урегулированием карабахского конфликта, так и армяно-турецким диалогом, необходимость подобной квалификации, остро ощущавшаяся еще 21 год назад - с момента совершения геноцида в Сумгаите, вырисовывается особенно четко и актуально.
Все эти годы в "Голосе Армении" публиковалось множество статей, в которых подробно рассматривались политические и правовые аспекты этой многогранной темы. Красной нитью проходила через них необходимость на законодательном уровне заявить о том, что политика властей Азербайджана в 1988-1992гг. явилась продолжением политики Турции по истреблению армян на их же исторических территориях и что век Геноцида, начавшись в конце XIX столетия, продолжился вплоть до конца XX. При этом методы и цели политики Турции и Азербайджана в отношении армян оставались неизменными и полностью подпадают под правовое определение геноцида. Крайне важно при этом, что в обоих случаях речь идет не просто об этнических чистках, но и о лишении армян исторической родины, результатом чего явилось в начале века - образование армянской Диаспоры, в конце – наличие около полумиллиона беженцев-армян из различных населенных пунктов Азербайджана и Нагорного Карабаха.
Этот политико-правовой аспект проблемы автор проекта заявления депутат Лариса Алавердян непосредственно связывает с вопросом международного признания Нагорно-Карабахской Республики, который до сих пор не стоит в повестке дня во многом по причине пассивности армянской стороны. По ее мнению, одним из правовых оснований международного признания независимости Косово явилась квалификация действий сербов в отношении косоваров геноцидом. В силу этого официальное признание Арменией геноцидального характера действий Азербайджана в период 1988-1992гг. может стать правовой основой для начала процесса международного признания НКР.
Следующее. Принятие подобного заявления может привести к изменению всего формата переговорного процесса вокруг урегулирования проблемы, поскольку сразу выдвигает в качестве одного из основных вопросов повестки дня проблему армянских беженцев. Парадоксально, но факт: до сих пор в процессе переговоров цинично игнорируется не только наличие почти полумиллиона армян-беженцев из Азербайджана и оккупированных территорий Нагорного Карабаха, не только методы и способы их насильственного изгнания и осуществленного в их отношении геноцида, причем неоднократно, но и то непреложное обстоятельство, что они были изгнаны с территорий своего исторического проживания, а значит, лишены Родины. Соответственно, и речи нет об их возвращении в родные места. Признание геноцидом действий Азербайджана в отношении армян неизбежно и логично поставит вопрос о включении всего комплекса вопросов армянских беженцев в повестку дня переговорного процесса в рамках Минской группы.
Следующее. Принятие заявления актуализирует вопрос правовой ответственности за совершение неоднократных действий геноцидального характера на территории бывшей Азербайджанской ССР и Нагорного Карабаха в отношении армянского населения. Опять-таки парадоксально, но факт: с обретением Арменией независимости начавшийся было процесс международного признания геноцида в Сумгаите был заморожен и с тех пор не возобновлялся. "Сумгаит" остался единственным актом геноцида, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, которое, однако, было умышленно раздроблено руководством СССР на несколько мелких эпизодов, лишь по одному из которых были вынесены приговоры троим исполнителям. Между тем еще в советское время прокуратура Армении и ряд общественных организаций направили обращения в соответствующие структуры ООН – процесс развивался, но с приходом к власти АОД все было спущено на тормозах, и с тех пор в независимой Армении ни разу не ставился вопрос об обращении в международные инстанции с требованием признания геноцида армян в Азербайджане и привлечения к ответственности организаторов и исполнителей чудовищных актов геноцида в Сумгаите, Баку, Мараге, операции "Кольцо" и других – вплоть до беспощадных бомбежек мирного населения Арцаха.
Крайне важны и чисто политические аспекты заявления. В первую очередь Республике Армения необходимо наконец определиться со своей позицией в отношении целого пласта исторических событий, пусть даже уместившихся в короткий отрезок времени, но происшедших с армянским народом на его территориях и круто изменивших жизнь и судьбу сотен тысяч наших соотечественников, как и судьбу самой Армении. Принятие заявления, по мнению Л.Алавердян, даст возможность армянской дипломатии четко и однозначно ставить вопрос о том, что повторное насильственное включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана невозможно вследствие еще и геноцидальных действий Азербайджана в отношении народа Арцаха, а также предъявить международному сообществу тот непреложный факт, что подобными действиями Азербайджан, как, впрочем, и Турция, лишил себя права принимать какое-либо участие в определении окончательного статуса Нагорно-Карабахской Республики.
Следующее. Молчание Армении на фоне небывалой активности Азербайджана привело к тому, что соседняя страна развязала беспрецедентную кампанию по искажению и переписыванию истории в собственных интересах. Более того, Армения своей пассивностью активно способствует этому преступному процессу, в результате которого многие события, участники и жертвы которых еще живы, преподносятся международному сообществу в совершенно ином, антиармянском ракурсе. Дальнейшее молчание может привести к тому, что уже через несколько лет жертвы геноцида станут его виновниками, а страна, совершившая геноцидальные действия, окажется в нимбе невинности, что повлечет за собой необратимые политические последствия.
Впрочем, уже сегодня вопиющим следствием политики Армении является отсутствие в переговорном процессе вопроса армянства Азербайджана как основной пострадавшей в ходе конфликта стороны. Вовсе не случайно инициатива принятия парламентом Армении такого заявления принадлежит нескольким общественным организациям, в первую очередь – НПО "Ассамблея азербайджанских армян".
Наконец, не менее важен моральный аспект проблемы. Тот факт, что за 20 лет Армения так и не удосужилась признать хотя бы один из актов геноцида армян в Азербайджане, сам по себе является позорным и безнравственным. Справедливо требуя от Турции признать совершенный 100 лет назад Геноцид, армянское государство упорно игнорирует факт совершенного 20 лет назад геноцида в отношении другого поколения армян – геноцида, повторюсь, методы и цели которого никак и ничем не отличались от событий начала века в Оттоманской Турции. Принятие заявления парламентом может стать началом активизации действий Армении на внешнеполитическом и пропагандистском фронтах, без чего невозможно справедливое решение сложнейшего комплекса вопросов Ай Дата.
Кстати, стоит в связи с этим упомянуть начатую Комитетом Ай Дата кампанию "Расскажи историю своей семьи...", целью которой является сбор информации об армянских семьях, пострадавших от геноцида в Азербайджане. Совместная координированная работа Армении и Диаспоры в направлении признания действий Азербайджана геноцидом на фоне навязываемых народу "принципов" и "протоколов" становится не просто необходимостью, а императивом - времени, поколению, властям и общественности Армении.
Марина ГРИГОРЯН
Источник: Голос Армении |