Analitika.at.ua. Тайные переговоры, которые в течение нескольких лет вели представители Армении и Турции в швейцарском Берне, увенчались успехом: две стороны объявили о начале процесса установления дипломатических отношений. Окончательная ясность, начнут ли дружить эти две страны, в течение почти ста лет являвшиеся заклятыми врагами, наступит через полтора месяца.
Процесс нормализации армяно-турецких отношений получил новый и притом весьма существенный импульс. В обнародованном во вторник совместном заявлении МИДов Армении, Турции и Швейцарии, выступающей посредником на этих переговорах, говорится о том, что две страны проведут шестинедельные внутриполитические консультации. Они должны завершиться установлением дипотношений и подписанием протокола о развитии двусторонних отношений.
Протоколы уже были парафированы в Берне, теперь очередь за Ереваном и Анкарой, которые в течение этих шести недель должны принять по ним окончательное решение. Официальный представитель турецкого МИДа Бурак Озугергин сообщил, что Турции и Армении осталось лишь определить окончательные условия обмена послами.
Вода камень точит
Тайные переговоры армянских и турецких дипломатов при посредничестве нейтральной Швейцарии идут уже несколько лет. Однако впервые информация о попытках восстановления дипломатических отношений появилась лишь весной этого года. 23 апреля в первый раз было сделано сенсационное, по сути, заявление о том, что переговоры Армении и Турции при посредничестве Швейцарии продвигаются успешно. Но тогда эта новость была воспринята достаточно скептически. Для многих экспертов дальнейшие успехи этих переговоров были вовсе не очевидны, особенно после официальной реакции на них азербайджанской стороны.
Сегодня же речь идет не просто о коротких пресс-релизах: подготовлены два документа с согласованными по срокам конкретными мероприятиями, в число которых входит установление между Арменией и Турцией наземной связи, закрытой с 1993 года. (Заметим, что в этом случае у ОАО «РЖД», которое несколько месяцев назад взяло в концессию железную дорогу Армении, появятся реальные перспективы развития в этом регионе.)
При этом дипломаты обошли основной спорный вопрос двусторонних отношений — проблему Нагорного Карабаха, бывшую до настоящего момента краеугольным камнем азербайджанской дипломатии в отношениях с Арменией. Что касается проблемы геноцида 1915 года, весьма болезненной для армянской стороны, то по этому вопросу стороны договорились осуществлять диалог «в исторической плоскости», направленный на восстановление взаимного доверия между двумя народами. Будет создана специальная межправительственная комиссия, которая займется оценкой исторического прошлого и решением других двусторонних проблем.
Ох уж этот Карабах...
До сих пор официальная позиция и Баку, и Анкары состояла в том, что любая нормализация армяно-турецких отношений возможна после решения карабахского конфликта на преимущественных условиях для азербайджанской стороны. Считалось, что безвыходная ситуация для Армении, учитывая ее территориальное положение и наиболее естественный выход в Европу через Турцию, заставит Ереван пойти на уступки в карабахском вопросе.
Однако, как показали последние события, эти два вопроса — проблема Нагорного Карабаха и нормализация отношений Армении и Турции — теперь разводятся и больше не увязываются друг с другом. И то, что в подготовленных в Берне документах полностью отсутствует упоминание этой проблемы, по мнению специалистов, является самым главным достижением армяно-турецкой дипломатии.
Ссылки же на принципы равенства, суверенитета, нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела друг друга носят обязательный для подобного рода документов характер. Причем подтверждение нерушимости существующих границ имеет важное значение как для Армении, так и для Турции, так как радикально настроенными силами в обеих странах эта нерушимость не признается.
Конечно, турки не смогли обойтись без реверансов в адрес Азербайджана: глава турецкого МИДа Ахмет Давутоглу, комментируя заявление, отметил, что на каждом этапе процесса нормализации отношений «Анкара будет учитывать интересы Азербайджана». Эти слова министра иностранных дел Турции по стилю напомнили недавнее заявление России о том, что в ВТО она будет вступать не иначе, как в «тройственном союзе» с Казахстаном и Беларусью, вызвавшее весьма неоднозначную реакцию международных кругов. Однако, по мнению политологов, эта «уступка» предназначена исключительно ревнивым азербайджанцам и не изменит реальную позицию Анкары по развитию дипломатических отношений с Арменией.
США и Россия выступают «за»
Помимо азербайджанского в армяно-турецких отношениях существует и американский фактор: североамериканская дипломатия всегда была заинтересована в нормализации отношений этих двух стран, увязывая этот процесс с планами геополитического и военного проникновения на Кавказ.
По мнению Андрея Арешева, расчет американских стратегов таков: чем ближе Армения станет к Турции, тем дальше она будет от России. А при благоприятном для США развитии событий со временем можно будет даже говорить о закрытии российской военной базы в Гюмри. И хотя переговоры Еревана и Анкары идут в Швейцарии, роль американской стороны в подталкивании этого процесса абсолютно очевидна.
А вот роль России в этом процессе неоднозначна: с одной стороны, таким образом явно ослабляются ее позиции на Кавказе, с другой — Москва заинтересована в стабилизации и развитии армяно-турецких отношений. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин поделился с «Республикой» по этому поводу своим мнением. Он считает: «В отношениях России и Армении, одного из самых близких ей на постсоветском пространстве государств, в последнее время наблюдается некоторое охлаждение». Наглядная демонстрация этого — тот факт, что президент Армении Серж Саргсян в этом году вручил Михаилу Саакашвили армянский орден Чести.
Усиление настороженности по отношению к России на постсоветском пространстве обусловлено, в частности, августовской войной между Грузией и Южной Осетией, участием в ней российских военных и тем, что Россия впервые применила силу в таком формате. Вскоре после этих событий осложнились отношения с Беларусью; отдаляется от России и Узбекистан, снова сближаясь с Западом; на недавних выборах в парламенте Молдовы хоть незначительное, но большинство получили прозападные силы.
Конечно, считает Делягин, частично эти процессы носят объективный характер, но августовские события в Южной Осетии могли их ускорить или же подтолкнуть. А сближение Армении и Турции — одно из звеньев этой сложной политической цепочки международных отношений.
Футбольное перемирие
Итак, совместные армяно-турецкие заявления приняты, но пока не подписаны. Шесть недель — тот срок, который отведен на их ратификацию. Предполагается, что по прошествии этого времени в Турцию прибудет с визитом президент Армении Серж Саргсян.
Необходимо учитывать, что в Турции идет достаточно активная политическая борьба, и с этим связаны возможные неожиданности: если там возобладает позиция сторонников учета интересов Азербайджана, процесс урегулирования армяно-турецких отношений будет заморожен. Впрочем, о том же говорили на протяжении всего нынешнего лета, и тем не менее «процесс пошел». Поэтому сохраняется надежда, что и на этот раз здравый смысл возобладает.
А есть ли достаточные основания у этой надежды, узнаем 14 октября. Это станет ясно по наличию высоких гостей из Еревана на трибунах главного стадиона Стамбула — на футбольном матче между сборными командами Армении и Турции.
Илья КАРПЕНКО
Источник: respublika-kz.info