Analitika.at.ua. Недавняя встреча на высшем уровне лидеров стран Каспийского моря - мировой горячей точки нефти и газа - выявила непрекращающиеся разногласия между региональными прибрежными государствами.
Каспийский регион, вероятно, - нефтегазоносная золотая жила 21 века. Но его потенциал как мирового поставщика топлива осознали не сразу - из-за постоянных разногласий между прибрежными странами по поводу разделения Каспийского моря и других вопросов.
Лидеры бывших советских республик Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан встретились 12 сентября в каспийском порту Казахстана Актау на неформальном саммите для обсуждения каспийского сотрудничества. Свидетельство природы каспийских споров - иранцы приглашены не были. Это вызвало словесные возмущения в Тегеране.
В Актау Азербайджан и Туркменистан, очевидно, воздержались от публичного обсуждения их недавних разногласий в сфере безопасности. В конце августа Туркменистан анонсировал планы по строительству морской базы на побережье Каспийского моря, вызвав критику в Баку и спровоцировав министерство иностранных дел Азербайджана на призыв к 'демилитаризации' Каспийского моря.
Планы Туркменистана вызвали озабоченность возможной гонкой вооружения в регионе. Официально у Туркменистана не было военно-морских сил. В отличие от Туркменистана, у Азербайджана есть военно-морские объекты в Баку, а также одна четверть бывшей советской каспийской флотилии.
В ходе разделения в 1992 году советской каспийской флотилии между Москвой и Баку Россия оставила себе три четверти кораблей и персонала. Вывод флотилии из ее бывшей базы в Баку вынудил Россию построить новую базу в Астрахани (на Волге, которая впадает в Каспийское море). За последние несколько лет Россия более чем в два раза увеличила свои каспийские военно-морские силы.
У Казахстана также есть довольно скромные морские силы, а вот Тегерану было запрещено иметь флот в Каспийском море условиями соглашений между царистской Россией и Персией, а затем между СССР и Ираном. Однако, на волне распада СССР, Иран, по сообщениям, разрабатывал возможность превращения своих каспийских портов в базы. Тем не менее, подобные намерения Туркменистана вызвали беспокойство некоторых соседей.
Озабоченность вопросами безопасности отразилась в политических разногласиях. А именно, разделение всего Каспийского моря, поддерживаемое Ираном, будет означать, что российские силы не смогут свободно плавать через все Каспийское море. Россия со своей стороны выступает за 'измененную срединную линию' для разделения каспийского дна и за общее использование поверхностных вод, в том числе военно-морскими силами.
Россия также рассчитывала отказать не-прибрежным государствам в военном присутствии в Каспийском море. В октябре 2007 года все прибрежные государства согласились не допускать корабли третьих стран в Каспийское море.
Москва также выступает за создание многонациональных сил в Каспийском море. Однако, эта идея - альтернатива одностороннему наращиванию ВМС прибрежными государствами - особой живучести не продемонстрировала.
Россия и другие прибрежные государства не согласны не только по поводу разделения моря, но и также по вопросу о подводных трубопроводах. Москва выступила против проекта о поддерживаемом американцами трубопроводе через Каспийское море, который бы шел в обход России, напрямую связывая центральноазиатские месторождения газа с Западом.
Азербайджан и Казахстан выступают за свободный транзит любого рода в Каспийском море, включая трубопроводы. Однако, Россия настаивает на том, что все масштабные энергетические проекты в Каспийском море должны быть одобрены с помощью консенсуса всех государств.
И все-таки, в этом месяце хотя бы некоторые из каспийских экономических разногласий были решены. Сразу после саммита в Актау Россия и Туркменистан приняли меры по восстановлению их энергетических отношений. На встрече 13 сентября туркменского президента Гурбангулы Бердыммухамедова с его российским коллегой Дмитрием Медведевым стороны договорились восстановить поставки туркменского газа в Россию. Двусторонняя торговля газом была приостановлена в апреле 2009 года, и Туркменистан был вынужден проводить переговоры по альтернативным вариантам экспорта газа с Ираном.
Ожидалось также, что на саммите в Актау будет обсуждаться создание Каспийской организации по экономическому сотрудничеству, но после встречи никаких решений по этой теме объявлено не было. Организация должна была провести свою первую встречу в России в 2008 году, но встреча так и не осуществилась, очевидно, из-за перекрывающих друг друга экономических интересов прибрежных государств.
Собственно, последние встречи на высшем уровне каспийских лидеров еще раз продемонстрировали сложности в достижении регионального консенсуса. В ближайшем будущем ситуация, скорее всего, сохранит status quo в ущерб сбалансированным решениям на основе консенсуса для решения политических, экономических проблем и проблем безопасности в стратегическом каспийском регионе.
Сергей Благов
Источник: ИноСМИ - ISN |