Суббота, 25.09.2021, 00:19
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 23 » Харьковские армяне: появление и становление общины
Харьковские армяне: появление и становление общины
11:54

Analitika.at.ua. Появление и становление армянской общины Харькова (II пол ХIX в. – нач. XX в.)*

 

Настоящая статья посвящена истории становления армянской общины города Харькова во II пол XIX в. – нач. XX в. Что касается историографии данной темы, то необходимо отметить отсутствие специальных научных исследований. Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в фундаментальной монографии Багалея Д. И., Миллера Д. П. «История города Харькова за 250 лет его существования» и  в диссертации И. Г. Мухиной. Все это свидетельствует об актуальности данной темы. Основными источниками настоящего исследования являются документы Государственного архива Харьковской области, периодические издания «Памятная книжка Харьковской губернии», «Харьковский календарь» и «Весь Харьков».

Переселение армян на территорию Левобережной Украины начинается с XVIII в., что связано с активизацией внешней политики Российской империи на Юге, прежде всего на Кавказе. Как пишет известный историк Дмитрий Иванович Багалей, «представители народов Востока - греки, татары, армяне попадались в Харькове еще в XVIII веке». Первые официальные статистические данные о харьковских армянах содержатся в «Памятной книжке Харьковской губернии на 1865 год». В приводимых там сведениях о численности населения по вероисповеданиям за 1863 год есть информация об одном мужчине армяно-григорианского вероисповедания, проживавшем в губернском городе.

Сначала армянская община Харькова была небольшой, но ее численность постоянно росла. В 1879 г., согласно итогам «однодневной» переписи населения, в городе проживало 80 армяно-григориан и 5 католиков. Однако этим числом количество харьковских армян не ограничивалось: армянский язык назвали родным 90 человек. В 1897 г., по данным Всеобщей переписи населения,  в Харькове проживало 468 армян (68 - католики). По всей губернии  армяно-григориан проживало 479 чел., а армяно-католиков – 77 чел. По сравнению с 1879 г., численность армяно-григориан в городе Харькове увеличилась в 5 раз, а армяно-католиков – в 13,6.

Интересные сведения приводятся в Прошении в Городскую Думу Попечительства по сооружению Харьковского армяно-григорианского молитвенного дома от 30 мая 1902 г.: «число прихожан армяно-григорианского вероисповедания постепенно прибавляется в г. Харькове с одной стороны, учащейся молодежи, как в высших, так и в средних учебных заведениях день ото дня растет, поэтому в настоящее время считается армяно-григориан купеческого и ремесленного сословия около 800 душ обоего пола, учащейся молодежи 150 и свыше 300 солдат. Кроме этого по Харьковской губернии в разбросанном виде в городах Славянске и Сумах, и на придорожных станциях живут около 300 душ армяно-григориан обоего пола». Называлось и общее количество – 1500 чел.. Эти статические данные относятся к 1900 г. В 1910 г. численность армяно-григориан в Харьковской губернии увеличилась по сравнению с 1897 годом в 3,04 раза, достигнув 2094 чел.

Такой большой прирост в конце XIX – нач. ХХ вв. объясняется мощной волной переселения армян из Османской империи, которая была вызвана политикой султана Абдул-Гамида, носившей антиармянский характер. В районы, населенные преимущественно армянами и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись мусульмане с Балкан и Кавказа. Из года в год усиливались поборы с армянского населения. Всего, в период 1894–1896 гг. в Османской империи было уничтожено около 300 000 христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков.

Первая мировая война (1914–1918) привела к значительным изменениям в составе населения Украины. Геноцид армян, устроенный младотурками в Османской империи в 1915–1923 гг. привел новой мощной волне армянской эмиграции. Только за 1916–1917 гг., в Харьков прибыло 1014 армян-беженцев.

В отличие от армянских общин городов Западной Украины, в Харькове армяне селились по  всему городу. К 1865 г. относятся первые упоминания об Армянском переулке, где проживали всего лишь несколько армянских семей, которые занимались торговлей. 1879-м годом датируется упоминание греческой хлебной на Марьинской улице, принадлежащей харьковского армянину Багдасарову.

В начале ХХ в. харьковские армяне играли значительную роль в экономической жизни города. Основными сферами торговли, в которых они работали, были хлебобулочная,  фруктовая и винная. В 1910 г. армянам принадлежало 20 булочных и пекарен, 7 фруктовых и 2 винных лавки. Самую многочисленную часть харьковской армянской интеллигенции составляли врачи. Первым армянским врачом, который упоминается в Харьковском календаре на 1892 г., был Ефрем Вартапетов. По информации за 1892–1917 гг. в Харькове работало 15 врачей-армян, большинство из них –  на факультетских клиниках при Харьковском императорском университете. Сохранились архивные документы, которые позволяют проследить судьбу врача Ованеса Тер-Микаэлянца. В 1899 г. он был принят на работу в Александровскую больницу сверхштатным ординатором. В феврале 1900 г. его назначили на аналогичную должность в хирургическую госпитальную клинику при Харьковском университете. В 1901–1903 гг. О. Тер-Микаэлянц работал, по совместительству, врачом-распорядителем Харьковской городской амбулаторной детской и гинекологической больницы.

До 1900 г. отсутствовали какие-либо организации, защищавшие интересы харьковских армян.  Хотя первый армянский священник в Харькове появился еще в 1870-х годах, он был не постоянным, а приглашенным. В связи с увеличением числа прихожан армяно-григорианского вероисповедания (до 1500 чел.), в 1900 г. армянская община обратилась в Нахичевано-Бессарабскую епархию Армяно-Григорианской церкви  с прошением разрешить построить в Харькове церковь. Харьковская армяно-григорианская колония выбрала из своей среды Попечительство по сооружению Харьковского Армяно-Григорианского молитвенного дома. В его состав вошли Богдан Худавердов, Гукас Гукасян и Григорий Саркисов.

Архиепископ Нерсес Худовердян (1898–1918), глава Нахичевано-Бессарабской Армяно-Григорианской Епархии, своим предписанием от 3 ноября 1901 г. за № 313 утвердил священника Срапиона Самуэляна в качестве приходского священника Харьковской Армяно-Григорианской колонии. Он же возглавил и Попечительство, по ходатайству которого харьковский губернатор разрешил отцу Самуэляну служить заутрени, вечерни и литургии в наемном доме Сухоневой, по Дмитриевской улице № 24, до особого распоряжения. Отец Самуэлян, начиная с 1901 г., «исправно выполнял все службы и церковные требы армяно-григориан Харьковской, Курской, Орловской и Киевской губернии и всех офицеров и нижних чинов армяно-григорианского вероисповедания Киевского военного округа».

В июне 1902 г. харьковский армяно-григорианский молельный дом с Дмитриевской улицы, 24 был перемещен в Инструментальный переулок в дом №3, который принадлежал приват-доценту и лектору Харьковского императорского университета Рихтеру. С 1905 г. Армяно-григорианская домашняя церковь (официальное название) находилась на ул. Чернышевской, церковный дом № 5. В 1914 г. при церкви была открыта армянская школа.

С 1912 г. при Армянской Церкви  действовал Попечительский совет (ПС), куда входили самые известные на то время армяне Харькова. Председателем ПС был настоятель церкви. Постоянными членами ПС являлись надворный советник Трдат Тер-Нишанианц, статский советник Григорий Давтянц и купец Мовсес Саркисян.

Трдат Тер-Нишанианц был первым домовладельцем среди харьковских армян. Согласно списку домовладельцев 1895 года ему принадлежал дом на Франковской улице. В 1901 году он там проживал вместе со своей дочерью Мириам. С 1897 г. он работал в Харьковской центральной почтово-телеграфной конторе, где сделал успешную карьеру: начав почтово-телеграфным чиновником IV разряда, уже к 1907 г. получил III разряд, к 1910 г. – II разряд, а к 1916 г. достиг I разряда. В соответствии с быстрым карьерным ростом, рос и ранг Трдата Тер-Нишанианца, как государственного служащего: в 1897 г. – коллежский секретарь, к 1904 г. – коллежский асессор, а к 1910 г. он уже был надворным советником.

Григорий Давтянц был известным харьковским судьей. В 1903 год он, будучи коллежским советником, являлся судьей Харьковского окружного суда и проживал на ул. Мироносицкой. К 1913 г. он уже имел ранг статского советника и был членом Харьковской судебной палаты (1 гражданский департамент).

Во время Первой мировой войны ПС развернул активную деятельность для сбора пожертвований, как для нуждающихся армян, так и для всех беженцев-армян, которые прибывали в Харьков. Делались взносы и в городские благотворительные организации. Так, в августе 1914 г. было внесено 1145 рублей от армянской колонии в фонд Харьковского губернского комитета по сбору пожертвования и признанию нуждающихся семейств лиц, призванных в войска. Сбором пожертвований занимался казначей Мовсес Саркисов, а помогали ему делегаты Ованес Леблебиджианц и Богас Кочурьян.

Армянская религиозная община принимала активное участие в делах связанных с обустройством армян-беженцев. В 1916 г. настоятель Армянской церкви послал Прошение от армян, проживающих в Харькове, католикосу всех армян в Тифлис о том, чтобы «последний ходатайствовал перед подлежащими властями о том, чтобы все турецкоподданых армяне выселялись вместо северных губерний России обратно на родину, на Кавказ». Это ходатайство способствовало отмене в сентябре этого же года переселения 25 армянских семейств в Рязанскую и другие внутренние губернии Российской империи.

Таким образом, появление армянской диаспоры в Харькове относится к 1863 г. В начале ХХ в. харьковские армяне играли значительную роль в экономической жизни города. Центром общественной и культурной жизни общины была Армяно-Григорианская церковь. Попечительский Совет, созданный при церкви, был единственной структурой в Харькове, взявшей на себя функции по координации деятельности армяно-григорианской колонии и защиты ее интересов.

 

Сурен Кочарян

Источник: Analitika.at.ua

 

* По материалам научных трудов

 

Белгородский диалог – 2009. Проблемы российской и всеобщей истории. Сборник научных трудов международной научной конференции аспирантов и молодых ученых. – Белгород, 2009. – С. 65-68.

Категория: Библиотека | Просмотров: 2504
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru