Суббота, 20.04.2024, 13:14
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Кировабад: депортация: 20 лет спустя
Кировабад: депортация: 20 лет спустя
16:11

Analitika.at.ua. «С турком дружи, но палку из рук не выпускай!»

 

Кировабад - один из древнейших городов Закавказья. В армянских рукописях V века он называется «армянский город Гандзак». Почти два тысячелетия местное армянское население жило под угрозой физического уничтожения. В ноябре 1988 года азербайджанцам удалось окончательно изгнать армян из этого древнейшего города исторической Армении.

 

«До 1960-х годов в Гандзаке проживало более 45 тысяч армян,- говорит Джульетта Вердян, исполнительный директор общественной организации беженцев-армян «Аазанг». - Антиармянская политика усилилась с приходом к власти Гейдара Алиева, и если армянин был директором, то превращался в замдиректора, если главным инженером - становился просто инженером... Тогда и начался отток армянского населения, особенно представителей интеллигенции, в Армению».

 

Река Гянджачай (Гандзак) делит город на две части: в правой части располагались армянские кварталы, в левой - азербайджанские. Азербайджанцы стали селиться в армянской части города при Г.Алиеве, и уже в 1988 году они составляли здесь уже 15 процентов. Армянский и азербайджанский кварталы соединял мостик, но их разделяла застарелая глухая вражда, завуалированная фальшивым советским интернационализмом. Гандзак был вторым по значению промышленным городом Азербайджана - как в свое время Ленинакан в Армении. Армяне Гандзака - будь то в сфере науки, культуры, промышленности, искусства или ремесел - отличались исключительными способностями. После изгнания армян азербайджанцы не зря сетовали: «Золотые головы ушли, пришли золотые зубы...», подразумевая под последними покинувших Армению азербайджанцев, занимавшихся исключительно сельским хозяйством. Однако все крупные предприятия находились в азербайджанской части города, а площадь Ленина всегда украшал большой стенд с фотографиями городов-побратимов - Ленинакана, Кутаиси и Кировабада.

 

Первые тревожные симптомы проявились именно в Кировабаде. «В 1959-м, после победы футбольной команды «Ленинакан» из Армении над кировабадским «Динамо», азербайджанцы пошли громить армянские дома. Права народная поговорка: с турком дружи, но палку из рук не выпускай!»,- рассказывает председатель организации «Аазанг» Гриша Оганезов. «Стадион «Спартак» был расположен в армянском квартале, там же рядом находилась армянская школа имени Абовяна,- дополняет его рассказ о событиях 1959 года Дж. Вердян. - В тот день учеников отправили собирать хлопок. Когда они возвращались, разъяренная толпа, увидев школьников-армян, накинулась на них. Один из азербайджанцев ударил ножом в спину девятиклассника. В кировабадской городской больнице парня не приняли, пришлось отвезти его в Ханлар».

 

«Гандзак был 100-процентным армянским городом. Турецкие кварталы возникли здесь только после армянских погромов 1905 года. В 1905-м они начались 18 ноября, а в 1988-м - 21ноября»,- замечает член «Аазанга» Сергей Еремянц.

 

Г.Алиев создал в Баку фонд, в который азербайджанские толстосумы в порядке «национальной дани» вносили крупные суммы. По словам С.Еремянца, Алиев благодаря этим средствам еще в 1980-х сумел подкупить многие советские СМИ. Кстати, фонд «Гейдар Алиев» действует до сих пор, щедро финансируя всевозможные лживые публикации азербайджанцев. «Во времена власти Алиева в Азербайджане выходила русскоязычная газета. В одном из ее номеров за 1981 год на странице, посвященной Армении, герб ее умышленно изобразили без горы Масис, а в следующем номере изобразили герб уже без виноградной грозди и колосьев. А власти Армении словно бы ничего не замечали,- говорит гандзакец С.Еремянц: - Когда я работал учителем в одном из сел Ханларского района, со мной приключилась такая история. Азербайджанские школьники написали на классной доске ругательства в адрес армян. Несмотря на все мои требования, они отказались стереть надпись. Я в гневе дал оплеуху одному из учеников. Тут из соседней комнаты пришла учительница математики по имени Зейнаб, являвшаяся руководителем мусаватистской организации села, и сказала мне: «Сергей, армянам пришел конец, скоро мы всех вас вырежем!». Через четыре дня на меня в учительской набросился отец наказанного ученика. «Вот придет время, и мы начнем вас поголовно вырезать - и в Азербайджане, и в Армении!». И уже в 1987-м начались известные события в Чардахлу...».

 

«Аквариум дружбы»?

 

В точном соответствии с кровавым сумгаитским сценарием в Гандзаке были отключены электричество и телефоны. При поддержке милиции и учителей азербайджанская молодежь напала на армянский квартал. Первой подверглась нападению квартира Виктора Асряна, отца которого распоясавшаяся толпа жестоко избила.

 

«Последние 14 лет я работала в интернациональной школе №14 имени Жданова, где было 120 учителей,- рассказывает Дж.Вердян. - После Сумгаита отношения в школе изменились кардинально: все стали враждебно относиться к армянским детям и учителям. Как раз в эти дни азербайджанцы схватили 11-летнего ученика-армянина и впихнули его в валявшуюся на улице трубу. К счастью, крики мальчика услышал живший поблизости парень по имени Андраник и спас ребенка. Тогда же всем стало ясно, что хваленый азербайджанский интернационализм надуман и лжив. Все крупные антиармянские мероприятия проводились в зале нашей школы, а руководил ими начальник внутренних дел Кировабада Мехтиев. Я никогда не забуду сказанные им во всеуслышание слова: «Азербайджан - аквариум дружбы!». «Как же тогда получилось, что в этом аквариуме дружбы 10500 человек набросились на мирный армянский квартал?» - спросила я у него. «Это были хулиганские действия»,- последовал ответ. - «Если в одном городе появляется сразу 10500 хулиганов, то, значит, и мы, педагоги, сильно виноваты в этом»,- парировала я. Именно во время этого собрания нас обязали дать Горбачеву телеграмму с требованием не отдавать Карабах армянам. Велели даже показать квитанцию об отправке телеграммы. «Мы нашу красавицу (имел в виду Карабах) никому не подарим!» - заявил Мехтиев. «Красавица-жена от хорошего мужа никогда не уйдет!» - ответила я».

 

Межнациональная напряженность в Кировабаде неуклонно росла. «17 ноября на площади Ленина был организован митинг, который продолжался четыре дня,- свидетельствует Г.Оганезов. - Были уточнены адреса всех армян, на их домах нарисованы кресты...».

 

В эти самые дни в гандзакской церкви Сурб Григор Лусаворич был сформирован комитет самообороны во главе с священником отцом Сааком. На территории храма, действующего с 1856 года, нашли пристанище 650 чудом спасшихся армянских семей, проживавших в азербайджанском квартале. Церковь превратилась в больницу, столовую, гостиницу... Здесь даже родились два младенца. Мальчика назвали Андраник - в честь Полководца. Благодаря отчаянной храбрости армянских парней инициативной группе удалось организовать самооборону, и в первую очередь вывезти из турецкой части армянское население. Эта группа оставалась в Кировабаде вплоть до 1989 года - пока отсюда не уехал последний армянин.

 

Рассказывает бывшая учительница кировабадской школы Лидия Еремянц: «Придя 21 ноября в школу, я увидела, что барельеф Хачатура Абовяна разбит, а вся учительская разгромлена. Улица Шаумяна, самая большая в Кировабаде, была разрушена от начала и до конца. В учительской армянам велели немедленно разойтись, поскольку на улицах собрались толпы азербайджанцев и с лозунгами «Смерть армянам!» движутся в сторону армянских районов. Я кинулась в детский сад, но оказалось, что ребенка моего там нет - муж, предчувствуя недоброе, взял его с собой на работу. Мы жили в азербайджанской части города. Оставаться там было крайне опасно, и мы пошли к моей матери. Так я и не побывала больше в нашей только что отремонтированной и обставленной квартире, которую потом разграбили. По ночам мы не спали - разжигали огонь в бочках и с ужасом ждали рассвета. Было принято решение эвакуировать в первую очередь женщин и детей. Нас сопроводили до военного аэродрома. Когда прочитали мое имя, вместо меня пролезла какая-то женщина - спастись любой ценой... Как на войне. С двумя детьми и всего одним узелком. Было так страшно... В школе историю армянского народа мы не проходили, но я много слышала о судьбе армян, которые из поколения в поколение возводили дома и лишались их. Все отдали туркам, бросили. Я была оскорблена, рыдала и не могла успокоиться. Была оскорблена тем, что армянин, оказывается, не вправе жить в городе, где родился и вырос... На военном аэродроме нас несколько раз сажали и высаживали из самолета, снова и снова зачитывали списки. Повсюду детский плач, крики... настоящая эвакуация, о которой я знала только по фильмам об Отечественной войне. Когда в иллюминаторе военного самолета показался Ереван, я зарыдала еще сильней. Это было 30ноября 1988 года».

 

1 декабря газета «Авангард» рассказала о том, как удалось спастись этой молодой женщине.

 

И 20 лет спустя наши депортированные из Азербайджана соотечественники помнят события тех кошмарных дней. Память эта не сотрется, более того - из дали времен она еще горче...

 

Источник: Собеседник Армении, N41

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 4959
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru