Analitika.at.ua. Колесо истории Грузии в последнее время крутится в обратную сторону: горюем о потерянных территориях и ищем причину бед на стороне. Может быть, настало время искать причину всего этого в нашей неумелости и хладнокровии? Однако то, что мы вам представим ниже, вовсе не мелочь.
21 июня в Гудауте состоялось собрание проживающих в Грузии национальных меньшинств. Зарубежные "доброжелатели" наряду с другими поставили также вопрос о предоставлении проживающим в Грузии национальным меньшинствам культурной автономии. В собрании изъявили желание принять участие "случайно" оказавшиеся в Гудауте 2 азербайджанских политических деятеля, как потом выяснилось, - сотрудники политического отдела спецслужб Азербайджана.
На собрании говорилось об отсутствии учебников, вернее, о том, что учебники написаны, но не переведены для азербайджанских и армянских школ. А один из руководителей Министерства образования и науки Грузии сказал, что ничего страшного не случится, если, пока их переведут, дети будут учиться по учебникам... привезенным из Азербайджана и Армении.
В школах с обучением не на грузинском языке ситуация плачевная. Так, в Ахалкалаке показали изданный в Грузии учебник, где часть материалов изложена на русском, часть - на армянском, часть - на азербайджанском языке. Учиться так невозможно.
В азербайджанских и армянских школах учатся по учебникам, привезенным из Баку и Еревана. Естественно, в них учат истории не Грузии, а Азербайджана и Армении. В азербайджанских школах учат: "Ваша столица - Баку!"
Как сообщили из пресс-службы Министерства просвещения и науки, учебники переводятся поэтапно. А пока еще в министерстве вырабатывается целостная национальная программа и текущие вопросы "серьезно изучаются", соседние страны не сидят сложа руки. Попробуйте через 20 лет доказать обученному в этих школах гражданину не грузинской национальности, что его в школе дезинформировали.
Министерство оправдывается тем, что реформы идут поэтапно. А мы (в рамках "поэтапных реформ") должны закрывать глаза на то, что в приграничные с Азербайджаном села каждый день свободно проникают азербайджанские учителя и учат истории и географии Азербайджана (в частности, в с.Вахтангиси Гардабанского района и др.). Может быть, в рамках реформы стерпим и то, что в азербайджанских учебниках Тбилиси указан бывшим азербайджанским городом, а Картли-Кахетия -азербайджанской землей? Приведем еще несколько подобных "жемчужин", может быть, наше руководство обратит внимание.
Учебник истории Азербайджана для 8-го класса начинается с того, что грузины якобы пытались захватить Азербайджан: "Грузинские и армянские феодалы при покровительстве Византии установили связи с крестоносцами для борьбы против турок-сельджуков. Этим они хотели изгнать из Кавказа мусульман и поделить азербайджанские земли. В 1120 году Давид IV напал на Ширван, сровнял с землей город Габала, разграбил богатства Азербайджана и ушел. В 1122 году Тбилиси перешел в руки грузин".
Еще один "перл" из того же учебника: "В 1166 году грузинское войско напало на город Дабил, который тогда принадлежал государству Елденизов, убило 10 тысяч человек, раздело детей и женщин и взяло их в заложники. Только после протеста грузинских женщин одежда была возвращена".
Историк, профессор Джаба Самушия отмечает: "Мне совершенно непонятно, что они пишут в этих учебниках истории, чего хотят. Ведь Азербайджана тогда и в помине не было. Это не история Азербайджана. Приведенное в книге - это история Ирана, мусульманских образований, Албании, Ширвана, частично история Грузии. И все это преподносится в качестве разделов истории Азербайджана.
Нужно подвергнуть учебник критике с чисто научных позиций. Это насквозь политизированный учебник, не имеющий ничего общего с исторической наукой. Отмечу один факт. В 1919 году на Парижской конференции должен был решаться вопрос границ новых государств (Азербайджан, Грузия, Армения). Азербайджанская сторона потребовала включить Квемо Картли, часть Месхетии и Аджарию в состав Азербайджана и признать его в этих границах.
В учебнике 7-го класса эпоха Сасанидов и Ахеменидов объявлена историей Азербайджана. То же и про Албанию. Еще цитата: "Тбилиси был городом Арана (сегодняшний Азербайджан) и хотя был меньше Дербента и Барды, но цвел, был богатым городом". Детям внушают, что средневековые Дербент, Баку, Шемаха, Барда, Тбилиси - азербайджанские города. Все это чушь. Сегодняшний Азербайджан является частью находящегося на севере Ирана исторического Атрпатакана".
- Г-н Джаба, кроме Тбилиси "азербайджанскими" названы еще Картли и Кахети?
- Та часть Грузии, которая изображена на картах, включая Тбилиси, никогда не входила в состав Азербайджана. На картах Азербайджан показан в составе Арабского халифата, где большая часть Квемо Картли, Тбилиси и Кахети объявлены частью Азербайджана. И это в том случае, когда грузинский князь правил в Тбилиси. С VIII века амира управляли Тбилиси, с конца VIII века они стали стремиться к независимости, из-за чего мусульмане пошли походом на Грузию. Так что Азербайджан вообще ни при чем.
Как можно учить по таким учебникам в школах Грузии? Недопустимо так учить и в школах Азербайджана. Грузинское руководство должно послать ноту протеста против такого исторического шантажа.
Уважаемые соотечественники, неужели вас не беспокоит тот факт, что в учебниках истории ваша столица объявлена азербайджанским городом?! Ведь когда азербайджанских детей учат, что соседняя столица якобы "их" город, неизвестно, к каким последствиям это может привести через несколько лет. Получается, что грузины-завоеватели отняли Тбилиси у несчастных азербайджанцев, а грузинские карательные отряды грабили азербайджанцев и вешали их на минаретах. Ведь подобные учебники воспитывают национальную рознь, представляя грузин гнусными агрессорами...
В 1210 году действительно имел место поход, но преподносить эту тему так - недопустимо. Такие походы азербайджанцы всегда осуществляли против грузин, но разве в наших учебниках мы пишем о том, что они убивали грузин?! До похода на Гянджу турки-сельджуки напали на Грузию. Что теперь? Написать, что азербайджанцы являются потомками турок-сельджуков, которые убивали грузин и грабили нашу страну?
Гянджа была плацдармом, откуда следовали постоянные нападения на Грузию. Атабаг Абубекар в 1195 году шел наказать Грузию, но потерпел поражение под Шамхором. Об этом факте нигде не написано. Наоборот, на каждом шагу - "грузины нападали", "грузины убивали, грабили", "грузины раздевали женщин и детей и т.д.". Для воспитанных на подобных учебниках грузины-людоеды. Эти учебники - источник ненависти.
В конце книги говорится о реформах шаха Аббаса, но ни слова не сказано о его зверствах в Грузии. Но ведь все это история не Азербайджана, а Ирана...
- И при прежнем руководстве негрузины учились по учебникам, привезенным из Азербайджана и Армении?
- Нет, переводили историю и географию Грузии, и, между прочим, это дело финансировал Сорос.
P.S. К сожалению, дело не только в переводе учебников. Нам стало известно, что даже в тех классах, где есть переведенные учебники, по-прежнему учат по книгам из Азербайджана и Армении. Пока не поздно, надо разобраться с этим вопросом.
Источник: Голос Армении со ссылкой на Квирис палитра |