Analitika.at.ua. Заканчивается пора летних отпусков, а с нею, как следствие, и «мертвый» политический сезон. Хотя, надо признать, что в плане урегулирования азербайджано-карабахского конфликта «мертвость» в определенном смысле условна, так как даже летом карабахская проблематика в той или иной мере присутствовала в повестке дня международных посредников. Так, 17-18 июля в Москве под патронажем президента России прошли очередные встречи глав Армении и Азербайджана, 25-26 июля в Кракове сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели рабочую встречу для подготовки обновленного документа Мадридских принципов как основы карабахского урегулирования.
И хотя упомянутые встречи завершились безрезультатно, тем не менее, можно быть уверенными в том, что процесс не угас и получит свое продолжение.
Судя по ряду признаков, есть основания говорить о том, что завершился очередной этап переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ. Прежде всего, к ним можно отнести намерение международных посредников обновить документ Мадридских принципов, на что была нацелена также их безуспешная краковская встреча. Во-вторых, появившиеся в СМИ сообщения о предстоящей смене по крайней мере двух из трех сопредседателей Минской группы – американского и российского. Вопрос с Мэтью Брайзой уже практически решен – он, как сообщалось в прессе, будет назначен послом США в Азербайджане. Пока, правда, нет ясности в будущей политической судьбе российского посредника, хотя он и сам говорил о том, что после семи лет сопредседательства скорее всего покинет этот пост.
Однако речь, понятно, не о перспективах дипломатической карьеры сопредседателей Минской группы ОБСЕ от России и США, а перспективах самого процесса карабахского урегулирования. Как уже отмечалось выше, завершился еще один его этап, который условно можно назвать мадридским. И судя по всему, завершился безрезультатно. Невзирая на оптимизм и большие ожидания посредников. Мадридские принципы, которые, по их замыслу, должны были служить базой для нахождения окончательного решения проблемы и последующего заключения мирного соглашения, так и не стали тем мечом, который позволил бы разрубить гордиев узел многолетнего карабахского конфликта. А причина еще и в том, что фактически ни одна из трех его сторон не приняла мадридские предложения сопредседателей Минской группы.
Ереван рассматривал упомянутые принципы сугубо как основу для переговоров и возможность поддерживать процесс на плаву. Официальный Баку, демонстрируя так называемую «дипломатическую гибкость», до последнего времени так и не дал внятного ответа на вопрос о приемлемости или неприемлемости для себя Мадридских принципов. Хотя и без публичной артикуляции своей позиции Баку не мог скрыть совершенное неприятие одного из положений документа – о предоставлении Нагорному Карабаху права путем свободного волеизъявления определять свой будущий политический статус. Что касается НКР, то она изначально и на всех уровнях - властных, парламентских и общественных – однозначно заявила о неприемлемости для карабахской стороны этих принципов, реализация которых ставила под угрозу будущность независимой государственности Нагорного Карабаха и безопасность его населения.
Как бы там ни было, желание сопредседателей Минской группы ОБСЕ обновить, скорректировать Мадридские принципы свидетельствует о том, что они и сами признали их нереалистичность, а, следовательно, – и нереализуемость. Это значит, начнется очередной этап урегулирования, но уже на «подремонтированной» базе. Уже нынешней осенью, как сообщали сами посредники, в ходе регионального визита они намерены представить сторонам конфликта обновленные Мадридские принципы. Что они будут представлять из себя, каковы будут их контуры, сказать пока сложно. Как сложно и рассчитывать на дипломатический прорыв в текущем году, тем более с учетом грядущей смены российского и американского сопредседателей, преемникам которых, скорее всего, потребуется определенное время для того, чтобы «войти в тему». В любом случае, в преддверии ожидаемой активизации переговорного процесса дипломатиям обеих армянских сторон необходимо еще более конкретизировать свои позиции и подойти к очередному этапу во всеоружии. А сильное и эффективное оружие Армении и Нагорного Карабаха – это принципы и механизмы права и вытекающие из него правовые аргументы, которым азербайджанской стороне попросту нечего противопоставить.
Процесс разрешения азербайджано-карабахского конфликта практически всегда шел на основе политических принципов урегулирования, что и стало одной из причин нынешней фактически тупиковой ситуации. Думается, армянским сторонам конфликта в ходе переговоров нужно делать упор на необходимости учета правовых аспектов, и если уж Азербайджан так любит всуе апеллировать к международному праву, то пусть за столом переговоров доказывает свою правоту, а не продолжает шантажировать как посредников, так и Армению и Нагорный Карабах угрозами возобновления войны. Карабахская проблема имеет сугубо правовой характер, и справедливое ее решение, естественно, следует искать в правовой плоскости. Если посредники действительно искренни в своем желании его найти.
Леонид Мартиросян
Источник: Де-факто |