Главная » 2013»Июль»25 » Некоторые соображения по поводу военно-технического сотрудничества Армении с Польшей
Некоторые соображения по поводу военно-технического сотрудничества Армении с Польшей
00:30
Analitika.at.ua. Не будем особо горячиться и утверждать, что одобренное
правительством Армении (после доклада министра обороны Сейрана Оганяна) на
своем заседании 18 июля заключение между правительствами нашей страны и Польши
Соглашения о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) стало неким асимметричным
ответом на продажу Россией Азербайджану крупной партии современного
наступательного вооружения. Хотя при этом все догадываются, что партнерство
именно с названной страной НАТО не может не вызывать раздражения у России...
ИЗВЕСТНО, ЧТО ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ АРМЕНИЯ РАЗВИВАЕТ НАРЯДУ С
ОДКБ активное военное сотрудничество также и со странами - членами НАТО в
рамках программы "Партнерство во имя мира" с целью установления
военно-политического баланса в нашем неспокойном регионе. К примеру,
военно-техническое сотрудничество Армении с членом Североатлантического альянса
Грецией, включающее, в частности, созданное в нашей стране оборонными
ведомствами двух стран еще в 1999 году совместное предприятие ЗАО
"ЛТ-Пиркал", переподготовку армянских офицеров в греческих военных
институтах или приобретение у этой страны противотанковых ракетных комплексов
Milan совместного производства Германии и Франции, более известно широкой
общественности, чего до сих пор нельзя было сказать о ВТС с Польшей. Именно в
силу некой ревности нашего северного стратегического союзника, обусловленной
его довольно непростыми отношениями с польскими "панове"...
В Армении прекрасно отдают себе в этом отчет и не особенно
шумят по поводу экспортно-импортных контрактов военного содержания с этой
страной, хотя они имели место и до названного соглашения. Так, даже намерение о
приобретении Арменией в Польше довольно безобидного военного снаряжения типа
армейских мобильных камуфляжных сеток производства стран НАТО никак не тиражировалось
- и не потому, что это невесть какой секретный товар, а именно в силу возможной
обиды России, которая также производит аналогичное снаряжение. Правда,
натовская сетка, предназначенная для маскировки любого объекта на открытой
местности, по цене сопоставима с российской, однако при этом гораздо удобнее в
обращении: ее можно быстро и без особых хлопот доставить к месту назначения
практически на любом, даже самом легком транспорте, а для ее развертывания
достаточно 3-4 военнослужащих.
Известно также, что группировка Вооруженных сил Армении с
января 2005 года участвовала в составе действующей в послевоенном Ираке под
руководством Польши многонациональной дивизии. А нынешнее соглашение о ВТС
основано на подписанном в Варшаве еще в 2004 году между правительствами двух
стран Соглашении о сотрудничестве в сфере обороны. В июне прошлого года сама
армянская сторона обратилась к Польше с просьбой рассмотреть возможности
создания армяно-польской межведомственной комиссии по военно-техническому
сотрудничеству, на что было не только дано согласие Министерства национальной
обороны Польши, но оно же еще и подготовило и представило на рассмотрение
армянской стороны проект указанного соглашения. Таким образом, последнее
является результатом усилий не одного дня, хотя, с другой стороны, введение
документа в активное обращение именно сейчас, сразу же после известной
"коммерческой" сделки России с нашим "недружественным
соседом", и может служить неким сигналом для тех, "кого это касается",
тем более в период начатого в Армении пересмотра концепции стратегической
обороны.
РАЗОВЫЕ И, КАК ПРАВИЛО, НЕБОЛЬШИЕ СДЕЛКИ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА
АРМЕНИИ С ПОЛЬШЕЙ - это одно, а вот создание базовых правовых основ для
регулярного военно-технического взаимодействия двух стран - это гораздо
серьезнее. Это становится ясно и из непосредственного текста проекта
готовящегося соглашения.
Документ базируется на двух "китах". Во-первых,
стороны обязуются содействовать развитию двустороннего военно-технического
сотрудничества - в частности, поставкам военного снаряжения и военной техники,
а также предоставлению услуг военно-технического характера. И во-вторых,
стороны предпримут усилия по созданию условий - организационных, правовых и
прочих - для того, чтобы уполномоченные юридические лица двух стран напрямую
заключали международные коммерческие договоры по указанным выше направлениям
ВТС.
Как сказано в проекте соглашения, "стороны, основываясь
на подписанных между субъектами военно-технического сотрудничества договорах и
соглашениях, будут осуществлять взаимные поставки вооружений и военного
снаряжения, боеприпасов и запчастей, совместное развитие и производство
продукции военного назначения, предоставление услуг военно-технического
назначения, переподготовку".
Понятно при этом, что стороны позаботились и о том, чтобы
исключить передачу как самих вооружений, так и информации о них третьим
странам. Предоставленное друг другу военное снаряжение и военная техника,
включая техническую документацию и любую связанную со взаимными поставками
информацию, "не может передаваться или стать доступной для третьей стороны
без предварительного письменного согласия страны-поставщика". Ясно, что
под той самой "третьей стороной" подразумевается в том числе и,
кажется, в первую очередь именно Россия. При этом для "особо
обидчивых" сделана специальная оговорка: "Положения данного
соглашения не влияют на другие международные соглашения сторон, на исходящие из
них права и обязанности".
Для реализации положений соглашения стороны, как уже было
отмечено выше, создадут армяно-польскую межведомственную комиссию по ВТС, в
которую с каждой стороны будет включено не более 5 членов, а регламент будет
утвержден в день ее первого заседания. Последние будут созываться по годовому
принципу, в ротационном порядке, и будут проходить либо в Армении, либо в
Польше.
Соглашение заключается на срок 5 лет, и если нет возражений
сторон, то будет автоматически продлеваться на столько же. Документ вступит в
силу после завершения в каждой из двух стран необходимых внутригосударственных
процедур - со дня получения по дипломатическим каналам последнего письменного
извещения об этом. Ашот АРАМЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.