Воскресенье, 26.09.2021, 09:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 10 » Новый мировой экономический порядок: тенденции и развития
Новый мировой экономический порядок: тенденции и развития
00:09

Analitika.at.ua. Нынешний мировой финансовый кризис ускорил  переход к глобальной экономической перестройке и формированию нового мирового порядка. Существуют разные подходы к этой проблеме. Один из них связан с некой теневой элитой власти, в руках которой находится контрольный пакет акций всей мировой экономики, она же формирует основные мировые процессы, назначает и смещает правительства, развязывает войны, назначает цены, определяет приоритетные направления науки и курсы национальных валют. Предполагается, что мировые организации осуществляют контроль над ядерной энергетикой, производством оружия массового уничтожения, космической техникой. Этот подход имеет исторические основания. Начиная с древности существовали тайные общества и касты посвященных, охранявшие секреты власти и знания. Известно множество подобных организаций – масоны, тамплиеры, розенкрейцеры, иллюминаты, ку-клукс-клан, Золотая Заря, общество Туле, Анненербе, Наследие Предков и т.д. С деятельностью тайных организаций связывают такие важнейшие события в истории человечества, как Французская революция и Октябрьский переворот 1917 г. в России. Но наша задача – не раскрытие целей этих организаций, а выявление  структуры "мирового правительства", которая начала определяться в конце ХХ в. Прототипами мировых правительств являются Бильдербергский и Римский клубы. Основным принципом этих мировых организаций является космополитизм. Однако параллельно с глобализацией идет формирование региональных союзов.

 

С распадом централизованной плановой экономики началось перераспределение зон влияния сверхдержав. Членство новых независимых государств в международных организациях способствует устранению изоляции этих государств от мирового рынка, положительно воздействует на принятие благоприятных решений в их пользу. Новый миропорядок формируется в соответствии с общими требованиями развивающихся и новых независимых государств. Эти проблемы обсуждаются и на встречах в Давосе. Формируется подход к допустимым пределам образования национальных экономик на основе сравнительных преимуществ многополюсного мира. Однако во многих программах формирования национальных хозяйств пока нет четкой ориентации на тот или иной полюс мировой экономики. Более того, в макроэкономических программах не предусмотрены последние изменения, тенденции и их воздействие на национальные экономики.

 

Для повышения эффективности реформ необходимы новая экономическая политика государств и оздоровление инвестиционной среды. Выявление основных тенденций мировой экономики, роли государственного протекционизма и стратегических альянсов в процессе становления нового экономического порядка, а также иностранных инвестиций и внешней торговли дают возможность не только прогнозировать развитие мировой экономики, но и определять место и роль национального хозяйства на разных уровнях международного экономического сотрудничества,  в отдельных стратегических альянсах и международных структурах.

 

В условиях взаимозависимости национальных хозяйств перемены, происходящие в одной стране или альянсе стран, приводят к аналогичным изменениям в других странах. Создаются общие тенденции международного предпринимательства, требующие новых подходов к управлению. В первую очередь это касается роли государства и общего улучшения международных экономических отношений.

 

В новых условиях опровергается известный постулат классической экономики о том, что цены определяются конкуренцией. Примеры этого можно видеть и в развивающихся, и в промышленно развитых странах. В США, Канаде, Германии и в др. странах Запада не конкуренция, а государство определяет максимальные и минимальные цены некоторых товаров и услуг. Такое регулирование цен появилось еще в период формирования капитализма. Закономерно, что правительства стран со сравнительно низким уровнем развития могут определять цены на более широкий круг товаров и услуг до приобретения полноценной конкурентоспособности. Причем цены могут быть благоприятными не столько для потребителя, сколько для определенных кругов, обеспечивая им как среднюю норму прибыли, так и сверхприбыль. Государственное вмешательство в последнее время имеет тенденцию к возрастанию.

 

Современные тенденции проявляются не только в экономической сфере. Они влияют на общественные отношения, деловую среду и систему образования, которая должна готовить специалистов для новых условий хозяйствования. Сегодня в отношениях развивающихся стран с развитыми странами формируется тенденция к  изменению структуры внешней торговли в направлении от обмена готовых товаров за сырье и материалы до импорта оборудования для производства этих товаров. Развивающиеся страны заменяют импортируемые товары производством собственных товаров, которые при условии обеспечения необходимого качества становятся более конкурентоспособными благодаря конкурентоспособности и низким ценам. Товары, произведенные в развивающихся странах, вытесняют товары, экспортируемые из развитых стран. Поэтому развитые страны все более осторожно подходят к переговорам с развивающимися странами по их заявкам на оборудование в обмен на сырье.

 

Мировой спрос на некоторые товары может помочь только ограниченному числу предприятий. Серьезные преимущества получает тот, кто первым выходит на рынок с данной продукцией. При переходе к экономике нового типа практическое значение получают как минимум три фактора: фактор местности, фактор появления первым на рынке и фактор политики.

 

Сегодня много говорится не столько о свободной, сколько о справедливой конкуренции. В мировой экономике становятся популярными современные проявления субсидированной внешней торговли и государственного протекционизма, появляются новые формы реализации конкурентных преимуществ. До сих пор между руководителями развитых и развивающихся стран существуют противоречия в вопросах обеспечения экономической и политической независимости развивающейся  страны и ее экономической интеграции.

 

 Для многих развитых стран импорт конкурентоспособных товаров, удовлетворяя потребности населения доступными ценами, одновременно негативно влияет на экономику, сокращая местное производство аналогичных товаров, увеличивая безработицу, вывоз капитала из страны и уменьшая денежную массу, что приводит к увеличению цен, потере места на мировом рынке и т.д. Эти аргументы более популярны именно в период экономического кризиса, когда растет безработица.

 

Другой аспект касается проблем регулирования внешней торговли и отрицательных платежных балансов с помощью импортных ограничений. Еще один аргумент, оправдывающий государственный протекционизм, касается стратегических отраслей и производств,  обеспечивающих национальную и экономическую безопасность страны.

 

Какие выводы можно сделать из аргументов теоретиков, выступающих за государственный протекционизм и свободную торговлю? Насколько целесообразен отказ от импорта готовых продуктов и замена их продуктами местного производства, имеющими более высокую себестоимость? Когда и как применять налоги на импорт и экспорт, количественные ограничения торговли, нетарифные механизмы торговых запретов? Отвечая на эти и другие вопросы, важно руководствоваться принципами экономической эффективности, отделяя их от политических причин и мотивов.

 

Если в какой-нибудь отрасли хозяйства, требующей долговременных инвестиций, будут введены новые ограничения, то они  могут снизить авторитет государства, нанести большой урон экономике и уровню жизни населения. Те проявления государственного протекционизма, которые направлены на покрытие дефицита торгового баланса, также нуждаются в дополнительном анализе. Исследования подтверждают, что разница в экспортно-импортных сделках в торговле товарами отнюдь не отражает реальную картину экономической мощи страны.

Имея влияние на значительную долю уставных капиталов ВБ и МВФ, США вместе со своими политическими союзниками вели финансово-экономическую политику, благоприятную для данной политической ориентации в отношении развивающихся и постсоциалистических стран. Членство новых стран с рыночной ориентацией в международных организациях существенно изменило удельный вес развивающихся стран. В целом развивающиеся страны, имея больше голосов в МВФ и ВБ, могут влиять на принятие решений в своих интересах.

 

Сегодня основные пути выхода на внешний рынок - экспорт товаров и услуг, реализация совместных программ, лицензирование, формирование сети реализации продукции, создание совместных предприятий с местными компаниями, основание представительств или дочерних компаний. Экспорт является наиболее эффективной формой завоевания рынка. Многие компании-гиганты начинали именно с этого. В то же время следует обратить внимание на различия политических и экономических условий в развитых и развивающихся странах, что не дает возможности последним не только реализовать свои конкурентные преимущества на внешних рынках, но и успешно конкурировать с искусственно заниженными ценами субсидированных товаров и услуг, поступающих извне. Следовательно, необходимо обратить внимание на факторы, определяющие роль развивающихся стран в мировой экономике, в меняющихся условиях международной торговли, ставшими актуальными в образовании нового экономического порядка. Благодаря своей господствующей роли развитые страны используют перемены в мировой экономике и политике в свою пользу. В свою очередь развивающиеся страны, объединяя усилия, в последние годы значительно сократили ограничения в торговле и стабилизировали цены на товары первой необходимости и сырье. Увеличились размеры материальной помощи развивающимся странам.

 

В политическом диалоге Восток-Запад растет роль международных организаций, формируется сотрудничество. По оценкам экспертов, связи между развитыми и развивающимися странами в ближайшем будущем   серьезно не изменятся. Но можно ожидать сравнительно быстрых темпов экономического роста одних развивающих стран по сравнению с другими.

 

В условиях нового экономического порядка обострится ценовая конкуренция. Победят компании, предлагающие товары с наименьшими разницами цен. В  ближайшее время будет трудно предвидеть конкурентную цену новых товаров и услуг. Компания, выпускающая новую продукцию, не сможет долго держать высокую цену. Появятся конкуренты,  предлагающие те же продукты по более низким ценам. В международном ценообразовании растет роль изменений валютного курса.

 

Прошлое перестает быть основой для прогнозирования будущего. Старые враги становятся союзниками. Формирующийся миропорядок предлагает новые условия, растет политическая и экономическая стабильность.

 

Татул МАНАСЕРЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Экономика | Просмотров: 4975
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru