Analitika.at.ua. Тот факт, что стратегическое значение Прикаспийского региона отнюдь не умаляется, а с каждым годом лишь растет, становится все более очевидным: на это указывают процессы, происходящие в настоящее время вокруг Каспия.
Наметившаяся после распада СССР тенденция к усилению заинтересованности в осуществлении контроля над регионом как со стороны региональных игроков (прежде всего России, Ирана), так и со стороны внешних игроков (прежде всего США, ЕС) продолжает сохраняться.
Такие региональные игроки как Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, а также государства, географически связанные с Прикаспийским регионом, прежде всего, Грузия, Турция, сохраняют свое стремление диверсифицировать свои геополитические связи и готовы расширять свое политическое, экономическое, культурное и прочее сотрудничество с внешними игроками - США, ЕС, Китаем, что позволяет им стать более независимыми игроками в регионе. Многовекторность внешнеполитических связей региональных игроков приводит к столкновению конкурентных интересов в регионе и их активной реализации.
Так и неразрешенный окончательно правовой статус Каспийского моря продолжает выступать благоприятной почвой для возможных разногласий между пятеркой приграничных государств, в особенности между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном, так и не договорившимися о дележе Каспийского моря между собой. Следует учитывать и тот факт, что вопрос правового статуса Каспийского моря тесно взаимосвязан с проводимой в регионе энергетической политикой. С одной стороны, неразрешенный правовой статус Каспийского моря не снижает активности разработки энергетических проектов в регионе, в особенности, энергетических проектов, направленных на транспортировку нефти и газа в обход РФ. С другой стороны, вопрос правового статуса Каспийского моря в настоящее время служит определенным препятствием на пути реализации тех или иных энергетических проектов в Каспийском регионе (например, Nabucco) наряду с другими факторами, влияющими на успешную реализацию тех или иных энергетических проектов.
При этом перспективы принятия правовой Конвенции по Каспию оцениваются экспертным сообществом очень пессимистично. Такая позиция не лишена оснований. К примеру, несмотря на непрекращающиеся переговоры, довольно сложно ожидать от Туркменистана либо Азербайджана значительных односторонних уступок в вопросе дележа спорных месторождений.
Прикаспийский регион продолжает выступать зоной пересекающихся военно-стратегических интересов, основное противостояние которых лежит в основе взаимоотношений России и США. Страны региона продолжают развивать сотрудничество с различными конкурентными военно-политическими блоками, в роли которых выступают НАТО и ОДКБ. Военное присутствие в регионе может стать не только инструментом для обеспечения военной безопасности в регионе и одновременного закрепления стратегических позиций, но и инструментом для использования силы в разрешении вопроса правового статуса Каспийского моря в свою пользу. До настоящего времени в регионе отсутствовали инциденты военного столкновения между приграничными государствами (за исключением ирано-азербайджанского конфликта в 2001 г.), однако продвижение сотрудничества НАТО с прикаспийскими и околокаспийскими государствами (Казахстан, Азербайджан, Грузия, Армения), отсутствие единого соглашения по правовому статусу Каспийского моря, активная разработка конкурентных энергетических проектов и стремление заинтересованных сторон удержать свои позиции на мировом энергетическом рынке указывают на возможность все большего военного присутствия в Прикаспийской зоне.
Возрастает участие Прикаспийского региона в мировых экономических процессах. Прикаспийский регион активно вовлекается в мировую транспортную систему: продолжается работа над различными перспективными транспортными проектами в регионе, чему также способствует заинтересованность всех региональных игроков в наличии перспективных коммуникаций в регионе. Разрабатываемые транспортные проекты в регионе («Север-Юг», TRACECA, железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран и пр.) выступают скорее не альтернативными друг другу, а в случае их успешной реализации – дополняющими друг друга, способствующими налаживанию региональных транспортных коммуникаций в различных направлениях. Однако на пути реализации транспортных проектов стоит проблема регулирования судоходства в условиях все возрастающего значения Каспийского моря, как транспортного узла. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу транспортных маршрутов, прежде всего «Север-Юг», необходимо, чтобы Конвенция по правовому статусу Каспия четко регламентировала зону свободного судоходства, исключительные экономические районы стран, систему навигации и безопасности судоходства.
Особую роль Прикаспийский регион приобретает в мировой и региональной энергетической политике, учитывая тот факт, что по меньшей мере в среднесрочной перспективе разработка альтернативных источников энергии, находясь на данный момент в процессе своего развития, пока не достигнет уровня, способного заменить использование традиционных источников энергии. В таких условиях дальнейшее активное вовлечение Прикаспийского региона в разработку энергетических проектов по различным направлениям, ведение новых разработок нефтяных и газовых месторождений, развитие новых технологий, способствующих более эффектной добычи энергоресурсов и их дальнейшей транспортировки, становится практически неизбежным.
В прикаспийской зоне продолжают развиваться конкурентные направления транспортировки каспийских энергоресурсов на мировой рынок, включая северное – через Россию и западное - в обход России на европейский рынок; в некоторой степени альтернативны также западное и восточное (в сторону Китая) направления. На данный момент достаточно однозначной является тенденция успешного развития восточного направления транспортировки каспийских энергоресурсов – Китай продолжает выступать в качестве перспективного рынка сбыта энергоресурсов для прикаспийских государств, прежде всего Казахстана и Туркменистана, а также России.
Проекты по северному и западному направлению транспортировки каспийских энергоресурсов продолжают конкурировать между собой. Можно предположить, что Россия будет и в дальнейшем стремиться закрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке, продвигая газовые проекты «Северный поток», «Южный поток», нефтяной - Бургас-Александраполис. На данный момент эти проекты прошли этап предварительных обсуждений и находятся на стадии своей реализации. Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., скорее всего, не заставит отказаться от реализации энергетических проектов по транспортировке каспийских энергоресурсов по всем направлениям, а лишь отодвинет срок окончания строительства тех или иных газо- и нефтепроводов. Проекты в западном направлении (Транскаспийский проект, Nabucco) пока что находятся на стадии обсуждения и пока окончательно не оформлены в те или иные правовые документы.
При этом прикаспийские государства, скорее всего, будут участвовать в реализации транспортировки своих каспийских энергоресурсов одновременно по различным направлениям, отдавая приоритет либо восточному и северному направлению (Туркменистан и Казахстан на данный момент реализуют свое энергетическое сотрудничество главным образом с Китаем и РФ), либо северному и западному (в случае Азербайджана), либо, при оправданном прогнозе об увеличении добычи нефти и газа и успешной разработке технологий по их эффективной добыче, транспортируя свои энергетические ресурсы по всем трем направлениям (что в перспективе возможно, прежде всего, для Казахстана).
Итак, к чему ведет активно разворачиваемая сегодня сложная каспийская игра? Экспертами часто высказываются опасения о возможной дестабилизации Прикаспийского региона, называемого «вторыми Балканами». Тем более, что дестабилизирующих факторов в Прикаспийской зоне предостаточно: неразрешенный правовой статус Каспийского моря, наращивание военных флотов приграничных государств, угроза милитаризации Каспийского моря и усиление военного присутствия внешних игроков как на Каспийском море, так и на территории прикаспийских государств; наличие замороженных этнополитических конфликтов в околокаспийских государствах, одновременно являющихся странами-транзитерами каспийских энергоресурсов, которые напрямую или опосредованно затрагивают интересы прикаспийских государств и могут использоваться в качестве рычага давления при продвижении стратегических интересов тех или иных заинтересованных сторон (конфликт вокруг Ю. Осетии, Абхазии, конфликт вокруг Нагорного Карабаха, курдский вопрос в Турции).
Разработанный прикаспийскими государствами формат регулярных пятисторонних встреч не является достаточно эффективным способом преодоления данной угрозы, т. к. прикаспийские государства не находятся в едином поле политического, экономического и пр. взаимодействия и по-разному определяют основные векторы своей внешнеполитической деятельности. Стремление реализации выгодных энергетических проектов служит дополнительным фактором, усиливающим конфликтный потенциал в Прикаспийской зоне. В связи с этим, беспокойство по поводу возможной дестабилизации Прикаспийского региона не лишено оснований.
Однако возможен и иной путь. В настоящее время в Прикаспийском регионе сформировались определенные группы интересов, с одной стороны конкурентные друг другу (интересы США и РФ, США и Китая), с другой – взаимодополняющие друг друга (интересы США и ЕС, ЕС и РФ, РФ и остальных прикаспийских государств). В этой связи баланс сил, сложившийся в Прикаспийском регионе после распада СССР, позволяет не допустить чрезмерного усиления влияния тех или иных игроков в регионе и тем самым способствует нейтрализации угрозы военно-политической дестабилизации Прикаспийского региона. Относительно стабильному развитию Прикаспийского региона способствует и многовекторная политика, проводимая прикаспийскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном), которые в большей или меньшей степени открыты для внешнеполитического сотрудничества со всеми ключевыми стратегическими игроками региона (США, РФ, Китай), и наработанный после распада СССР прикаспийскими государствами механизм регулярных пятисторонних встреч для разрешения разногласий по правовому статусу Каспийского моря путем переговоров, а также механизмы двусторонних и трехсторонних встреч по данному вопросу (например, в формате переговоров Азербайджан-Туркменистан, Азербайджан-Иран, Азербайджан-Туркменистан-Иран). Кроме того, прикаспийские государства в равной степени заинтересованы в экспорте своих энергоресурсов, внешние же игроки, прежде всего, ЕС заинтересованы в надежности их транспортировки на европейский и мировой рынок, а военно-политическая дестабилизация региона не позволит осуществить данные цели, что снижает потенциальную угрозу дестабилизации Прикаспийского региона.
Исходя из этого, можно предположить, что в Прикаспийском регионе будет продолжаться сохраняться ситуация постоянной конкуренции за влияние в регионе со стороны ключевых заинтересованных сторон при маловероятной эскалации военно-политической обстановки. В Прикаспийской зоне будут и в дальнейшем одновременно продвигаться энергетические проекты по различным направлениям, при этом возможна реализация тех или иных энергетических проектов по всем альтернативным направлениям и разработка новых маршрутов транспортировки энергоресурсов (прежде всего, в южном направлении). В настоящее время уже функционируют конкурентные направления транспортировки каспийских энергоресурсов и при этом сохраняется относительно стабильная обстановка в регионе, (одновременно функционируют нефте- и газопроводы по направлению в РФ и нефте- и газопроводы в обход РФ: Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум), что позволяет предположить, что подобная обстановка сохранится и при последующей реализации конкурентных энергетических проектов по транспортировке каспийских энергоресурсов на мировой рынок.
Как бы то ни было, в настоящее время мы является свидетелями непрекращающегося процесса активизации геополитических процессов в Прикаспийском регионе, характеризуемый увеличением ключевых региональных и мировых игроков, заинтересованных в использовании возможностей Прикаспийского региона, высокой экономической активностью в регионе, разработкой новых энергетических проектов по транспортировке каспийских энергоресурсов на мировой рынок.
Диана Айвазян
Источник: Де-факто |