Пятница, 29.11.2024, 05:53
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 23 » Ованес Игитян: Россия заинтересована в улучшении армяно-турецких отношений
Ованес Игитян: Россия заинтересована в улучшении армяно-турецких отношений
00:25

Analitika.at.ua. Интервью члена правления партии «Армянское общенациональное движение» экс-главы парламентской комиссии по внешним связям Ованеса Игитяна агентству АрмИнфо.

 

- Г-н Игитян, ускорится ли процесс евроинтеграции Армении в случае разблокирования Турцией границы с Арменией?

 

- Прежде всего, хочу отметить, что активизация процесса налаживания армяно-турецких отношений в первую очередь исходит из интересов Турции, а вовсе не Армении. Несмотря на то, что перед Турцией никогда не ставилось признание Геноцида армян, как предусловие, тем не менее, те страны, которые не хотели бы видеть Турцию в составе Евросоюза совсем по иным причинам, не раз прибегали к аргументам связанным с Армянским вопросом, в частности, Геноцида, и блокады Армении со стороны Турции. Кроме того, Европарламент в 1987 году принял резолюцию в которой помимо всего прочего отмечался факт Геноцида армян, хотя Турция напрямую в нем и не обвинялась. Турция благодаря отношениям с Арменией получила новый имидж. А с учетом общей напряженности в регионе, снижением влияния Израиля в регионе, с учетом напряженности в связи с ядерными программами Ирана, напряженности в Ираке, Афганистане Турция все больше и больше становится той страной, которую западный мир использует для стабилизации ситуации в регионе. Всю эту картину для Турции портили плохие отношения с Арменией, а еще точнее их отсутствие, сейчас же армяно-турецкий процесс пошел, и все изменилось. При этом, наличие открытой армяно-турецкой границы никоим образом не способствует ускорению процесса евроинтеграции Армении, так как основные причины этого процесса кроются во внутриполитической, а не внешнеполитической составной общественной жизни Армении. Плохие отношения с Турцией и даже более того, неурегулированность нагорно-карабахского конфликта никогда не ставились Армении в упрек или же в качестве предусловия на пути евроинтеграции нашей страны. Европейцы вполне обоснованно предпочитают ставить акцент на проблемы Армении с построением демократии, нарушениями прав человека, нелегитимность властей и т.д. То есть, как бы не пошел процесс с Турцией, Армения ни на йоту не продвинется вперед в направлении Евросоюза.

 

- Тогда почему наши власти так стремятся наладить отношения с Турцией?

 

- Я очень сильно сомневаюсь в том, что инициатива налаживания отношений с Турцией принадлежит армянским властям, и я говорю об этом уже больше года. Если ранее мои слова могли вызывать улыбку во властном лагере, то сегодня даже члены Республиканской партии Армении признаются в том, что на власти в этом вопросе оказывается давление извне. В усилении регионального влияния Турции заинтересованы определенные силы, в частности США, которые хотят создать благоприятную для себя на 100% ситуацию в регионе для реализации своих проектов, устранив все препятствия. В частности, одним из таких препятствий является закрытая граница между Арменией и Турцией. А закрытая граница мешает и Набукко и Южному потоку, любому региональному проекту. Это для нас даже не столь важно, как важно то, что проблемой налаживания армяно-турецких отношений занимаются другие страны, в частности, Госдепартамент США, который даже не скрывает этот факт. Данным вопросом занимается лично госсекретарь Хиллари Клинтон, которая имела длительную беседу, как с руководством Армении, так и с руководством Турции.

 

- Вы обуславливаете армяно-турецкие отношения заинтересованностью Запада в осуществлении региональных проектов, но ведь этому препятствует еще и карабахская проблема, так как открытая граница с Арменией на фоне закрытой границы с Азербайджаном лишает смысла все усилия США…

 

- Турция и Армения находятся в разных весовых категориях, как, впрочем, и Армения с Азербайджаном. На этом фоне Турция не раз ставила предусловием решение карабахского конфликта в плане открытия границы с Арменией. И естественно, что это предусловие должно учитываться силой, оказывающей давление на Армению и Турцию в вопросе открытия границ. И то, что те требования, которые выставляли первые лица Турции о решении карабахского конфликта в пользу Азербайджана звучат уже по другому говорит о том, что они уже удовлетворены. Тот факт, что в Госдепе вопросом карабахского урегулирования и вопросом армяно-турецких отношений занимается один и тот же департамент, и то, что во временном плане все друг с другом увязывается, говорит о том, что, по крайней мере, в Госдепе эти два вопроса уже связаны. Кроме того, Турция постоянно выражает удовлетворение взаимосвязанностью карабахского и армяно-турецкого вопроса. А турецкий премьер Эрдоган открытым текстом заявляет, что открытие армяно-турецкой границы произойдет параллельно с решением карабахского вопроса, а наше руководство косвенным образом подтверждает это, храня молчание.

 

- Заявления Эрдогана действительно есть, но есть также документы в виде двух парафированных протоколов между Арменией и Турцией, в которых нет ни слова о карабахском конфликте. Так чему же верить заявлениям или же документам?

 

- Протоколы заключают в себе решение армяно-турецких проблем, и поэтому Нагорный Карабах никак не вписывался бы в текст этих документов. Завуалировано, в некоторых пунктах намеки на это в виде необходимости в региональной стабильности и т. д. есть, вопрос здесь лишь в интерпретации этих пунктов. Та сила, которая ведет вперед урегулирование армяно-турецких отношений, продвигает вперед и решение карабахского конфликта. То есть и в том и другом случае мнения Армении никто не спрашивает, так как армянские власти не оцениваются Штатами, как полноценные представители всего армянского общества. Об этом свидетельствует доклад Госдепартамента США, где отмечается, что президент Армении был избран в результате спорных выборов. Тем самым США подчеркивают, что имеют дело с диктатором и в этом случае Госдеп просто решает проблему давления на одного человека. Как это уже было с Саддамом Хусейном, Слободаном Милошевичем и т. д, то есть навязывается мнение одному человеку а не всему народу. США всегда очень осторожны, когда дело касается всего народа, и они стараются не иметь дело со всеми, имея дело лишь с диктатором, обычно узурпировавшим власть. И то, что Протоколы должны обязательно пройти ратификацию парламентами двух стран, дает Турции дополнительную возможность для проявления гибкости.

 

- Соответственно будет снижена и степень давления США на Турцию?

 

- Естественно. Так как Турция имеет возможность распределить давление США между исполнительной и законодательной властью. Турция уже имеет этот опыт, так как парламент этой страны один раз уже отказался дать разрешение на проход американских военных в Ирак по территории Турции. Тогда никто не обвинил президента или премьера Турции, так как парламент этой страны представляется как легитимный орган представляющий интересы различных слоев общества. Этого, к сожалению, нельзя сказать об армянском парламенте. Если Серж Саркисян попробует подсказать парламенту, чтобы он затянул с ратификацией протоколов, со стороны наших партнеров и противников это будет восприниматься как игра. Так как все понимают, что парламент находится в кармане президента Армении и не отражает различные мнения общества и об этом говорится во всех резолюциях ПАСЕ по Армении.

 

- А как насчет роли России в процессах, о которых мы говорим?

 

- Россия была довольно сильна в этих процессах до определенного момента до подписания Майндорфской декларации. Так как параллельно с Минской группой Россия проводила свою политику по карабахской проблеме. Западом это воспринималось нормально, потому что за исключением Прибалтики распределение сфер распространялось по границам СССР. После Майндорфа ничего не произошло, и все осталось на бумаге, и фактически России указали на отсутствие конкретных результатов. Кроме того, после августовских событий Россия потеряла даже формальный статус нейтрального игрока на Южном Кавказе. Поэтому Россия представляется как страна, которая не может объективно решить карабахский конфликт, ведь фактически решение грузино-осетинского и грузино-абхазсского конфликтов вошло в тупик именно благодаря действиям Москвы. Потому Россия объективно уже не может восприниматься в качестве миротворца на Кавказе.

 

- А по части армяно-турецких отношений?

 

- Россия заинтересована в улучшении армяно-турецких отношений и не только по причине изолирования Грузии в этом случае. В Москве считают Армению своим форпостом, а с этой логики им естественно выгодно, чтобы Армения имела выходы во внешний мир. Россия также очень заинтересована в реализации Южного потока, который является лишь частью обширной программы Москвы в этом направлении. Как будут развиваться события вокруг Южного потока и Набукко, я не знаю, но я уверен, что Турция выжмет максимум из того, что можно выжать из армяно-турецкого процесса. Если со стороны США на Турцию оказывается политическое давление, то есть применяется политика кнута, то Россия стремится привлечь на свою сторону Турцию, используя перспективные экономические проекты, то есть политику пряника. А тот факт, что Серж Саркисян пригласил в Ереван Абдуллу Гюля будучи в Москве, говорит лишь о том, что ему это подсказали помимо всего прочего и в Кремле, а это в свою очередь говорит о том, что футбольная дипломатия стала реальностью в результате действий Кремля, а не только Госдепартамента США.

 

Давид Степанян

Источник: АрмИнфо.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 911
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru