Четверг, 23.09.2021, 22:02
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 25 » Позиции Еревана и Баку остаются неизменными
Позиции Еревана и Баку остаются неизменными
12:31

Analitika.at.ua. В первые недели после опубликования 31 августа армяно-турецких Протоколов создавалось впечатление, что Карабахский вопрос оказался несколько оттеснен в сторону и затрагивается разве что в контексте отсутствия или наличия предусловий в нормализации двусторонних отношений между Арменией и Турцией. Однако в последние несколько дней проблема вновь резко актуализировалась.

 

Более того, если раньше казалось, что Ереван и Баку вроде бы достигли принципиальных договоренностей по Мадридским соглашениям, то звучащие в недавних заявлениях разных официальных лиц утверждения заставляют предположить, что позиции сторон снова начали расходиться диаметрально, причем по ключевым вопросам.

 

В первые недели после опубликования 31 августа армяно-турецких Протоколов создавалось впечатление, что Карабахский вопрос оказался несколько оттеснен в сторону и затрагивается разве что в контексте отсутствия или наличия предусловий в нормализации двусторонних отношений между Арменией и Турцией. Однако в последние несколько дней проблема вновь резко актуализировалась, более того, если раньше казалось, что Ереван и Баку вроде бы достигли принципиальных договоренностей по Мадридским соглашениям, то звучащие в недавних заявлениях разных официальных лиц утверждения заставляют предположить, что позиции сторон снова начали расходиться диаметрально, причем по ключевым вопросам.

 

Прежде всего, как выясняется, ни в Ереване, ни в Баку не в восторге от Мадридских принципов. Э. Налбандян даже в сердцах бросил, что, дескать, эти принципы не являются «светом очей» для Еревана. И там, и здесь министры иностранных дел заявили, что рассматривают их всего лишь как основу для продолжения процесса урегулирования, что навело многих наблюдателей на мысль, что стороны просто имитируют развитие и подвижки в процессе. Тем более, что раздающиеся чуть ли не каждый день заявления турецких официальных лиц не оставляют сомнений в том, что в Анкаре изо всех сил пытаются создать впечатление о наличии сильной внутренней оппозиции нормализации отношений с Арменией. Делается это, скорее всего, с целью по возможности избежать обвинений международного сообщества в том, что Турция идет на поводу Азербайджана и срывает процесс нормализации в угоду Баку. Тем более, что заявления Еревана и Степанакерта четко свидетельствуют, что скорого решения по Карабаху, а уж тем более начала процесса его реализации не будет.

 

В этих условиях несколько дней назад агентство РЕГНУМ со ссылкой на некий дипломатический источник сообщило о том, что, дескать, «специальные службы Армении и Азербайджана начали неофициальное согласование технических параметров и процедуры передачи пяти районов вокруг Нагорного Карабаха. Источник подчеркнул, что «сам вопрос о возвращении пяти районов под контроль азербайджанских властей не подвергается сомнению», а предметом разногласий служит судьба остальных двух районов вокруг Карабаха - Лачинского и Кельбаджарского, - пакетную передачу которых армянская сторона хотела бы исключить, в любом случае оставив под своим контролем «Лачинский коридор».

 

Если эта информация была опубликована для проверки реакции соответствующих структур, то ответ прозвучал сразу: МИД РА в лице и.о. пресс-секретаря Тиграна Балаяна назвал эту информацию «уткой и даже без перьев». Такой ответ напрашивался сам собой, поскольку тема обязательной сдачи пяти районов с обсуждением двух других муссировалась и раньше, при Роберте Кочаряне. Однако, как видим, ни один район из протокольного списка не сдан – ни Азербайджану, ни какой-либо третьей стороне. Более того, известно, что именно эти территории должны будут обустраиваться по намеченной в НКР программе социально-экономического развития. Так что противоречия налицо, и «утка» оказалась просто-напросто провокационной.

 

Впрочем, с определенным подтекстом, поскольку опять же на фоне продолжающихся бурных комментариев к армяно-турецким протоколам в Баку и Ереване на высшем уровне вновь обменялись озвучиванием диаметрально противоположных подходов к ключевому вопросу – окончательному статусу НКР. Президент РА Серж Саргсян в интервью телепрограмме «Вести в субботу» заявил, что «беженцы-азербайджанцы из Карабаха имеют полное право возвращаться в места проживания, но они это могут сделать после определения окончательного статуса Нагорного Карабаха». На что последовал немедленный ответ министра ИД Азербайджана Мамедъярова: «Только после возвращения беженцев в родные дома могут вестись какие-либо переговоры, связанные со статусом Нагорного Карабаха». По словам дипломата, между Азербайджаном и Арменией в этом направлении ведутся переговоры.

 

Вполне понятно, почему каждая из сторон настаивает на своем подходе, категорически не приемля противоположного. Ереван не раз заявлял, что ключом к урегулированию проблемы является вопрос статуса и здесь понимают, что одностороннее возвращение беженцев неизбежно сведет на нет все договоренности об определении статуса НКР, несмотря на международные гарантии и документы. Уже не говоря о том, что на это самое пресловутое возвращение должна согласиться сама Нагорно-Карабахская Республика, как непосредственный субъект процесса. А позиция НКР давно известна, и она не содержит в себе ни грана противоречия между властью и обществом. Так что, если даже официальный Ереван гипотетически, по той или иной причине, согласится на это, общественный протест не только в Арцахе, но и в Армении может свести на нет весь достигнутый до этого так называемый консенсус.

 

Что же касается Баку, то здесь имеются свои, не менее весомые резоны настаивать на возвращении беженцев, как приоритете процесса урегулирования. Оставим даже в стороне то обстоятельство, что для Баку это хорошая возможность тормозить процесс. Более важно, что возвращение в Арцах беженцев – а с ними, можно не сомневаться, и не беженцев – позволит Баку создать реальные предпосылки для согласия на референдум, в надежде на положительный для себя результат. И надо сказать, что азербайджанская пропагандистская машина уже работает в этом направлении.

 

Об этом свидетельствует хотя бы факт заметной активизации муссирования темы «азербайджанской общины Нагорного Карабаха» и различные сообщения о ее «деятельности. Более того, пару недель назад появилась симптоматичная публикация под названием «Азербайджанская община региона Нагорного Карабаха Азербайджанской Республики», в которой информация о численности армянской общины в Нагорном Карабахе подвергается сомнению. Новоназначенный «руководитель» этой явно подконтрольной азербайджанским спецслужбам и ими же созданной «организации» некий Байрам Сафаров заявил, что, мол, не верит, что «численность армянской общины больше азербайджанской». Сей деятель, который не был в Арцахе как минимум 20 лет (если, конечно, вообще когда-либо бывал там) опирается на «наблюдения и встречи», которые провела недавно посетившая НКР «группа интеллигенции». «Общее мнение было таковым, что в настоящее время информация армянских источников о численности армянской общины в Нагорном Карабахе абсолютно далека от действительности», заявляет Сафаров, абсолютно уверенный в том, что можно за час-другой на глазок определить численность армян НКР.

 

Дальнейшие разглагольствования Сафарова, целиком укладывающиеся в установленные азерпропом рамки, вряд ли имеет смысл приводить, кроме одного, главного, ради чего, собственно, интервью и опубликовано: Сафаров озвучивает сознательно завышенные на треть данные о численности «азербайджанской общины» Нагорного Карабаха: 65 тысяч. Между тем, по официальным данным последней советской переписи 1989г., население только НКАО составляло 189 тысяч человек, из них армян - 145,5 тыс. (76,9 %), азербайджанцев - 40,6 тыс. (21,5 %). В Шаумяновском районе, по данным на тот же год, проживало свыше 17 тысяч армян (примерно 80% населения района) и около 3 тысяч азербайджанцев. Таким образом, в целом армянское население НКАО и Шаумяновского района насчитывало 185 тысяч человек, азербайджанское - 44 тысячи. И это, повторимся, официальные данные переписи, о которых, «карабахцу» Сафарову должно быть известно.

 

Понять, для чего ведется этот статистический «артобстрел» из Баку, несложно: если придется согласиться на референдум только на территории НК, как того предусматривают Мадридские принципы, то необходимо заранее уравновесить численность голосов и обеспечить участие азербайджанцев в голосовании, причем уже заранее вернувшихся в Арцах.

 

Азерпроповские игры в этом вопросе настолько примитивны, что, честно говоря, выеденного яйца не стоят. Тем более, когда их проводниками являются такие «деятели», как Сафаров. Вместе с тем все это дает серьезные основания предположить, что даже в обновленном виде условия урегулирования все-таки окажутся нереализуемыми. Ибо речь действительно идет о неразрешимой дилемме в позиции сторон, которая, скорее всего, обречет Мадридские принципы занять такое же бесславное место на свалке истории, как в свое время Пражские и Ки-Уэстские.

 

Источник: Де-факто

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 645
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru