Понедельник, 27.09.2021, 17:51
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 11 » Про соглашения между Арменией и Турцией
Про соглашения между Арменией и Турцией
16:14

Analitika.at.ua. После того, как президент Армении заявил, что не поедет на футбол, если армяно-турецкая граница не откроется, заинтересованные стороны несколько всполошились и решили форсировать события, благо сделать это было несложно. 31 августа была обнародована вторая часть апрельского соглашения о начале переговоров по нормализации армяно-турецких отношений, то есть та самая «дорожная карта», о которой больше месяца весной говорили в Армении, не зная ее содержания. Правда, политики и эксперты, интуитивно чувствуя подвох,  с самого начала комментировали неизвестные им самим Протоколы как содержащие не очень приемлемые для Армении условия. Напомним, что речь идет о двух протоколах: «Об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией» и «О развитии двусторонних отношений».

 

Вышеуказанные Протоколы определяют приемлемые сроки нормализации армяно-турецких отношений. Межполитические консультации завершатся в течение шести недель, после чего оба Протокола будут подписаны и представлены в парламенты двух стран для ратификации. Обе стороны приложат максимум усилий для того, чтобы ратификация прошла быстро согласно конституционным и законодательным нормам Армении и Турции.

 

Все это очень хорошо, однако позиция официального Еревана прямо противоположна реакции всего армянского общества и Диаспоры. Естественно, что и президент, и глава МИД Армении уверены, что нормализация отношений с Турцией станет благом для Армении и  всего региона. Вернее, они повторяют точку зрения заинтересованных сторон: США, России и Европы. Представители же армянского общества: политические партии, историки и эксперты настроены весьма пессимистично и, надо признать, для подобного пессимизма есть все основания: вся история последних 200 лет говорит о том, что с Турцией дружить нельзя.

 

Протоколы вызвали резкую реакцию среди парламентских фракций, которые предлагают провести референдум по ратификации Протоколов. Наиболее решительно о своей позиции заявила партия «Наследие», имеющая 5 мандатов в парламенте. Именно с ее подачи и могут пройти парламентские слушания по Протоколам. Слушания могут привести к тому, что Национальное Собрание Армении просто откажется ратифицировать протоколы, и президент страны может спокойно сказать, что он тут не при чем: «Народ и его избранники против». Это великолепная отговорка, действующая почти безотказно. Странно то, что до сих пор не озвучил свою позицию по данному вопросу Армянский Национальный Конгресс (АНК), возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Это, скорее всего, говорит о том, что нормализация отношений с Турцией устраивает Тер-Петросяна, что, впрочем, было всегда. Правда, лидер АНК рядящийся в тогу «защитника национальных интересов» вряд ли открыто скажет о своем согласии с нынешним курсом, который проводят президент и глава МИД Эдвард Налбандян. Скорее всего, на предстоящем митинге 18 сентября пойдут в ход  порядком надоевшие слова о «предательстве» и тому подобное.

 

Между тем, вероятность открытия армяно-турецкой границы также расколола армянское общество на две части. Некоторая часть видит в этом чисто экономические дивиденды и возможность ездить в Турцию, минуя Грузию, потому что «слава» о грузинских пограничниках давно стала как предметом негодования, так и насмешек. Но большинство все же против, исходя из естественного неприятия армянами турков и генетической памяти, которая ничего кроме резни не знает.

 

Как это ни прискорбно, но данный вопрос в Армении и ответы на него содержат больше  эмоций, чем действительного представления, какую цену придется заплатить армянам за нормализацию отношений с вечным врагом. Первое - о нормальных  отношениях с Диаспорой, которая насчитывает около 6 миллионов армян, можно надолго забыть. Рассеянные по воле младотурецкого правительства, эти шесть миллионов могут просто отказаться иметь дело с Арменией, как это было еще в СССР, когда связь поддерживалась исключительно через партию Рамкавар-Азатакан, созданную Советским Союзом для борьбы с Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн (АРФД). А так как в Диаспоре самая действенная партия - это АРФД, то, следовательно, и политика определяется именно ею. Фактически, вся борьба АРФД  за международное признание Геноцида армян в Османской империи сводится на нет одним росчерком пера...

 

Если внимательно проанализировать Карский договор, который является самым спорным в армяно-турецких отношениях, то вырисовывается следующая картина. Осенью 1921 года на основе Московского договора заключается четырехсторонний Карский договор между Турцией, Арменией, Азербайджаном и Грузией, который является отредактированной выжимкой Московского договора. Подписание Карского договора вполне логично потому, что договор с Турцией был подписан от имени России и формально еще не имел отношения к странам Закавказья. Русско-турецкий договор опубликован в Документах внешней политики  СССР под названием "Московский".

Главными статьями договора являются: Первая - Батумская область отходит от Турции Грузии, "советизируется", что создает иллюзию "непозорности" соглашения для молодой советской страны и в известной степени обеспечивает "реноме" молодого большевистского правительства. Вторая статья: Турции отходят Карская и Сурмалинская провинции Армении с горой Арарат. Третья: под протекторат Азербайджана передается армянская провинция Нахичеван. Таким образом, за счет Армении были удовлетворены Турция, Азербайджан и Грузия. Республики Закавказья были объявлены советскими.

Знаменательно, что в тексте Московского договора третья статья о принадлежности Нахичевана заканчивается словами "без права передачи третьей стороне", под которой подразумевается Иран. Однако уже в тексте Карского договора эта фраза отсутствует. Ратификация же Протоколов в 2009 году окончательно похоронит надежды армян на возвращение Карса, Ардагана и горы Арарат.

 

В любом случае для Армении данные Протоколы, в каком угодно виде неприемлемы по двум причинам: в них нет ничего об обязательствах Турции по признанию Геноцида армян и невмешательстве в урегулирование карабахского конфликта. А это именно те предусловия, о которых не говорится, но они подразумеваются.

 

Карине Тер-Саакян

Источник: catu.su

Категория: Политобозрение | Просмотров: 866
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru