Analitika.at.ua. Евросоюз расширяет сотрудничество с Азербайджаном, Арменией и Грузией. На заседании Еврокомиссии в Брюсселе главы внешнеполитических ведомств 27 стран ЕС выдали мандат на начало переговоров с Закавказскими республиками о заключении новых соглашений о сотрудничестве. Ранее ЕС и эти республики были связаны договорами о сотрудничестве, которые были заключены десять лет назад. Сближение ЕС и кавказских республик, отмечают политологи, - ответ на активность Турции на мировой арене.
В апреле 2009 года главы внешнеполитических ведомств Армении и Турции заявили о том, что разработан план нормализации отношений, предусматривающий открытие границы. До сих пор граница между ними закрыта и нет дипотношений между странами. Причины этого в том, что Турция не признает факт геноцида армян в конце 19 - начале 20 века.
В апреле также стало известно, что переговоры о восстановлении дипотношений между Турцией и Арменией ведутся еще с 2007 года и посредником в них является Швейцария.
Лакмусовой бумагой восстановления дипотношений стало присутствие лидеров Турции и Армении на футбольных матчах между сборными двух стран в рамках отборочного турнира на Чемпионат мира-2010. Очередная встреча сборных намечена на октябрь текущего года, и президент Армении Серж Саркисян заявил, что на ответную игру он хотел бы приехать через открытую границу.
Однако Турция стремится наладить контакт не только с потенциальными союзниками ЕС, но и с Россией. В минувшем августе в Анкаре прошли переговоры турецкого премьера Реджепа Эрдогана и его российского коллеги Владимира Путина, которые добавили неопределенности в перспективах реализации проекта газопровода "Набукко". Турция разрешила России проложить по своему участку дна Черного моря газопровод "Южный поток" в обмен на участие Москвы в строительстве нефтепровода "Самсун-Джейхан" в обход проливов Босфор и Дарданеллы.
Директор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил, что Турция сделала серьезное предложение Азербайджану и Армении по поводу урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, посягнув, таким образом, на вотчину Москвы (до этого основным переговорщиком в этом вопросе считал себя президент РФ Дмитрий Медвдедев). По словам эксперта, ЕС также не хочет терять нить в урегулировании этого конфликта.
А директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что ЕС не теряет надежды на то, что Закавказье станет источником энергетических ресурсов для Европы, и для газопровода "Набукко", в частности. Но словам политолога, шансов на вступление в ЕС у бывших советских республик нет.
"Сегодня перспектив вступить в ЕС нет даже у Украины, которая имеет общую границу с ЕС, и тем более нет ее у Закавказских стран, - говорит Минченко. - Расширение ЕС исчерпано. Во-первых, слишком много стран вступило и необходимо "переварить" тех, кто уже вступил. Во-вторых, ЕС так и не определился с концепцией дальнейшего развития. Либо это империя, - и тогда необходимо принятие Лиссабонского договора, - либо федерация с сильными региональными центрами".
По мнению Алексея Мухина, Россия будет настаивать на своем участии в диалоге Закавказских республик с Европой. В ЕС этому вероятно не будут рады, о чем уже говорят европейцы. "Россия не сможет воспрепятствовать сближению Евросоюза с республиками Закавказья. Это суверенные нации, и они имеют право решать свою собственную судьбу", - заявил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
С одной стороны, сближение бывших советских республик с ЕС - неизбежность. Причем, интерес у двух сторон обоюдный. С другой - Европе при этом нельзя игнорировать интересы России.
Евгений Минченко выделяет несколько сценариев развития событий. "Есть три типа сотрудничества с ЕС бывших советских республик. Первый: "вместо России идем в Европу". Ярчайший пример этого - Украина при Ющенко, с некоторыми оговорками - Грузия, этот путь может повторить и Молдова. Это евроинтеграция любой ценой. Приносятся в жертву экономические и политические интересы. Другой путь в ЕС - маневрирование между ЕС, Россией и другими центрами силы. Это стратегия Лукашенко, и она заведомо проигрышна в стратегическом плане. Третий путь - отказ от интеграции в ЕС, как цели, в пользу прагматичных отношений с Евросоюзом, РФ и другими странами. Яркий пример - Казахстан, в меньшей степени Азербайджан". Минченко утверждает, что третий путь - самый правильный, и в нем Россия наиболее всего заинтересована.
Милана Челпанова
Источник: Finam.ru