Четверг, 25.04.2024, 18:18
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 3 » Сергей Шакарянц: Власти Ирана стремятся нейтрализовать тюркский элемент на своих границах
Сергей Шакарянц: Власти Ирана стремятся нейтрализовать тюркский элемент на своих границах
00:22

Analitika.at.ua. Интервью эксперта Института политических исследований Аппарата президента Армении Сергея Шакарянца агентству АрмИнфо

 

- Г-н Шакарянц, ожидаете ли Вы каких-то подвижек в армяно-турецком процессе до 14 октября, то есть до предполагаемого визита президента Армении в Турцию?

 

- Если исходить из последнего заявления второстепенного, но при этом вполне официального представителя МИД Турции в лице посла этой страны в Азербайджане, то границу открывать турки явно не собираются, так как согласно его заявлению «президент Армении Серж Саргсян вполне может прилететь в Турцию и на самолете». Так что не думаю, что до 14 октября мы станем свидетелями разблокирования армяно-турецкой границы. Более того, ожидать каких-то движений со стороны Турции в сторону Армении нам также не следует. Так что сейчас развитие дальнейших событий в армяно-турецких отношениях, ехать или не ехать президенту, продолжать ли «футбольную» дипломатию или нет, зависит от Армении. Турки же свое слово сказали и, на мой взгляд, действия Армении должны всецело исходить из тех реалий, которые создала Турция. А реалии таковы, что вопреки всем своим обещаниям, вопреки Дорожной карте, Турция на данном этапе не предпринимает ни одного шага навстречу Армении, который бы позволил нашему руководству задуматься о встречных шагах. Отсюда напрашивается вывод, любой шаг, любая уступка со стороны Армении расценивается в Анкаре исключительно как проявление слабости и готовности к односторонним уступкам. Именно поэтому Реджеп Эрдоган, Абдулла Гюль не говоря уже об Ахмеде Давудоглу, продолжают утверждать, что продвижение армяно-турецкого процесса напрямую зависит от прогресса азербайджанской вариации урегулирования карабахской проблемы. Подобный подход не приемлем не только для Армении, но и для США и России, курирующих вопрос армяно-турецких отношений. Естественно, что у них свои интересы в этих процессах. США пытаются вырвать Армению из контекста отношений с Россией и Ираном, Россия же пытается вырвать Турцию из НАТО. Кому из них и насколько это удастся трудно сказать, поскольку никому из нас неизвестно, о полных планах этих двух сверхдержав.

 

- Вы отмечаете, что Турция не собирается делать встречных шагов в отношении Армении. Не входит ли подобная позиция в противоречие с европейскими интересами Турции, особенно учитывая, что Эрдоган является исламским демократом?

 

- Естественно, но при этом Эрдоган все равно остается турком. А последние события в китайском Синцзяне еще раз продемонстрировали, что главной целью Турции по-прежнему остается объединение всех тюркских народов под своим флагом. А Армения является помехой на пути этих планов. Именно поэтому Армении ни в коем случае нельзя отказываться от двух краеугольных камней своей внешней политики: усилий направленных на международное признание независимости НКР и признания Геноцида армян в Турции в 1915 году. Именно эти два фактора постоянно и исключительно держат Армению в центре внимания мирового сообщества. В этом контексте, Армении не следует делать ни одного одностороннего шага по смягчению своих двух основных требований. Лишь в условиях определенных встречных шагов со стороны Турции и Азербайджана мы можем говорить о каких-то уступках, а поскольку они начисто отсутствуют говорить о какой-то толерантности со стороны Армении просто бессмысленно.

 

- А как насчет планов Ирана?

 

- Система координат региона Южного Кавказа с точки зрения внешнего воздействия является не трехмерной и не ограничивается США, Россией и Турцией, а четырехмерной, так как еще есть и Иран. Сначала 90-х Иран предпринимал ряд мер в отношении Азербайджана, Армении, Турции и Нагорного Карабаха, то же самое происходит за последние два года в отношениях между Ираном и Арменией. Естественно, что, не имея четких гарантий и какой-либо уверенности в том, что предлагаемые программы могут быть осуществлены, Иран не взялся бы развивать с Арменией столь тесные экономические и по сути уже стратегические отношения, которые мы наблюдаем за последние два года, начиная с ввода в строй газопровода Иран-Армения. У Ирана есть серьезные предложения ко всем странам региона в плане недопущения внерегиональных сил в региональных процессах. Исходя из этого краеугольного предложения Ирана, можно догадаться об истинных целях этой страны в отношении Армении, Азербайджана, Нагорного Карабаха и отдельно Нахиджевана. И я упомянул Нахиджеван в отдельности не просто так. Недавно стало известно, что Иран со стороны иранского города Джульфа начал активно восстанавливать армянские памятники истории и культуры: часовни, церкви, хачкары, в частности, храм Святого Степаноса. При этом главное в том, что там, где эти работы близки к завершению, иранских азербайджанцев уже давно нет. Очевидно, что власти Ирана стремятся нейтрализовать тюркский элемент на границах с Турцией, Арменией, Азербайджаном и Нахиджеваном. Строительство плотины с последующим воздвижением ГЭС на Араксе между Арменией и Ираном, также из категории подобных мероприятий, так как с этих территорий также массовым образом выселялось азербайджанское население. Если проанализировать все эти факторы в совокупности, то станет ясно, что за этими шагами стоит глубоко продуманная госпрограмма Ирана. То есть, в этой ситуации Армении следует рассматривать ситуацию в регионе не сквозь трехмерную, а сквозь четырехмерную призму. А если Армения желает при этом сохранить какое-то подобие самостоятельности, то ей следует четко озвучивать свои национальные интересы именно перед руководством всех четырех стран-игроков: России, США, Турции и Ирана.

 

- Турция рвется к сопредседательству в Минской группе, существует ли в реальности подобная перспектива?

 

- Турция просто не может даже претендовать на сопредседательство в Минской группе поскольку, осуществляя блокаду Армении, она активно содействует Азербайджану, то есть воюющей стороне. Этим летом, как минимум 3-4 раза, сами сопредседатели МГ ОБСЕ напомнили, что Турция не может стать страной-сопредседателем, так как они прекрасно понимают, что в этом случае никакого урегулирования карабахской проблемы не может быть по определению. Кроме того, страны-посредники прекрасно осознают, что в случае если Турция все же станет сопредседателем, то этой же роли неминуемо станет добиваться и Иран в качестве страны-противовеса тюркскому фактору в регионе, а этого не хочется ни США, ни России, ни Европе, ни самой Турции. Усиление роли Ирана на Кавказе неминуемо приведет к его усилению не только в нашем регионе. Этот процесс может перекинуться и на Северный Кавказ, учитывая особые более модифицированные мусульманские позиции Ирана и то, что он может противостоять ваххабизму и турецкому суннизму. Кроме того, у Ирана есть более важные цели в регионе: Ирак, Ближний Восток, Палестина. Выход на эти пределы, наверное, и есть цель проведения Ираном своей региональной политики, в том числе и в отношении Армении. А в этом случае произойдет полная перекройка геополитической системы в регионе. Сегодня Иран является своеобразным, четким балансиром тех столкновений интересов, которые принесли с собой в регион США, Россия и Турция.

 

Давид Степанян,

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 765
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru