Четверг, 28.03.2024, 14:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Шаумян: надежда только на чудо?
Шаумян: надежда только на чудо?
17:19

Analitika.at.ua. В гостях у нашей редакции побывал депутат Верховного Совета РА первого созыва Володя АГАДЖАНЯН, доиюня 1991 года являвшийся первым секретарем райкома Шаумяновского района. Внастоящее время он живет и работает в Москве.

 

- Почему мы сумели провозгласить и защитить Нагорно-Карабахскую Республику, освободили исторические армянские земли, но не смогли сохранить Шаумяновский район и Геташенский подрайон?

 

- Это произошло по воле нашего руководства: именно так они были настроены изначально. Даже из арцахских руководителей кое-кто считал, что Шаумян и Геташен мешают освобождению Карабаха. А при обсуждении вопроса в высших советских инстанциях говорили: видите, мол, проблема распространяется подобно цепной реакции - Карабах хочет присоединиться к Армении, Шаумян к Карабаху, а Геташен - к Шаумяну. Чтобы избежать подобной ситуации, и выбрали такой вариант решения: нет поселений - нет и проблем.

 

- То есть политические и дипломатические возможности, а также ограниченные военные силы были сконцентрированы для решения иных задач и на иных фронтах?

 

- Вопрос о концентрации военных сил особо не стоял: местное население само защищало себя. Если бы не мешали со стороны и хотя бы чуточку помогли, шаумяновцы решили бы задачу освобождения своей земли. Во-первых, не помогли с оружием. Да и в последний период, когда все-таки начали давать оружие, это носило скорее формальный характер. А однажды полученное оружие было возвращено обратно в Армению. Был и такой случай. 29 апреля 1992 года я и Бабкен Араркцян вылетали разными вертолетами из Еревана: я в Шаумян, он - в Геташен. Доставляли муку. Когда ему не разрешили посадку в Геташене, он вернул муку в Ереван, а ведь мог привезти в Шаумян...

 

- Может быть, в вас просто говорит боль шаумяновца, человека этих мест - боль, которая не может мириться с холодным государственным мышлением? Может быть, уступив где-то в малом, оказывалось возможным в другом месте выиграть больше?

 

- Если и были люди, которые считали, что можно сдать Шаумян и взамен взять, например, Джабраил, то они глубоко заблуждались. Джабраил никогда не станет Шаумяном, мы не можем заселить его армянами. А если и найдутся переселенцы, то очень мало, тогда как Шаумян всегда был краем, на 90% населенным армянами.

 

- Каково географическое положение Шаумяна? Может быть, трудно было оборонять эту территорию?

 

- Положение просто великолепное - сразу за спиной Карабах. Для успешной обороны имелись горы, леса. А что касается азеров, то мы уже очистили от них район.

 

- Но хотя бы через столько лет вы можете найти объяснение тому, почему мы сдали район или, что то же самое, не организовали оборону?

 

- Чтобы облегчить свою ношу, Левон Тер-Петросян готов был сдать даже сам Карабах.

 

- Однако в бытность его президентом мы смогли освободить определенные территории, победить в войне. Как понять ваши слова?

 

- Он стал президентом Армении благодаря карабахской проблеме. А победили мы благодаря помощи России. В тот период наши интересы совпадали. И сколько бы мы ни утверждали, что наша армия была более организованна, что мы сражались лучше и воевали за свою землю, мы не можем обойти этот факт. Расскажу один случай. В те дни я полетел в Москву, чтобы лично проинформировать тогдашнего министра обороны СССР Язова о том, что творится в Шаумяне. Он при мне позвонил командующему 4-й армии Закавказского военного округа и сказал - привожу дословно его слова: «Если без моего ведома хотя бы муха пролетит над территорией Шаумяна - ответите головой!». Потом велел ему послать своего заместителя в Шаумян, чтобы тот договорился с местным руководством и выяснил, как организована оборона района, после чего доложить лично министру.

 

Я, очень обрадованный, вышел из его кабинета и пошел в представительство Армении, откуда позвонил в Шаумян. Поговорил с Шагеном Овасапяном, заместителем Шагена Мегряна, и сказал, что завтра заместитель командующего армией приедет в Шаумян, чтобы договориться насчет обороны. Я отметил также, что оборону района Язов берет под свой личный контроль. А чем все кончилось? На следующий день состоялась встреча на границе. Однако в ней с нашей стороны принял участие не сам Мегрян, а его заместитель, который заявил, что никакая помощь им не требуется и что они сами организуют оборону. Через три дня после этого азеры напали на Шаумян и с помощью русской армии взяли четыре наших села.

 

А в конце февраля 1992-го на участке Хаджикенд Ханларского района был обсужден план захвата Геташена и Шаумяна - операция «Кольцо». Уже через несколько часов я знал о готовящейся операции, сообщил об этом и руководству Армении, однако никаких мер принято не было.

 

- Говорят, что в операции было задействовано около 150 единиц бронетехники и несколько тысяч солдат пехоты. Сопротивление было попросту невозможно.

 

- Ничего подобного. Сегодня кто что хочет, то и пишет. Платят, вот и пишут.

 

- Ну хорошо, оборону наладить мы не смогли, но почему не сумели грамотно организовать хотя бы эвакуацию населения, чтобы свести число жертв к минимуму?

 

- Из опасения. Ведь организуй они эвакуацию, то начали бы говорить, что они сами сдали район. Поэтому армянские отряды бросили народ на милость врага и сбежали. Люди в панике рассыпались по лесам - тогда только пропавших без вести оказалось около 500 человек. Были ли они взяты в плен или убиты, до сих пор неизвестно.

 

В те времена я находился в Ереване, был депутатом Верховного Совета. Организовывал отсюда помощь, сбор продуктов, одежды, всего необходимого для скрывающихся в горах и лесах беззащитных людей. Весь армянский народ участвовал в этом, приносили кто что мог, помогали как могли. Естественно, живущие в Армении шаумяновцы были крайне обеспокоены. Мы собрались у президентского дворца, хотели увидеться с Левоном Тер-Петросяном. Он принял троих, в том числе и меня. Я сказал, что нужно предпринять определенные шаги, нужно спасать людей, что-то надо делать. И что, как вы думаете, он ответил? Он сказал: поскольку эти люди находятся в пределах Карабаха, то заботиться о них должны карабахские власти, а вот когда они доберутся до Армении, тогда и буду думать в этом направлении.

 

- Вы были первым секретарем Шаумяновского райкома и одновременно председателем райисполкома, то есть фактически руководителем района. Почему же вы оставили свой пост и уехали из района, предпочтя быть депутатом Верховного Совета Армении?

 

- Впоследствии, уже после этих роковых событий, я в очередной раз утвердился в своих сомнениях относительно того, почему меня сняли с этой работы и удалили из Шаумяна: я бы с ними к согласию не пришел. Не разрешали. Дашнаки, в свою очередь, также действовали против меня. Сначала они заявляли, что прибыли в район, чтобы защищать нашу землю, и никаких партийных интересов не преследуют. Но не прошло и года, как начали говорить, что руководство района нужно сменить: мол, у нас оружие, мы и должны руководить. В июне 1991-го я вынужденно созвал пленум, и Мегрян был избран первым секретарем райкома партии, а потом и председателем райисполкома. С приходом Мегряна ситуация изменилась, партийные дрязги проникли и в наш район. А при мне в Шаумяне партий не было. Был народ и его лидер. И этим лидером был я. Народ избрал меня. И еще, население Карабаха и Шаумяна действовало в единой связке. После меня единство распалось. Это обстоятельство самым негативным образом сказалось на обороне.

 

- Что было, то было. Можем ли мы сегодня хоть что-то сделать для Шаумяна? Мы знаем, что район заселяется азербайджанцами...

 

- Да, заселяют, но число азеров там невелико. Я надеюсь только на чудо: чудеса ведь все-таки случаются, верно? А если точнее, то я лелею надежду, что Россия опять окажется заинтересованной стороной и мы вернем утраченные земли. Но я хочу также, чтобы они хотя бы сейчас признали: Шаумяном и Геташеном они пожертвовали в угоду политическим интересам. Сдали Шаумян, чтобы и нам было в чем обвинять Азербайджан - мол, мы взяли ваши земли, а вы взяли наши Шаумян и Геташен. Причем эту карту на переговорах до сих пор так и не используют.

 

- Почему для депортированных шаумяновцев не организовали отдельное поселение - хотя бы такое, как у геташенцев?

 

- Мы обратились к руководству Армении - тогда премьером был Хосров Арутюнян,- попросили: дайте нам кусок земли, чтобы мы могли построить там дома и жить вместе, сохранить свои обычаи, свое лицо. Даже с условием: как только Шаумян будет освобожден, оставим все правительству Армении и вернемся в родные места. Не дали. Более того, шаумяновцам не дали даже статуса беженцев...

 

Источник: Собеседник Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1092
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru