Analitika.at.ua. После обретения независимости и по сей день Сирия
рассматривается как арена соперничества крупных мировых и региональных держав.
Несмотря на видимую солидарность разных заинтересованных государств,
противоречия очевидны, и именно это обстоятельство выступает одним из важных
факторов способности Сирии сопротивляться внешним и внутренним угрозам. Следует
отметить, что Башар Асад и его команда сумели правильно проанализировать данную
ситуацию еще в середине 2011 года.
ХАРАКТЕРНО, ЧТО ДАЖЕ В ЗАПАДНОМ СООБЩЕСТВЕ ИМЕЮТСЯ ВЕСЬМА
серьезные противоречия по поводу событий в Сирии. Совершенно очевидно, что ни
одно европейское государство не приобрело и не может приобрести в этом
контексте никаких реальных позиций и тем более преимуществ. Прежде всего
проиграла Франция, лишившаяся традиционной зоны влияния – Сирии и Ливана, и она
вряд ли сумеет вернуть свои позиции в будущем. Конечно, если бы у власти во
Франции в этот период находился Николя Саркози или политик аналогичного
характера, ничего подобного не произошло. Франция была маргинализирована даже в
результате переговоров США и России, что, конечно же, значительный провал во
французской стратегии.
Великобритания никогда не стремилась приобрести нечто новое,
пытаясь лишь выстроить ситуацию таким образом, чтобы Сирия стала более удобной
для транспортировки нефти Ирака к Средиземноморскому побережью. Германия вообще
отстранилась, хотя делала вид, что заинтересована в этой ситуации с позиций
европейских ценностей.
Россия вроде бы "сидит на коне", но вряд ли в
будущем ее ожидает приобретение новых позиций на Ближнем Востоке. Россия
слишком поздно предприняла усилия по поддержке шиитского "пояса" и
тем самым стала менее интересной для шиитского "полюса", который
находится не в Дамаске, а в Тегеране. Россия давно проиграла не только Сирию,
но и Иран. Попытки России установить более доверительные отношения с разными
конфессиями на Восточном побережье Средиземного моря также оказались слишком
запоздалыми. Позиция России стала весьма удобным аргументом для тех кругов в
Вашингтоне и Брюсселе, которые хотели бы представить дело таким образом, что
именно по причине политики России и Китая западное сообщество не предпринимает
военной интервенции в отношении Сирии.
Китай в самом начале этой бойни был весьма обеспокоен и даже
пытался обозначить свое военное присутствие на Ближнем Востоке, но сейчас
китайцы более спокойно относятся к данным событиям, понимая, что Сирию как
самостоятельный субъект ликвидировать невозможно.
ГЛАВНЫЙ ФАВОРИТ ДАННЫХ СОБЫТИЙ - ТУРЦИЯ выяснила, что это
партнеры на Западе привели ее к положению заведомо проигравшей стороны, так и
не сумевшей заручиться поддержкой ни США, ни НАТО, ни ведущих европейских
государств. Провал турецкой региональной политики будет иметь более отдаленные
и важные последствия, чем представляется сейчас. Возможно, ее провал на Ближнем
Востоке приведет к существенным трансформациям в турецкой государственности.
Турции было необходимо не только усиление ее позиций в регионах, но и ряд
легких политических и военных побед. США и НАТО не допустили этого - при
одновременном противодействии Ирана и ведущих арабских государств. Турция
поняла, что она уже не сумеет перешагнуть через Сирию, причем этого не
произошло бы при любой тактике и стилистике внешней политики. США и НАТО не
допустили бы этого даже при полном контроле над Турцией.
В настоящее время идет игра на опережение, когда главная
цель – радикальная трансформация ныне существующих государственных границ. В
этой игре участвуют многие государства, даже не очень крупные. Сейчас
происходит расставание с фобиями, которые связаны с неуверенностью и
непониманием перспективы и конкретных задач. Тем не менее стали совершенно
понятными цели Саудовской Аравии и Ирана, США и Европы, а также Китая. Россия
со всей очевидностью все еще не сформулировала свою стратегию в отношении
Ближнего Востока (как и в отношении всех других регионов).
США опасаются усиления шиитского "пояса", но
понимают, что это единственная обнадеживающая возможная линия поведения
американцев, связанная с шансом приобрести на Ближнем Востоке баланс сил, более
или менее приемлемый для США. Перед США стоит задача не ослабления или
ликвидации шиитского "пояса", а деидеологизация данных государств и
общин. Быть может, привычная логика стала более формальной, чем являлась прежде,
но зачем делать ставку на ведущие суннитские государства, когда они давно
абсорбированы США. Именно ставка на шиитов и станет сутью возникающей новой
игры, которая формируется в Сирии, как на универсальной арене ближневосточной
игры.
ИТАК, КТО ЖЕ ОПЕРЕЖАЕТ КОНТРПАРТНЕРОВ В ЭТОЙ ИГРЕ НА
ОПЕРЕЖЕНИЕ в достижении главной цели – трансформации государственных границ?
Становится очевидным, что США и ведущие суннитские государства арабского мира
вошли в серьезные и неразрешимые противоречия по вопросам изменения
государственных границ и создания новых государств в регионе. Турция уже
продемонстрировала невозможность проведения аналогичной политики ни в режиме
конфронтации с США и НАТО, ни в режиме значительного подчинения и
подконтрольности западному сообществу. Но, видимо, политики Саудовской Аравии и
ее сателлитов все еще надеются на "объективность" хода событий, то
есть "согласие" США с "арабской позицией". Это
представляется как полная чепуха, и, конечно же, очень скоро выяснится, что
данные противоречия углубились, причем, возможно, нарочито заинтересованными
сторонами.
Трансформация государственных границ и создание новых
государств на Ближнем Востоке и в соседних регионах будут происходить в
сочетании и в соответствии с этническим и конфессиональным расселением,
нынешней и перспективной дислокацией военных баз и важных геополитических
точек, а также энергетическими и военными коммуникациями. Кому-то придется
подчиниться, и всем придется сделать вид, что достигнута определенная
согласованность, иначе многие лишатся того, что имеют сейчас. Игорь МУРАДЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.